« Роль речевого развития в познании окружающего мира»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Мятлева Ольга Александровна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так  важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее  чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rechevogo_razvitiya_v_poznanii_okruzhayushchego_mira.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«роль речевого развития в познании окружающего мира»

Докладчик:

Учитель - логопед

 МДОУ детский сад

комбинированного вида

№49 «Ладушки»

Мятлева О.А.

Г. Серпухов,

Август  2010 год

Роль речевого развития в познании окружающего мира.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так  важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее  чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

 Логопедия как наука позволяет изучить речевые нарушения,  предупредить и преодолеть их в процессе воспитания и обучения ребенка.

В нашем дошкольном учреждении две логопедические группы, находятся там дети с диагнозом ОНР 3 уровня. Под ОНР у детей с нормальным  слухом и интеллектом следует  понимать такую форму речевой  аномалии,  при которой  нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы:  фонетики, лексики и грамматики. При этом  отмечается  нарушение как смысловой, так и произносительной  стороны речи.

У большинства наших дошкольников с ОНР  имеется недоразвитие неречевых психических функций,  которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие,  память, мышление. Для  этих детей характерны как  типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций. Эти особенности ведут к проявлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Многие дети с ОНР  имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата  ,рук и ног.  С расстройством речи  тесно связана патология  мелкой моторики рук. Поэтому мы, осуществляем коррекционную работу в  ходе ознакомления детей с окружающим миром, их игровой, трудовой и изобразительной  деятельностью.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи дети усваивают  определенные знания об окружающих предметах   и явлениях,  которые формируются благодаря речи и  выражаются с помощью речи.

Тесная взаимосвязь    познавательных  процессов и речи позволяют нам  одновременно решать задачи по развитию речи и ознакомлению их с окружающим реальным миром.

Вместе с тем, благодаря  объяснению взрослого ( логопеда и воспитателя), ребенок учится выделять из ряда впечатлений те, на которые указывает взрослый. Таким образом у ребенка развиваются познавательные  способности .  Чем ближе ребенок знакомится с предметами и явлениями окружающей  действительности, тем  глубже его  заинтересованность, тем быстрее  образуются   у него  связи слов с предметами и их признаками.  Детский интерес способствует   усвоению новых знаний и  закрепление их  через слово. Поэтому логопеду и воспитателю необходимо поддерживать  интерес  к  содержанию  каждого занятия по ознакомлению  с окружающим и по мере расширения знаний  о наблюдаемых  объектах развивать речь детей, то есть  совмещать коррекционные задачи  с обще-развивающими.

Обучение детей с ОНР  будет эффективным лишь тогда, когда оно проводится планомерно и систематически.

Содержание последующих занятий мы строим таким образом, что они  повторяют и дополняют то, с чем дети познакомились  первоначально.

На  основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности у  детей происходит  развитие речевых  средств путем обогащения  словаря, уточнения лексических и  грамматических значений слов. Видимый предмет и слово, его обозначающее, предстают перед ребенком одновременно   и воспринимаются  им как  единое целое. Слово по мере усвоения  его  лексического значения  закрепляется в понятии о предмете.

На основе   имеющихся речевых средств осуществляется развитие речевого  общения.  Развитие  коммуникативной функции речи  необходимо   осуществлять путем  постепенного перехода  от ситуативной к контекстной ее форме, то есть мы строим  развитие общения  в соответствии с общепсихологическими закономерностями развития речи  детей в норме.

Сначала  мы  вызываем у детей  речевую активность. По мере появления активной речи  необходимо развивать у детей самостоятельность в пользовании словом, желании употреблять в коммуникативных целях, то есть  в общении.

Развитие речевой коммуникации связано не только с накоплением запаса слов, но и в усвоении  правил их употребления. Эти правила  усваиваются детьми , как и речь в целом, практическим путем постепенно: сначала- через  восприятие речи взрослого, затем- в отраженной речи и, наконец, применяя их в самостоятельной речи. К этим правилам относятся различные изменения  слова  в зависимости от сочетания его с другими словами. Это прежде всего  согласование  слов в роде  , числе и падеже ,  выражаемое их окончаниями;  употребление  слов  с различными  смысловыми оттенками, которые  выражаются суффиксами и префиксами;  образование новых слов по законам данного языка. Это  достигается   путем  многократных  повторений,  упражнений, на  наших  лексико-грамматических занятиях, на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

В связи с трудностями усвоения этих правил нашими детьми с ОНР следует  предусмотреть  следующие пропедевтические меры. Так в процессе  развития восприятия речи  необходимы четкое построение образцов речи логопеда и воспитателя, употребление коротких предложений, многократное проговаривание отдельных слов в сочетании с другими словами.

К концу обучения дети должны  овладеть  следующими навыками и умениями:  свободно пользоваться ситуативной речью в общении друг с другом  и со взрослыми в ходе  совместной деятельности  (  в игре, на прогулке, во время сборов  на прогулку и в других ситуациях);  выступать  инициаторами  общения со взрослыми и сверстниками;  запоминать  и рассказывать  сказки, потешки, стихи,  принимая участие в совместной  речевой деятельности со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.

Ознакомление ребенка с окружающим миром, очень важно начинать через художественную литературу. С помощью художественной литературы взрослый сеет в душе ребенка "разумное, доброе, вечное"....

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.

На третьем году жизни ребенка начинается дошкольный период детства. Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный хара...

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни

Художественные  произведения  помогают ребёнку  закрепить представления не только о бытовых процессах, но и  о многих предметах, явлениях взаимосвязях  окружающего мира ...

Конспекты НОД по валеологии, развитию речи. познанию окружающего мира, физкультуре для детей старшего дошкольного возраста

Учим детей узнавать , когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...

Статья "Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни"

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложеннные в до...

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми 3го года жизни

Важным достижением ребенка от 2ух до 3ех лет является овладении слушанием речи: значительно увеличивается способность концентрации. Дети охотно воспринимают рассказы, сказки, стихи, что значительно об...