Конспекты занятий семейного клуба "Весёлые друзья"
план-конспект занятия (логопедия, младшая группа) по теме

Белова Олеся Павловна

Цель наших занятий - это ознакомление родителей с коррекционно-обучающим процессом, обучение адекватному взаимодействию с ребенком, а также формирование языковой системы, стимуляция речевой деятельности, развитие коммуникативных функций, психических процессов и эмоциональной сферы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc72 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_2.doc37 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_3.doc51 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_4.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_5.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_6.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_7.doc56 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_8.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_9.doc36 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_10.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_11.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_12.doc88 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_13.doc45 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_14.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_15.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_16.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1.

Тема: Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Цель: Знакомить детей и их родителей со строением артикуляционного аппарата. Уточнить артикуляционные уклады гласных звуков

[а], [у]

, [и]. Усвоение элементарных артикуляционных упражнений, развитие слухового внимания.
Оборудование: зеркала, шпатели, бубен, флажки.
Ход занятия:

1. Организационный момент:
«Беседа о языке»:
Для чего человеку нужен язык?
Где живет наш язык?
Что нужно сделать, чтобы его увидеть?

2. Работа с зеркалами. 
(Дети садятся за столы напротив своих мам.)
Исследование артикуляционного аппарата. Знакомство с его  строением.
Ребенок следит за артикуляционным аппаратом взрослого (что происходит с губами, с зубами, где находится язык). Знакомство с понятиями: «спинка языка», «корень языка», «кончик языка», «боковые края языка» (Мамы шпателем разминают области языка, о которых говорит логопед).



Предварительный просмотр:

Занятие № 2.

Тема: Знакомство с понятием «мелкая моторика».

Цель: Укрепление и развитие мышц глаз. Укрепление мышц артикуляционного аппарата. Развитие мелкой моторики. Учить детей правильно воспринимать и выполнять простые инструкции. Развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: зеркала, массажные мячи, игрушки, морские ракушки и камни.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Детям предлагается построиться в ряд. Выполняется гимнастика для глаз. Ребенок следит глазами за игрушкой в руках мамы:

- чертим линию горизонта «на море» справа – налево;

  • чертим линию горизонта в другую сторону слева – направо;
  • рисуем «лодочку» – полукруг внизу справа – налево;
  • рисуем «лодочку» в другую сторону – полукруг слева – направо;
  • рисуем «радугу» – полукруг вверху справа – налево;
  • рисуем «солнышко» – круг справа – налево;
  • рисуем «солнышко» – круг в другую сторону слева – направо.

2. Артикуляционная гимнастика:

Упражнения

«Улыбка»

«Трубочка»

«Улыбка – трубочка»

«Лопатка»

- губы сомкнуты и улыбаются.

- губы тянуть вперед трубочкой.

- чередование предыдущих упражнений.

- рот открыт, широкий язык положить на нижнюю губу, удерживать 10 сек. Следить, чтобы язык не дрожал.

Дополнительные упражнения

«Вазочка»

«Лопатка - вазочка»

«Иголочка»

- рот открыт, язык положить на верхнюю губу, подержать.

- чередование предыдущих упражнений.

- рот открыть, язык высунуть, напрячь; кончик языка заострен.

3. Развитие мелкой моторики.

Упражнения с массажным мячом (катание в ладони,



Предварительный просмотр:

Занятие № 3.

Тема: Знакомство с понятием «слуховое восприятие».

Цель: Укрепление мышц артикуляционного аппарата. Развитие слухового восприятия. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркала, муз. инструменты:

барабан, бубен, колокольчик, погремушка.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игра «Отгадай, что звучит».

Дети стоят спиной к родителям. Взрослые по очереди звенят бубном, шуршат бумагой, звенят колокольчиком и т.д. Ребенку предлагается отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

2. Артикуляционная гимнастика – выполняется вместе с родителями.

Упражнения

«Улыбка»

«Трубочка»

«Улыбка – трубочка»

«Лопатка»

«Качели»

«Часики»

- губы сомкнуты и улыбаются.

- губы тянуть вперед трубочкой.

- чередование предыдущих упражнений

- рот открыт, широкий язык положить на нижнюю губу, удерживать 10 сек. Следить, чтобы язык не дрожал.

- язык поднимать к верхним зубам и  опускать к нижним зубам.

- рот открыть, язык высунуть, движения языка влево-вправо.

3. Игра «Лягушка».

Ведущий должен по голосу определить того, кто был лягушкой.

Логопед:

Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала …

Ребенок:     «Ква, ква, ква».
4. Игра «Повтори за мной»:
Ребенок повторяет за взрослым ряд звуков:

[а] - [у] - [и]; [и] - [у] - [а]; [а] - [о] - [у]; [о] - [и] - [а] …
5. Массаж кистей рук. (Мамы делают детям массаж по инструкции логопеда).
6. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Занятие № 4 (первое занятие по теме).

Тема: Знакомство с понятием «зрительное восприятие» (два занятия)

Цель: Развитие зрительного восприятия. Предупреждение нарушения зрительного гнозиса. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие слухового восприятия.



Предварительный просмотр:

Занятие №

  1. 5

 (второе занятие)
Цель: Развитие зрительного восприятия. Предупреждение нарушения зрительного гнозиса. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие слухового восприятия. Расширение словарного запаса. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркала, разрезные картинки, игрушки, кубики, счетные палочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети строятся в ряд. Каждый ребенок должен ответить на вопрос: «Кто стоит слева от тебя?». Уточнить значение слова «слева».

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения

«Улыбка»

«Трубочка»

«Улыбка – трубочка»

«Лопатка»

«Качели»

«Часики»

«Вкусное варенье»

3. Игра «Собери картинку».

Ребенок под контролем мамы собирает разрезную картинку (из 2-ух частей; из 3-х частей).

4. Физ. минутка. Игра «Мишка - зайка»

По звучанию аккомпанемента (пианино) ребенок определяет шагать ли как медведь или прыгать, как зайчик.

5. Игра «сложи такую же фигуру».

Мама выкладывает из мелких кубиков или из счетных палочек простую фигуру (∆, □ и т.д.) – ребенок должен выложить аналогичную фигуру.

6. Игра «Близнецы»

Перед ребенком выставляется ряд из 6-7 игрушек, две из которых одинаковы. Ребенок должен их выделить.

7. Массаж кистей рук.

Мама массирует ладошки ребенка по инструкции логопеда.

8. Итог занятия – оценка деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Занятие №

6.
Тема:

Знакомство с понятием «тактильное восприятие».
Цель: Развитие
тактильного восприятия (стереогнозис), укрепление артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса.
Оборудование: зеркала, картинный материал, игрушки—шнуровки, игрушки (кусок шелковой материи, ватный шарик, размятый пластилин, вода в стакане, массажные мячи и т.д.)
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети строятся в шеренгу друг за другом. Каждый ребенок должен определить, кто стоит впереди него, а кто сзади.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения

«Улыбка»

«Трубочка»

«Улыбка – трубочка»

«Лопатка»

«Качели»

«Часики»

«Вкусное варенье»

«Лошадка»

3. Игра «Веселый мешочек».

Ребенку предлагается опустить руку в мешочек и нащупать один предмет. Наощупь ребенок определяет, что попалось ему в руки.

4. Игра «Что приятнее».

Ребенок выбирает из ряда предметов тот, который приятнее трогать. Пробует описать свои ощущения.

5. Физ. минутка.

Дети разуваются и босиком пробегают по массажным коврикам с разной поверхностью.

6. Развитие мелкой моторики – упражнения с массажными мячами.

Выполняются по демонстрации логопеда.

7. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Занятие №

7.
Тема: Развитие памяти.
Цель: Развитие зрительной памяти. Развитие артикуляционной мот
орики. Развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса.
Оборудование: зеркала, картинный материал, игрушки—шнуровки, игрушки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
дети становятся в круг спиной друг к другу. Логопед по очереди каждому ребенку задает вопрос: Во что одет твой друг (твоя подруга), называя конкретное имя. Ребенок должен, не подглядывая, вспомнить во что одет его друг.

2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения«Болтушка»
«Накажи язычок»
3.  Упражнение «Запомни картинки».

Мама выкладывает перед ребенком 3-4 картинки, затем убирает их на 1-2 минуты, по прошествию времени ребенок должен вспомнить и назвать эти картинки. Перерыв 1-2 минуты – работа с игрушкой – шнуровкой.

4. Физ. минутка «Запомни – повтори».

Дети строятся в круг. Логопед показывает какое-либо движение (наклоны, прыжки и т.д.). Дети смотрят, затем по команде маршируют либо бегут по кругу. Когда прозвучит команда «Повтор», дети останавливаются и повторяют увиденное упражнение.

5. Игра «Какая игрушка спряталась».
Перед малышом стоят 4-5 игрушек. Ребенок отворачивается, а мама убирает одну, повернувшись, ребенок определяет, какой игрушки нет.
6. Развитие мелкой моторики. Игра «Белка».

(Поочередно разгибать все пальчики, начиная с большого).

Сидит белка на тележке,

Воробью, синичке,

Продает она орешки:

Мишке толстолапому,

Лисичке – сестричке,

Заиньке усатому.
Упражнения с грецкими орехами

7. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Занятие № 8.

Тема: Развитие памяти.

Цель: Развитие слуховой памяти, развитие слухового восприятия. Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса.

Оборудование: зеркала, картинный материал, аудиозапись «Домашние животные».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети выстраиваются в ряд. Проводится игра «Послушай – запомни».

Детей просят запомнить два слова. Слова четко произносятся на ухо каждому ребенку отдельно. (Слова ситуативно связаны: стол – стул, река – рыба, кошка – мышь и т.д.). Затем дается инструкция: «Если увидишь на картинках те слова – предметы которые тебе произносили на ухо – подними руку».

Логопед демонстрирует пары картинок.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения

«Улыбка»

«Трубочка»

«Улыбка – трубочка»

«Лопатка»

«Качели»

«Часики»

«Вкусное варенье»

«Лошадка»

Дополнительные упражнения

Упражнения выполняются по инструкции логопеда.

«Почисть зубы»

«Маляр»

- Кончиком языка провести поглаживание верхних, затем нижних зубов изнутри, от корней к краям.

- Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад – вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнения демонстрируются логопедом, выполняются по аналогии

3.  Игра «Запомни слово».

Мама проговаривает ребенку 3-4 слова, ребенок должен запомнить их и повторить.

Упражнение выполняется:

- с использованием зрительной опоры;

- без использования зрительной опоры (учитывая возможности детей).

4. Физ. минутка.

Дети пытаются изобразить различных животных:

птица летит

заяц прыгает

рыба плывет

кошка спит и т.д.

5. Игра «Угадай-ка».

Детям дают прослушать аудиозапись со звуками, которые издают различные животные (лошадь, кошка, собака) по окончанию прослушивания ребенок должен разложить изображения животных в той последовательности, в которой прозвучали их голоса.

6. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Пять малышей».

Один малыш качается в саду,

Указательный палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак.

Два малыша купаются в пруду,

Теперь выпрямлены два пальца – указательный и средний.

Три малыша ползут к дверям в квартире,

Выпрямить еще и безымянный палец.

А в эту дверь стучат еще четыре.

Выпрямлены все пальцы, кроме большого.

С пятью другими тоже все в порядке:

Раскрыть всю ладонь.

Им весело, они играют в прятки.

Закрыть лицо руками.

Где притаились, ясно и ежу,

Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.

Но я глаза зажмурил и вожу:

Закрыть глаза.

«Один, два, три, четыре, пять…

По очереди раскрываются пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой.

Ну, берегитесь: «Я иду искать!»

Погрозить указательным пальцем.

7. Итог занятия.

Услышав свое имя, ребенок встает из-за стола и строится в ряд. Когда все построились, детям предлагается вспомнить чье имя было произнесено первым.



Предварительный просмотр:

Занятие № 9.

Тема: Развитие психологической базы речи: внимание, восприятие.

Цель: Развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, артикуляционной и мелкой моторики.

Оборудование: зеркала, разрезные картинки, игрушки, муз. инструменты.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Игра «Кто внимательный».

Дети выстраиваются в ряд и закрывают глаза. Логопед просит каждого ребенка, но не по очереди вспомнить, кто стоит рядом?

Ребенок, не открывая глаз, должен назвать имена стоящих рядом детей.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения

«Улыбка»

«Трубочка»

«Улыбка – трубочка»

«Лопатка»

«Качели»

«Часики»

«Вкусное варенье»

Дополнительное упражнение

«Толстушка – худышка»

2. Игра «Кого позвали» – игра проводится совместно с родителями.

Все выстраиваются в круг спиной друг к другу. Ведущий произносит имя одного из детей. Этот ребенок должен угадать, кто же его позвал. Ведущего каждый раз назначает логопед.

4. Работа за столами с разрезными картинками (2 – 3 части). Под контролем мамы.

5. Упражнение для развития мелкой моторики «Котята».

Вот пятеро котят.

Один ушел – и нет его.

Ладонь правой руки раскрыта.Ну, нет его – и нет.
Котят осталось четверо.Загнуть большой палец.Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез –
котят осталось трое.Загнуть мизинец.Но где-то запищал
мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал –
осталось два котенка.Загнуть безымянный палец.Одни из них с мячом
исчез в дверях бесследно,Загнуть средний палец.А самый умный – тот,
оставшийся, последний, - Указательный палец приложить ко лбу.Он к миске подошел
и, как и должно киске,
Лакать за пятерых
стал молоко из миски.Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.



Предварительный просмотр:

Занятие № 10.

Тема: Развитие психологической базы речи: память, мышление, моторика.

Цель: Развитие зрительной и слуховой памяти, развитие мышления, развитие артикуляционной и мелкой моторики, укрепление зрительной мускулатуры.

Оборудование: зеркала, массажные мячи, набор игрушек, картинный материал, игра «Четвертый лишний».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Детям предлагается построиться в ряд. Выполняется гимнастика для глаз. Ребенок следит глазами за игрушкой в руках мамы:

- чертим линию горизонта «на море» справа – налево;

  • чертим линию горизонта в другую сторону слева – направо;
  • рисуем «лодочку» – полукруг внизу справа – налево;
  • рисуем «лодочку» в другую сторону – полукруг слева – направо;
  • рисуем «радугу» – полукруг вверху справа – налево;
  • рисуем «солнышко» – круг справа – налево;
  • рисуем «солнышко» – круг в другую сторону слева – направо.

2. Артикуляционная гимнастика.

Дополнительные упражнения на отработку воздушной струи.

3. Игра «Что изменилось?» – используется набор из 5 – 7 игрушек.

Взрослый выставляет в ряд 5 – 7 игрушек. Ребенку дается время их запомнить. Ребенок отворачивается, а взрослый меняет данный ряд. Ребенок должен показать или сказать, что изменилось.

4. Игра «Запомни – повтори».

Взрослый произносит 5 слов (ряд слов объединен в ситуацию):

девочка – улица – песок – совок – ведро и т.п., ребенок должен вспомнить и повторить эти слова через промежуток времени.

5. Физ. минутка.

На двери висит замок.

Соедините пальцы обеих рук в замок.

Кто его открыть бы мог?

Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.

Постучали,

не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.

покрутили,

Движения сцепленными пальцами от себя к себе.

потянули

Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.

и открыли.

Расцепить пальцы.

6. Игра «Кто лишний?» – из ряда представленных картинок, ребенок выбирает лишнюю.

7. Упражнение «Назови одним словом» - обобщение одним словом группы однотипных предметов.

перед ребенком выкладывается ряд картинок. Он должен подобрать обобщающее слово (назови одним словом все эти предметы).

8. Упражнение «Расположи по – порядку».

Ребенку дают 3 картинки и просят расположить их по порядку.

Например: мальчик – мужчина – старик;

                    семечка – росток – цветок и т.п.

Ребенок должен самостоятельно расположить картинки и объяснить свой выбор.

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Занятие № 1

1.
Тема: Развитие
понимания и восприятия речи. (6 занятий по теме)
Цель: научить детей воспринимать и понимать сложные инструкции, предполагающие выполнение нескольких действий в заданном порядке. Развитие пассивного словаря. Формирование и совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число существительных).
Оборудование: коробка, корзина, набор игрушек, зеркала, картинный материал.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Выполнение инструкции логопеда. Дети строятся в ряд. Каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей даются инструкции:

«Возьми зеркало, сядь за стол».

«Вынь игрушку из коробки и положи в корзину».

«Открой коробку, вытащи игрушку, закрой коробку» и т.д.
2. Артикуляционная гимнастика.
3.
Работа с картинками.

Ребенок должен указать на картинку с одним предметом, а затем на картинку с несколькими предметами:

«Покажи, где солдат, а где солдаты;

                  где кукла,  а где куклы»        и т.п.
4.
Физ. минутка.
Выполнение упражнений по инструкции логопеда:

Подними вверх правую руку

Опусти

Подними вверх руки

Опусти

Попрыгай на левой ноге,

На двух ногах и т.д.
5.
Игра «



Предварительный просмотр:

Занятие № 1

2. (2 занятие по теме)
Цель:
развитие артикуляционной моторики, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, продолжить учить детей понимать сложные инструкции. Развитие общей моторики.
Оборудование: зеркала, картинный материал.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети выстраиваются в ряд. Логопед задает каждому ребенку вопрос подразумевающий ответ: «Я»

  • Кто сегодня одел белую футболку?

Кто сегодня одел красную юбку? и т.д.
2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения

«Пирожок»

«Грибок»

«Гармошка»

«Чашечка»

«Фокус»

«Саночки»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопаткообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

- Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

- Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

- Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Перед ребенком выкладывается набор картинок и предлагается показать то действие, о котором говорит взрослый:

  • Покажи где мальчик вышел из дома.
  • Покажи где мальчик вошел в дом.
  • Где машина заехала в гараж.
  • Где машина выехала из гаража.
  • Где девочка наливает воду в стакан.

Где девочка выливает воду из стакана.
4. Физ. минутка.
Выполнение упражнений по инструкции логопеда:
Подними вверх правую руку
Опусти
Подними вверх руки
Опусти
Попрыгай на левой ноге,
На двух ногах и т.д.
5.
Упражнение «О ком идет речь?»
Перед ребенком ряд картинок. Мама или логопед задает вопросы:

«О ком можно сказать: он идет?; она идет?; они идут?»

«Он играет? Она играет? Они играют?»



Предварительный просмотр:

Занятие № 13. (3 занятие по теме)

Цель: укрепление артикуляционной моторики, совершенствование грамматического строя речи, расширение словарного запаса, учить детей понимать небольшие тексты (учитывать возраст), развитие фонематической стороны речи.

Оборудование: зеркала, картинный материал, книга-сказка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети строятся в круг. Игра «Поймай звук». ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [а].

Ребенок должен выделить данный звук из ряда других гласных звуков.

Звуки произносятся четко и медленно:

а – у – э – и – а – о – а …

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения

«Пирожок»

«Грибок»

«Гармошка»

«Чашечка»

«Фокус»

«Саночки»

3. Работа с картинками.

 Перед ребенком выкладывается набор картинок и предлагается показать то действие

  •  или признак, о котором говорит взрослый:
    Покажи где мальчик снимает сапоги, а где одевает.
    Покажи где широкий шарф, а где узкий.
    Покажи где короткая юбка, а где длинная.
    и т.п.
    4. Физ. мин

утка.
Дети становятся в круг. Проводится пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».

На поляне дом стоит,

Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимся друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Развернуть ладони параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

Изобразить крышу дома.


5.

Игра «Назови ласково».
Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены большой предмет рядом с маленьким. Вначале взрослый просит показать, где, например, стул, а где стульчик; где ключ, а где ключик и т.д.

Затем ребенок сам может называть данные ему пары слов.

6. Чтение сказки «Теремок».

Беседа по сказке:

  1. Установить последовательность героев.
  2. Кто сломал домик?
    Почему домик сломался? и т.п.
    6. Итог занятия


Предварительный просмотр:

Занятие № 14. (4 занятие по теме)
Цель: укрепление артикуляционной моторики, совершенствование грамматического строя речи, расширение словарного запаса, разви
тие фонематической стороны речи, продолжать учить детей понимать небольшие тексты.
Оборудование: зеркала, письмо Незнайки, мягкие модули, картонные куклы, набор бумажной одежды.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети строятся в круг. Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [у].
Ребенок должен выделить данный звук из ряда других гласных звуков.
Звуки произносятся четко и медленно:
а – у – э – и – а – о – а …
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения
«Качели»

«Достать языком нос»

«Достать языком подбородок»

«Язык перешагивает через зубы»

«Чьи зубы чище?»

«Маляр»

«Лошадка»

«Грибок»

«Гармошка»

«Пощелкать кончиком языка»

«Вкусное варенье»

«Болтушка», «Индюк»

«Фокус»

«Фырканье»

«Автомат»3. Игра «Незнайкины ошибки».
Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки в окончаниях существительных. Если ребенок слышит ошибку, то поднимает красную карточку.

  • У девочки не было новой игрушка.
  • Мама подарила девочке игрушку.
  • Этой игрушкой была кукла.
  • Девочка была довольна кукла.

Девочка рассказала о куклу папе.
4. Физ. минутка.
Из мелких модулей схематично выстраивается гараж для машины и гнездо для птиц.

Детям предлагается на время превратиться в машины, а затем в птиц и слушать ведущего.

Логопед дает инструкции:

Машинам

заехала в гараж

выехала из гаража

подъехала к гаражу

отъехала от гаража

Птицам

залетели в гнездо

вылетели из гнезда

подлетели к гнезду


5. Игра «

  1. Нарядим куклу».
    Взрослый предлагает ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься на лыжах, на праздник, на пляж и т.д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы: «наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?» и т.д.
    6. Чтение сказки «
    Волк и козлята».
    Беседа по сказке:
    Сколько было козлят?
  2. За чем ушла мама – коза?
  3. Почему козлята не узнали волка?
  4. Волк добрый или злой?


Предварительный просмотр:

Занятие № 15. (5 занятие по теме)

Цель: формирование фонематической стороны речи. Укрепление артикуляционной и мелкой моторики. Расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Учить детей понимать сложные логико-грамматические конструкции (сравнительные конструкции).

Оборудование: зеркала, макет дома, мяч, игрушечная кошка, картонные дома и деревья разных цветов и размеров.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети строятся в круг. Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [и].

Ребенок должен выделить данный звук из ряда других гласных звуков.

Звуки произносятся четко и медленно:

а – у – э – и – а – о – а …

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения

«Качели»

«Достать языком нос»

«Достать языком подбородок»

«Язык перешагивает через зубы»

«Чьи зубы чище?»

«Маляр»

«Лошадка»

«Грибок»

«Гармошка»

«Пощелкать кончиком языка»

«Вкусное варенье»

«Болтушка», «Индюк»

«Фокус»

«Фырканье»

«Автомат»

3. Игра «Мой дом».

Взрослый и ребенок рассматривает дом, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь). Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов о дождя и снега (крыша)» и т.д.

4. Физ. минутка. Игра «Замок».

На двери висит замок.

Соедините пальцы обеих рук в замок.

Кто его открыть бы мог?

Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.

Постучали,

не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.

покрутили,

Движения сцепленными пальцами от себя к себе.

потянули

Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.

и открыли.

Расцепить пальцы.

5. Игра «Кошкин дом».

Логопед рассказывает детям, что в доме живет кошка. Она показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают.

Затем некоторым детям предлагают прокомментировать свои действия.

6. Игра «Назови ласково».

Взрослый произносит название какого-либо предмета и бросает мяч ребенку. Тот называет этот предмет ласково и бросает мяч обратно.

Данная игра может проводиться с опорой на картинный материал: ребенок по просьбе взрослого показывает либо большой предмет, либо маленький:

дом – домик,

окно – окошко и т.д.

7. Игра «Веселая улица»

Взрослый предлагает ребенку построить улицу, располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того как ребенок расположил дома, ему даются задания:

«Катин дом выше Олиного? – Где Катин дом?»

«Олин дом ниже березы? – Где Олин дом?»

«Петин дом шире Катиного? – Где Петин дом?»

и т.д.



Предварительный просмотр:

Занятие № 16. (6 занятие по теме)

Цель: формирование фонематической стороны речи. Укрепление артикуляционной и мелкой моторики. Расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Учить детей понимать сложные логико-грамматические конструкции (конструкции со сложными предметами).

Оборудование: зеркала, мяч, книга «Три медведя».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети строятся в круг. Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [о].

Ребенок должен выделить данный звук из ряда других гласных звуков.

Звуки произносятся четко и медленно:

а – у – э – и – а – о – а …

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения

«Качели»

«Достать языком нос»

«Достать языком подбородок»

«Язык перешагивает через зубы»

«Чьи зубы чище?»

«Маляр»

«Лошадка»

«Грибок»

«Гармошка»

«Пощелкать кончиком языка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

- Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

- Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком открывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

3. Чтение сказки «Три медведя».

Беседа по сказке:

  • Где жили медведи?
  • Кто пришел к ним в гости?
  • Где были медведи?
  • Что сделала девочка?
  • Вежливо она поступила или нет?
  • Понравились медведям поступки Маши?
  • и т.д.

Затем логопед предлагает детям поиграть: взрослый называет мебель для Михаила Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча):

кровать – кроватка,

стул – стульчик,

стол – столик,

шкаф – шкафчик,

диван – диванчик,

кресло - креслице

4. Физ. минутка. Упражнение «Спрячь мячик».

Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т.д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

5. Взрослый четко и медленно проговаривает предложение и задает ребенку определенный вопрос.

Например:

Перед тем как закрыть дверь, я взял книгу. – Что сделал раньше?

После того как написал письмо, я пошел на почту. – Что было сначала, что потом?

Перед тем как пойти гулять, я тепло оделся…           и т.д.

6. Итог занятия. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Семейный оберег" для родителей дошкольников

Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками мастерицы, наполненная ее материнскими чувствами, приносит в дом и в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом — гл...

конспект занятия: «Как Снеговик друзей искал».

конспект НОД по позновательному развитию в средней группе. Тема: "Дикие птицы"....

Конспект занятия по лепке: "Друзья для снеговика".

Лепка имеет большое значение для  обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболе...

Конспект занятия Светофор и друзья.

методическая разработка"Светофор и друзья"...

Конспект занятия "Колобок ищет друзей"

Конспект занятия для детей среднего возраста по сказке колобок...

Конспект занятия " Наши младшие друзья"

Конспект занятия в старшей группе....

Конспект занятия семейного клуба «Уроки общения» по теме: «Сундучок семейных ценностей»

Цель: способствовать активному сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников и их психолого-педагогическому  просвещению.  Задачи: 1.Формировать потребность в психолого-педагогич...