"Формирование общения со сверстниками детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности."
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Кузнецова Оксана Борисовна

в статье говорится о том, с помощью чего формируется общение со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_obshcheniya_so_sverstnikami_detey_5.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общения со сверстниками детей 5-6 лет                                                        с общим недоразвитием речи  средствами театрализованной деятельности.

         Актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей с ОНР, при определённой несформированности у них навыков коммуникации и взаимодействия, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим несколько важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем и самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их взаимоотношения со сверстниками.                                  Проблема общения детей изучается долгое время как в психологии, так и в педагогике. Исследователи сходятся во мнении, что общение является одной из доминирующих сторон в формировании личности ребенка, только при полноценном общении ребенка как с взрослыми, так и со сверстниками, формируется гармонично и всесторонне развитая личность. Трудности общения детей с нарушениями речевого развития проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К. Воробьева, В.П. Глухой, Н.К. Усольцева, Е.Г. Федосеева и др.), снижении потребности в общении (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина и др.). Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Л.И. Усачева, П.А. Харитонова и др.). Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность препятствуют полноценному когнитивному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения.      Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.                                                                                                              Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений общения. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.                      В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Принципы коррекционной работы с детьми с ОНР, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.   Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы.                                                                                                                        1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.                              2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.                                     3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.                                                                                                                                 4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

        - театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

        - детского и взрослого искусств;

        - театральной игры и совместной созидательной деятельно- сти педагога и ребенка;

        - ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

        - специально организованной и самостоятельной деятельности.

    5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

        - ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

        - побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

        - самостоятельный поиск решения творческих задач.

    Театрализованная деятельность способствует развитию:

        - психофизических способностей (мимики, пантомимики);

        - психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

        - речи (монолог, диалог);

        - творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

        Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

        - разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

        - владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

        Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.             Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Литература:

 1. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» – М., 1991.

3. Глухов В.П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики.   М., 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"

Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....