Проект дидактической игры "Кубигород" в группе компенсирующей направленности.
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Ткаченко Лариса Викторовна

Количество детей с речевыми патологиями в последнее время увеличилось .Дети быстро устают, отвлекаются,утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с правильной речью. Придя в школу, эти дети будут испытывать трудности и быстро попадут в ряды неуспевающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kubigorod.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Проект дидактической игры в логопедической группе «Кубигород».
  2. Автор проекта: Ткаченко Л.В. - воспитатель 1- квалификационной категории.

.Вид проекта — комплексный.

Продолжительность осуществления- 1 месяц.

Обоснование:Количество детей с речевыми патологиями в последнее время увеличилось .Дети быстро устают, отвлекаются,утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с правильной речью. Придя в школу, эти дети будут испытывать трудности и быстро попадут в ряды неуспевающих. Процесс формирования правильной и грамотной речи занимает немало времени в жизни ребёнка. Развитие чёткой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребёнка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Работа в данном направлении должна охватывать весь языковый спектр и все компоненты речи. Система развития речи включает в себя следующие разделы:

o работа над звукопроизношением слуховой памятью и фонематическим слухом;

o формирования грамматического строя речи;

o расширение словарного запаса;

o развитие связной речи;

o развитие мелкой моторики;

o формирование навыков письма;

o обучение чтению.

Формирование словаря и лексико-граммотических сторон данной категории детей являются  одной из актуальных проблем в логопедии Здесь на помощь призовем  игровую обучающую ситуацию.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, другая - игровая. Поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают ребятам определённый объём знаний и учат их владеть своими знаниями; развивают творческую активность, самостоятельность мышления ;помогают в игровой форме решать умственные задачи. Результаты работы воспитателя не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает опыт, что эффективным средством она станет , если воспитатель:

1.Умеет подбирать содержание игровых обучающих ситуаций;

2.Владеет методикой и организацией игровых ситуаций;

3.Использует систему работы с играми;

4.Владеет диагностическими методиками исследования словаря детей с нарушением речи.

Взяв всё вышесказанное во внимание, мною было принято решение изготовить дидактическое, наглядное пособие, предназначенное для развития всех сторон речи. Данное пособие может быть использовано для занятий с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Дидактическое пособие получило название «Кубигород»

Кубики можно прятать и показывать вновь. Но с комментариями: «Смотри, какая красивая  кошечка на этом кубике. Покажи язычком, как кошечка лакает язычком». Или: «Этот круг на кубике желтый. Назови желтые предметы».

Есть множество увлекательных занятий с кубиками для группы ребятишек. Причём заинтересовать их можно и тем арсеналом игрушек, которые уже есть, и новыми, пока неизведанными.

Цель проекта: развитие звукопоизносительной и лексико-грамматической сторон речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием развивающего дидактического пособия «Кубигород».

Задачи проекта:

 создать и теоретически обосновать, проверить возможность развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование игрового дидактического пособия «Кубигород»;

 создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях;

 преодолевать речевой негативизм у детей с общим недоразвитием речи;

 повысить уровень развития звуковой и лексико-грамматической сторон речио у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через дидактическое пособие «Кубигород.

Этапы работы над проектом:

• подготовительный;

• основной;

• заключительный.

Участники проекта:

• воспитатель логопедической группы

• дети логопедической группы.

Распределение деятельности по этапам:

I. Подготовительный:

 определение темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

 изучение научно-практической литературы по данной проблеме;

 создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление игрового пособия; подбор упражнений и игр для развития звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, развития словаря.

II. Основной:

1. Содержание деятельности учителя-логопеда:

 проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития звукового, лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;

составление методических разработок коррекционных занятий с использованием данного пособия;

 проведение коррекционно-развивающих игр с использованием пособия «Кубигород.

2. Содержание деятельности детей:

 участие в занятиях по развитию звукового и лексического строя речи;

 самоконтроль на логопедических занятиях и в повседневной жизни.

III. Заключительный:

 проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно-развивающей работы;

подведение итогов реализации проекта;

 презентация проекта.

Результативность проекта: заключается в том, что предлагаемое игровое пособие позволит

 повысить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

 повысит интерес детей к логопедическим занятиям;

 закрепит знания детей, полученные на логопедических занятиях.

Варианты использования кубиков.

Вариант 1. Один ребёнок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руке у него куб, который он вращает, пока дети идут по кругу со словами:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кубик мы вращать!

Ребёнок показывает грань куба, на котором остановилось вращение. Дети выполняют задание.

Вариант 2. Дети стоят или сидят кругом. Куб передают по цепочке, произнося любую знакомую считалочку. Ребёнок, на котором остановилась считалочка, выбирает сторону круга. Дети выполняют задание.

Вариант 3. Водящий ребёнок идёт по кругу и произносит считалочку. Тот, на ком закончилась считалка, берёт куб, закрывает глаза, вращает его, останавливаясь на любой грани куба. Задание выполняет сам или все дети вместе.

Кубы «Весёлый язычок»

Цель: активизация основных артикуляционных движений для каждой группы звуков

Описание кубов: 6 кубов для основных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных) .

На каждой грани куба изображены картинки, обозначающие артикуляционные упражнения.

Например: куб для упражнений на звуки Р-РЬ. Приклеены картинки «Лошадка», «Чашечка», «Грибок», «Заведи мотор», «Вкусное варенье», «Маляр».

Куб для упражнений на звуков Ч - Щ: «Блинчик», «Чистим зубки», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Вкусное варенье».

Куб для свистящих звуков: «Блинчик», «Киска прогибает спинку», «Лягушка», «Месим тесто», «Чистим зубки», «Расчёска».

Куб для шипящих звуков: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Парус», «Чистим зубки», «Качели», «Лягушка».

Куб для звуков Л – ЛЬ: «Блинчик», «Накажем язычок», «Месим тесто», «Чистим зубки»,

«Расчёска», Киска прогибает спинку».

«Куб фигуры»

Цель:

• формировать представления о геометрических фигурах, умения различать их;

• закрепление знания основных цветов и их оттенков;

• обучить соотнесению предметов и объектов по цвету, форме, величине.

Описание куба: на гранях изображены разные по форме и цвету геометрические фигуры.

Задание 1: подобрать предмет такого же цвета, как и выпавшая фигура на грани куба.

Задание 2: подобрать и назвать предметы, похожие на геометрическую фигуру на грани куба.

Задание 3: подобрать фигуру большего или меньшего размера, чем на выпавшей грани куба.

Задание 4: выбрать геометрическую фигуру и из таких же фигур составить узор.

Задание 5: в соответствии с количеством углов у геометрической фигуры (на грани куба, придумать столько же слов, обозначающих названия предметов, признаков, действий.

Примечание: если выпадет грань с фигурой, не имеющей углов, задание придумывает водящий.  

Куб «Сосчитай-ка»

Цели:

• развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза;

• воспитание выдержки, коммуникативных способностей;

• формирование мысленных процессов в ходе выполнения задание определённое количество раз (в соответствии с числом кружков на грани) .

Описание куба. На шести гранях куба изображены числа от 4 до 9.

Ход игры. Ребёнок бросает кубик, ловит его и выполняет задание столько раз, в соответствии какая цифра обращена к нему.

Задание 1: произнеси звук, слог со звуком, слово.

Задание 2: назови столько звуков, чтобы их число соответствовало цифре на грани куба.

Задание 3: придумай слова с заданным звуком.

Задание 4: составь предложение из данного количества слов.

Куб «Звуковая дорожка»

Цель. Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры речи.

Описание куба. На гранях куба представлены игровые задания для определённых групп звуков.

Ход игры. Дети находят грань с заданным изображением, произносят автоматизированный звук на одном выдохе, проводя пальцем, указкой карандашом по звуковой дорожке, подбирают картинку с заданным звуком и называют изображение.

Варианты заданий:

Насос – произнести звук С

Комар – произнести звук З

Кузнечик – произнести звук Ц

Щётка – произнести звук Щ

Паровозик – произнести звук Ч

Жук – произнести звук Ж

Куб «Читай –ка»

Цели:

• знакомство с буквами;

• формирование первоначального навыка чтения открытых слогов, умения составлять слова из данных слогов и подбирать слова, начинающиеся на данный слог.

Описание куба. На гранях куба изображены гласные буквы А, Ы, И, О, Э, У.

Задание 1: Добавляя согласную букву составить слоги.

Задание 2: Назвать слова, начинающиеся с данной буквы.

Задание 3: Определить в словах гласный звук, и показать грань куба с соответствующей буквой.

В результате реализации проекта, я предполагаю, что у детей появитсяне только интерес к игре, но и будет хорошая, правильная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)

Долгосрочный проект поможет  детям старшей группы компенсирующей направленности закрепить знания об овощах, их свойствах....

Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Грибы - грибочки"

Цель проекта - расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности в жизни детского ...

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие по островам»

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике.Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки у...

Проект для детей группы компенсирующей направленности «8 марта – Международный Женский день»

Цель проекта: расширять знания детей о возникновении  праздника 8 Марта, воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку, произведения изобразительного искусства. Привлечь детей к со...

Использование технологии «Детские проекты» в работе группы компенсирующей направленности

Детские проекты в детском саду – интеграционный метод воспитания, который предполагает использование дополняющих друг друга методических приемов, позволяющих глубже освоить тему и повысить...