Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Цыганкова Елена Леонидовна

 

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме:

« Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Программные задачи:

1) Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.

2) Речевые: а) обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «В зимнем парке»;

                    б) совершенствовать умение составлять распространенные предложения;

                    в) формирование словаря: обогащение (скрипучий, зеркальный,   забавный);

                                                                 активизация: (морозный, блестящий,    скользкий);

3) Развивающие: развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую мелкую моторику.

4) Формирование навыков учебной деятельности:  продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

5) Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.

Материал:

Демонстрационный: магнитная доска, картина М. Пишвановой « В зимнем парке» из серии демонстрационных картин «Круглый год» (Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005г.), игрушка снежного колобка, мнемотаблица – план для составления рассказа, модель круга.

Предварительная работа:

Чтение и обсуждение произведений И.С Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой « Первый снег», Г. Скребицкого «Зима», Игра « Подбери признаки».

Ход занятия:

1)Вводная часть.

Дети стоят в кругу, воспитатель вносит в группу игрушку снежного колобка.

 - Сама бабушка Зима

   Его из снега испекла.

   Он  - необычный колобок,

   А колобок – снежный бок.

   Он от бабушки ушел

   И дорогу к нам нашел.

 - Как и вы, ребята, колобок – снежный бок очень любит играть.

Давайте с ним сыграем в Игру: « Подбери признаки».

Я поочереди буду бросать вам колобка, и кто его поймает должен правильно подобрать признаки к зимним явлениям.

Игра малой подвижности: «Подбери признаки».

 - Снег (какой?)  - белый, холодный, скрипучий.

 - Ветер зимой (какой?) – колючий, холодный, сильный.

 - Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный.

 - Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий.

 Объявление темы:

 - Опять колобок снежный бок покатился (дети садятся на стулья).

 - Сегодня мы с вами будем учится составлять рассказ по картине о прогулке детей в зимнем парке (выставляется картина).

А колобок – снежный бок послушает.

2)Основная часть.

 Беседа по картине М. Пишвановой « В зимнем парке»

 - Рассмотрите картину скажите:

 - Куда пришли дети?

(Дети пришли на прогулку в парк)

  - Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

( На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях и кустах)

 - Какие деревья вы видите на картине?

( Слева нарисована рябина с гроздями красных ягод, а справа – елка, вся в больших шишках. Вдалеке – другие заснеженные деревья.)

 - Что делают дети в парке в ясный зимний день?

( Дети катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу)

 - Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

( Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются).

 - Кого вы видите на картине слева?

( Мы видим мальчика в голубом комбинезоне, он катается на лыжах)

 - Кого вы видите на картине справа?

( Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне).

 - Что делает девочка, нарисованная в центре картины?

( Девочка лепит снежную бабу)

Предложить детям придумать имена.

 - Какая снежная баба?

( Снежная баба большая и красивая. На голове у нее шляпа, а на шее шарф. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)

  - Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нем?

( Рядом с ней сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок хочет лизнуть снежную бабу.)

  - Какие еще животные есть на картине?

( На картине мы видим зимующих птиц: синичек, снегирей, воробья.)

 - Какое настроение вызывает у вас эта картина?

( Картина вызывает радостное настроение.)

Физкультминутка « Прогулка»

 - Дети, давайте мы со снежным колобком тоже погуляем по зимнему парку.

Раз, два, три, четыре, пять

(Дети загибают пальчики на обеих руках.)

В зимний парк пошли гулять.

( Дети шагают на месте)

Бабу снежную лепили,

( «Лепят» снежок ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(« Крошат хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

( Ведут правой ладонью по левой.)

                А еще в снегу валялись.

(«Отряхиваются» от снега.)

Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов педагога и опорой на мнемотаблицу.

 - А теперь давайте научим колобка составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы. Но чтобы рассказ получился красивым и интересным, давайте вспомним основный части рассказа.

Воспитатель напоминает основные части рассказа.

- Любой рассказ состоит из частей: начало, середина, конец. Посмотрите на этот круг. (Воспитатель вывешивает на доску круг из трех частей). Он состоит из частей. Если я уберу одну часть, будет круг целым? Так и рассказ не получиться полным, если в нем не будет начала, или середины, или конца.

 - С чего вы начнете рассказ?

(Мы начнем рассказ с описания времени года.)

 - А чем вы расскажите?

( Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях.)

 - А чем вы будете рассказывать дальше?

( Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.)

 - О ком вы еще расскажите?

( Мы расскажем о птице и щенке.)

 - Чем закончите рассказ?

 ( Мы закончим рассказ описанием настроения от картины)

 Образец рассказа воспитателя.

В зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях: на рябине, на елке, и на всех деревьях  вдалеке. Слева мальчик в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками.

Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У нее нос из морковки. На голове у нее шляпа, а на шее – шарф. Мы видим птиц: синичек, снегирей, воробья. Рядом со снежной бабой сидит маленький забавный щенок. Он хочет лизнуть снежную бабу. Дети на картине веселые. Им  нравится гулять в парке. Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в зимнем парке.

Составление рассказа по картине (несколькими детьми по частям.)

3)Заключительная часть.

 Дифференцированная оценка деятельности детей.

 Колобок – снежный бок благодарит детей за интересные рассказы и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...

Конспект занятий по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»

Создать условия для внимательного прослушивания и в дальнейшем описания рассказа по картине «Кошка с котятами»...

Конспект занятий по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Лягушка квакушка»»

Лягушка травяная Не очень и большая. Лишь сантиметров десять,Или бывает шесть. Зелёненького цвета, Смешная-пресмешная, Комариков штук двести За сутки может съесть. Но ты ее не трогай, Когда случайно в...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Составление рассказа по картине Саврасова "Грачи прилетели".

Конспект поможет воспитателям организовать работу со старшими дошкольниками по составлению рассказа по картинам русских художников....