конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Канатчикова Людмила Юрьевна

Составление описательных рассказов о лесных животных.

- Закрепление представлений о диких животных наших лесов и их детенышах

 - Упражнение в словообразовании сложных прилагательных способом сложения основ

- Упражнение в образовании и употреблении притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ьи

- Составление самостоятельных кратких описательных рассказов о животных с опорой на план.

- Развитие общей моторики.

- Развитие зрительного и слухового внимания.

- Развитие творческого воображения, подражательности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление описательных рассказов о лесных животных.

Цели:    - Закрепление представлений о диких животных наших лесов и их

                 детенышах».

              - Упражнение в словообразовании сложных прилагательных способом

   сложения основ

- Упражнение в образовании и употреблении притяжательных

   прилагательных на –ий, -ья, -ьи

- Составление самостоятельных кратких описательных рассказов о

   животных с опорой на план.

- Развитие общей моторики.

- Развитие зрительного и слухового внимания.

- Развитие творческого воображения, подражательности.

Оборудование: Иллюстрация к сказке «Как олененку маму искали»,

                             предметные картинки с изображением диких животных;

                             изображения домиков животных: дупла, норы, чащи леса.

                             План-схема для составления описательного рассказа.

                             Аудиокассета «Звуки леса».

                             Корзинка с орехами.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Еж», «Белки», «Как заяц зимует», «Медведи», «Медвежья семья», «В берлоге»….энциклопедия «Все о животных»

Упражнение в подборе признаков и действий к зверям, образование родственных слов от названия зверей, отгадывание загадок о зверях, прослушивание голосов животных на аудиокассете, составление описания зайца и белки.

 

                                                    Ход занятия

1. Организация начала занятия.

Дети входят в группу, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в лесную сказку, которая называется «Как олененку маму искали».  Ну а теперь начнем наше путешествие. Сначала отгадаем загадки и узнаем, кто  живет в нашей сказке.


1. С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол -
И в дупло убежал.  (
Белка)

2. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. 
(Заяц)

3. Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. 
(Еж)

4. Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)

2. Рассказывания сказки логопедом. Развитие творческого воображения, слухового внимания

- Молодцы! А теперь в сказку (логопед выставляет иллюстрацию к сказке, включается аудиокассета «Звуки леса»)

Однажды девочка собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:

- Мама! Мама!

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

- Что случилось? Ты потерялся?

- Да, я потерял маму.

- А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

- Нет, - горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

- Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

- Нет, - продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

- Нет, - продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

- Нет! Нет, - зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезла барсучиха.

- Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? – поинтересовалась она.

- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?

- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

- Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на поляну выбежала встревоженная олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.

3. Физминутка. Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.

Логопед ведет диалог с детьми и параллельно раскладывает предметные картинки с изображением животных на ковре в форме круга изображением вниз)

- Ребята, вам понравилась сказка?

- А сейчас вы превратитесь в маленьких лесных зверят, и окажетесь в волшебном лесу. Вставайте в круг на ковре, будем произносить волшебные слова:

Дети:

Как-то раз лесной тропой                            (Идут по кругу друг за другом.)

Звери шли к себе домой.

За мамой ежихой катился ежонок,             (Двигаются в полуприседе.)

За мамой медведицей шел медвежонок,    (Идут вперевалку.)

За мамой белкой скакали бельчата,          (Двигаются прыжками.)

За мамой зайчихой – косые зайчата,         (Продолжают прыгать, сделав ушки.)

Барсучиха вела за собой барсучат,            (Крадутся большими шагами.)

Все мамы и дети домой хотят.                 (Поворачиваются лицом в круг)

Во время Физминутки воспитатель выставляет изображения жилищ животных (нора, дупло, чаща леса)

4. Игра «У кого кто!»

Логопед: Ребята,  вы превратились в детенышей лесных зверей. Переверните карточку перед собой и узнаете кто вы.

- Кто у ежихи? (ежата)

- Кто у бельчихи? (бельчата)

- Кто у зайчихи? (зайчата)

- А у медведицы? (медвежата)

- А кто у барсучихи? (барсучата)

5. Игра «Прятки» - упражнение в образовании притяжательных прилагательных

- Ребята, а кого боятся все дикие животные? (охотника) Повернитесь к своим домикам. Теперь подумайте, кто из вас и в каком домике спрячется от охотника, и когда я закрою глаза -  прячьтесь.

                                   Раз, два, три, четыре, пять,

                                   Малышей иду искать.

Логопед подходит к домикам:

- Чье дупло? (Беличье)

- Чья нора? (Барсучья, ежиная)

- А чаща леса, чей дом? (Медвежий, заячий)

6. Игра «Назови себя!» - словообразование сложных прилагательных путем сложения основ

- Молодцы, зверята! А сядет на стульчик, тот зверек, кто правильно назовет себя.

Для зайца:       Какой ты, если у тебя длинные уши - длинноухий

                                          если у тебя короткий хвост – короткохвостый

Для белки:       Какая ты, если у тебя рыжий хвост - рыжехвостая

                                          если ты трудиться любишь – трудолюбивая

Для ежа:          Какой ты, если у тебя короткие лапки - коротколапый

                                          если

Для медведя:  Какой ты, если у тебя громкий голос – громкоголосый

                                         если у тебя крупная голова – крупноголовый

Для барсука:  Какой ты, если у тебя жесткая шерстка – жесткошерстный

                                         если ты все ешь - всеядный

7. Коллективное повторение плана описания животного.

- Ребята, вспомните, что помогло олененку найти свою маму? (то, что олененок знал, как выглядит его мама)

- А вы сможете рассказать о своих лесных мамах? (да)

- Давайте вспомним последовательность рассказывания. (Перед детьми выставляется план-схема описания животного)

8. Короткие самостоятельные описания лесных животных с опорой на план.

- А теперь попробуйте составить описательные рассказы о своих мамах с опорой на  план.

Дети выходят и составляют описательный рассказ с опорой на план.

9. Итог.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку.

                                      Лесные звери,

                                      Встаньте вкруг!

                                      И лишь круг вы обойдете,

                                      Снова в группу попадете.

                                      Вы в детишек превращайтесь

                                      И такими оставайтесь!

Выключаются «Звуки леса».

Логопед обращает внимание детей на елочку, под которой оказалась корзинка. Дети заглядывают в нее и находят гостинчик от белочки – вкусные орешки и записку:

        « Вы орешками наслаждайтесь, подкрепляйтесь,

           К себе в группу возвращайтесь»

 

Дети угощаются орешками и выходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»

Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Признаки весны».

Развитие речи в подготовительной группе по теме: "Признаки весны" . Использование поговорок, пословиц, рассказ по картинкам....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Занятие направлено на развитие умения детей составлять краткий описательный рассказ о насекомом-бабочке. ...