Конспекты НОД по валеологии, развитию речи. познанию окружающего мира, физкультуре для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Розанова Анаид Александровна

Учим детей узнавать , когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

"КОГДА ОВОЩИ МОГУТ ПОМОЧЬ,

 А КОГДА МОГУТ НАВРЕДИТЬ НАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ?"

Программное содержание:

  1. Формировать представление детей о нитратах.
  2. Рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью.
  3. Закреплять умение детей загадывать загадки по картинкам.
  4. Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.

Пособия:

  1. кукла-самоделка Витаминоед (который любит витамины),
  2. карточки с изображением овощей,
  3. таблица для воспитателей о нитратах в определенных частях овощей.

Ход занятия:

Дети играют в группе. С плачем к ним в группу приходит Витаминоед.

Витаминоед:

- Я только что из больницы. А ходил я туда из-за того, что у меня появилась слабость, заболел живот, испортилось настроение. Врач осмотрел меня и сказал, что вместе с моими любимыми овощами я наелся каких-то нитратов. Но как они попали в овощи? Ведь я выращивал свои овощи и фрукты в хороших условиях, подкармливал их удобрениями, мыл перед тем, как их съесть. Так откуда взялись там нитраты и что это такое?

Ребята, вы знаете?

Дети:

-Нет.

Воспитатель:

-А как вы думаете, на что они похожи? И где они живут?

Дети:

-В овощах, фруктах.

Воспитатель:

-Правильно, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма. Поэтому человек старается вырастить их на огороде или подоконнике. Но овощам и фруктам, также как человеку, нужно питание. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?

Дети:

-Навозом, золой, удобрениями - поливают, посыпают, кладут в землю.

Воспитатель:

-Да, все это необходимо для роста растений. Но иногда человек кладет в землю слишком много этой подкормки и удобрений. Тогда лишние удобрения откладываются в растениях и называются они нитратами.

Если нитратов в растении очень много, то это становится опасным для человека.

А теперь слушайте и запоминайте, в какой части овощей содержится больше всего нитратов и что нужно сделать, чтобы они не попали в наш организм и не нанесли ему вреда.

Сначала отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком растении пойдет речь.(загадывает загадку о капусте).

Дети:

-Это капуста.

Показывает картинку с изображением капусты.

Капуста нас не только кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к больной голове, она перестанет болеть, а сушеная капуста исцеляет раны.

Как же правильно употребить капусту в пищу? Как вы думаете, где в капусте больше всего нитратов?

Дети::

Воспитатель:

-В зеленых листьях и в кочерыжке. Поэтому перед едой их следует замочить в теплой подсоленной воде.

Вызывает следующего ребенка и загадывает загадку о луке.

-Это лук.

Показывает картинку с изображением лука.

Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза в день. А сок с медом хорош при лечении кашля.

А как выдумаете, где нитраты находятся в луке?

Дети::

Воспитатель:

Нитратов больше всего у лука в том месте, где находятся у него корешки. Поэтому их необходимо всегда отрезать (показывает как).

Воспитатель загадывает загадку об огурце.

Это огурец.

Показывает картинку с изображением огурца.

-А как вы думаете, в огурце бывают нитраты?

Дети::

Воспитатель:

- Огурец - очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец очистить.

Далее следуют загадки о дыни и арбузе.

Воспитатель:

А как вы думаете, где в них больше всего содержится нитратов?

Мы разрежем арбуз и дыню на кусочки и рассмотрим их. Мы увидеть этого не можем, но больше всего нитратов содержится в мякоти около корочки этих ягод. Поэтому никогда не доедайте арбуз и дыню до самой корочки.

Мы все с вами любим зелень. Назовите ту, которую вы знаете, и какую пользу она приносит?

Но она тоже может содержать нитраты в своих листьях. Для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов.

Как вы думаете, во всех ли овощах, фруктах, ягодах содержатся нитраты и что нужно сделать, чтобы от них избавиться?

А ты, наш любимый друг Витаминоед, слушай и запоминай.

Дети отвечают с помощью воспитателя.

-Чтобы нитраты не появились в овощах, нужно правильно их подкармливать.

-Выставлять их на солнечное место, чтобы убить нитраты.

-Знать, в какой части растения их содержится больше всего и в каких меньше всего.

После подведения итогов предлагает детям и Витаминоеду приготовить овощной салат, используя морковь, капусту, свеклу, лук, зелень. В процессе приготовления обращать внимание детей на те части овощей, в которых содержится меньше всего нитратов. Закреплять знания о витаминах в овощах.

Приятного аппетита!

 

ТАБЛИЦА О НИТРАТАХ В ОВОЩАХ (для воспитателей)

Культура

Содержание нитратов в частях растений

Много

Не очень много

Мало

Свекла

Кожура корнеплода

Верхняя часть корнеплода

Мякоть

Лук зеленый

Около корня

Сама луковица

Зеленые листья

Укроп

Корни

Стебли, черешки

Листья

Дыня, арбуз

Основание плода у черешка; слой, прилегающий к корке

Верхушка плода

Средняя часть плода

Капуста

Зеленые листья, кочерыжка

Основание листьев

Средняя и внутренняя часть кочана

Лук репчатый

Около корня

Наружная чешуя

Средняя и внутренняя часть луковицы

Морковь

Сердцевина, нижняя часть

Листья

Мякоть без сердцевины

Помидоры

Корни

Стебли, листья

Плоды

Огурец

Основание плода, кожура, стебли, корни

Листья

Мякоть плода

Картофель

Кожура клубня

Глазки клубня

Мякоть клубня

 



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ГИМНАЗИЯ № 1476

Примерный конспект НОД

по ознакомлению с окружающим и развитию речи на тему:

«Наши помощники – пять чувств»

в подготовительной к школе группе

Подготовила и провела  воспитатель Розанова А.А..

Программное содержание:

Закрепить понятие у детей о чувствах и эмоциях человека. Закрепить знания о значении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания в познании окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к своим органам чувств и желание а ними ухаживать.

Обогатить словарный запас детей новыми словами, входящими в пословицы: зрачок, зеница, око.

Материал:

  • иллюстрации «Ребенок плачет», «Ребенок улыбается»,
  • игрушки,
  • аудиозапись «Звуки природы»,
  • флаконы с запахами, продукты для определения запахов;
  • карточка для игры «Что спряталось»? на которой изображены в вперемежку груша, яблоко, слива, огурец;
  • для игры «Отгадай звук» за ширмой графин с водой, стакан, ножницы, бумага, погремушка, газета, бубен, пианино.

Ход занятия.

Дети сидят за партами. На столе перед воспитателем лежат подготовленные (см. материал) атрибуты.

Воспитатель обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель.         Ребята, подумайте и скажите одним словом кто мы?

Дети.                        Люди, дети.

Воспитатель.        Что окружает человека?

Дети.                        Различные предметы.

Воспитатель.        Что помогает вам познавать и изучать этот прекрасный мир, который нас окружает?

Дети перечисляют.

Воспитатель.         Сегодня на занятии мы поговорим о том, что глаза, уши, нос – наши помощники. Они помогают нам познавать окружающий нас мир. Посмотрите на эту иллюстрацию (показываю иллюстрацию «Ребенок плачет») и скажите, почему мальчик плачет?

Дети.                        Его кто-то обидел.

Воспитатель.         Я знаю, что его обидела Баба – Яга. Настроение мальчика изменится, если мы вместе выполним все ее задания. Поможем мальчику опять стать веселым, улыбающимся, добрым. Готовы?

        1-е задание: «Назови и опиши». Загадка о глазах.

(Показываю детям игрушку и прошу описать ее).

Дети описывают игрушку.                        

Воспитатель.         Теперь закройте глаза. Что вы видите?

Дети.                        Ничего. Темно.

Воспитатель.         Не открывая глаз, расскажите о том, что я вам показывала.

Дети пытаются выполнить задание воспитателя.                        

Воспитатель.         Открывайте глаза и ответьте мне вопрос: когда вам было легко описывать игрушку с открытыми или закрытыми глазами и почему?

Дети.                        Когда глаза открыты.

Воспитатель.         Для чего нам глаза?

Дети.        Глаза нужны нам для того, чтобы видеть окружающий мир.

Воспитатель.        Для того, чтобы глаза наши хорошо видели, вы, ребята, должны научиться их беречь. Как мы можем беречь глаза?

Дети высказывают свои умозаключения.

Воспитатель.         Правильно. Глаза нельзя трогать грязными руками. Когда умываем лицо с мылом, нужно закрывать глаза, чтобы мыло не попало в них. Нельзя читать лежа в кровати. Нельзя долго смотреть телевизор и играть в компьютер. И если глаза заболели – обратиться к врачу. Вот сколько много «нельзя»я сказала, но это для пользы и здоровья наших глаз. Давайте покажем, как наши глаза умеют отдыхать.

        Гимнастика для глаз.

  1. Зажмурить глаза изо всех сил и открыть – 4-6 раз.
  2. Делать круговые движения налево-вверх-направо-вниз и наоборот – 5 раз.
  3. Вытянуть руку вперед. Следить за ногтем указательного пальца, медленно приближая к кончику носа и удаляя.
  4. Моргать на каждый вдох и выдох.
  5. «Письмо носом». Закрыть глаза и использовать нос, как длинную ручку, и нарисовать что-нибудь в воздухе.
  6. Игра «Что спряталось»? (груша, яблоко, слива, огурец).

Дети выполняют гимнастику и задание по игре.                        

Воспитатель.         Молодцы. Подготовьтесь выполнять следующее задание. (Читаю загадку про ухо.)

Дети отгадывают загадку.                        

Воспитатель.         Давайте покажем, как наши уши умеют слушать.

Звучит аудиозапись «Звуки природы». Дети внимательно слушают.        

Воспитатель.         Что вы сейчас слышите?

Дети.                        Голоса природы.

Воспитатель.         Что помогло вам услышать эти звуки?

Дети.                        Уши.

Воспитатель.         Кто знает, зачем человеку слух?

Дети делают умозаключения.

Воспитатель.         Какие правила нужно помнить, чтобы уши не болели?

Дети.                        Нельзя ковырять в ушах острыми предметами.

Чистить уши можно только ватными палочками.

Нужно защищать уши от холода и ветра.

Не слушать громкую музыку, тихо включать звук телевизора и магнитофона. При болях в ушах срочно обращаться ко врачу.

Воспитатель.         Молодцы, вы все правильно перечислили. А сейчас я буду издавать за ширмой звук, а вы отгадайте этот звук.

Проводится игра «Отгадай звук».

Дети отгадывают звуки.                        

Воспитатель.         Молодцы. А сейчас отдохнем.

Дети выполняют физкультминутку.

                        Мы девочки и мальчики,

                        У нас на ручках пальчики,

                        У нас на ножках пальчики.

                        Похожи наши ушки,       - наклоны в стороны

                        Что к низу от макушки.    вперед – назад

                        Похожи и животики,              приседания

                        И носики, и ротики             прыжки

Воспитатель.         Садитесь тихо, спина ровная, ноги поставили вместе. Глазками смотрим, ушками слушаем. Отгадайте загадку и приступим к третьему заданию

Дети.                        Это нос.

Воспитатель.         Правильно, это нос. Кто знает, зачем нам нужен нос?

Дети высказывают свои предположения.                        

Воспитатель.         Правильно. Нос нам нужен для того, чтобы дышать, нюхать. Запахи бывают приятные и неприятные. Назовите, пожалуйста, какие вам запахи приятны? А чтобы вам помочь, я приготовила игру «Отгадай запах».

Дети выходят по одному к доске и определяют запах.                        

Воспитатель.         Молодцы! Как надо беречь нос?

Дети.                        Нельзя запихивать в нос мелкие предметы.

Нельзя сильно сморкаться.

Необходимо лечить насморк каплями, мазями и обратиться за советом ко врачу.

Воспитатель.         Молодцы. Вы очень хорошо поработали, что заслужили отдых. Давайте закроем глаза, опустим голову на руки и «поспим», то есть сделаем вид, что спим. (Включаю колыбельную музыку).

Дети выполняют.                

Воспитатель.         Как вы думаете, о каком еще помощнике мы сегодня не поговорили?

Дети.                        О языке.

Воспитатель.         Правильно. Послушайте загадку о языке.

        

Воспитатель.         Почему язык нам необходим?

Дети.        Помогает различать вкус пищи, общаться, выражать свои чувства.

Воспитатель.         Правильно. Кончик нашего языка чувствует сладкое, боковые стороны – кислое и соленое, а задняя часть языка – горькое. Давайте покажем, как наш язык хорошо работает, выполняя артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.                        

Воспитатель.         Вот какой наш язычок молодец, хорошо потрудился. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на свои руки. Что есть на руках?

Дети.                        На руках есть пальцы.

Воспитатель.         На кончиках пальцев и ладонях (показываю) самая чувствительная кожа. Как вы думаете, для чего нам нужна кожа?

Дети высказывают свои предположения.                        

Воспитатель.         Какие правила ухода за кожей вы знаете?

Дети.                        Необходимо чаще мыться теплой водой с мылом.

Нельзя носить грязную одежду, надевать чужую одежду и обувь.

Нельзя долго загорать на солнце, потому что можно получить солнечные ожоги.

Воспитатель.         Правильно. Еще необходимо осторожно обращаться с острыми предметами (иголкой, ножом, ножницами). Почему?

Дети.                        Можно поранить кожу.

Воспитатель.         Мо-лод-цы. Со всеми заданиями вы справились, очень хорошо, четко и полным ответом отвечали на вопросы бабы Яги. Посмотрите на картинку, наш мальчик не плачет, а вновь улыбается. Давайте еще раз назовем всех наших помощников.

Дети.                        Это глаза, уши, нос, язык, кожа.

Воспитатель.         Да, действительно, это очень ценные для человека помощники  мы должны к ним относиться очень внимательно, заботиться о них. На этом наше занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

(младшая группа)

Мир вокруг нас

Основы экологического воспитания.

Цель: Заложить основы экологического воспитания. Дать знания в области охраны природы. Активизировать познавательную деятельность в процессе общения с природой. Обогатить эмоционально-чувственную сферу ребенка. Формировать элементарные представления о целостности живой природы и человека.

Материалы к занятию: игрушка Старичок - лесовичок, бумажные муравьи, цветы, бабочка, иллюстрации деревьев. Изображение березок без листьев ( один лист на 4 человека.)

Иллюстрации к рассказу: пожилой человек, мальчик, цветок, экскаватор, мотоцикл дом, гусеница, клумба с цветами.

Ход.

Воспитатель (В) Ребята, я предлагаю отправиться в лес. Я заколдую нашу группу и она превратится в лесную полянку. Вы готовы? Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.

Посмотрите, что за грозный старичок не пускает за порог?

Лесовичок (Лес) Я Старичок- лесовичок. Я к порядку привык. Я по лесу хожу за деревьями слежу, помогаю животным. В лес я вас не пущу.

Вы еще маленькие и порядков моих не знаете.

В. А ты, Лесовик, на нас не кричи, а о порядках своих расскажи.

Лес. Ладно, только сначала мои лесные загадки отгадайте.

1)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Еж)

2)

Чей домишко из иголок
На земле у старых ёлок? (Муравейник)

3)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом? (Белка)

4)

Зимой спит, летом улья ворошит? (Медведь)

Если этих зверей в лесу встретите, вы их не пугайте, камнями и палками в них не кидайте. Мало их в лесу осталось.

В. Что ты, Старичок- лесовичок. Наши дети зверей обижать не будут.

Лес. Ну, ладно, идите, да под ноги смотрите!

В. А зачем под ноги смотреть?

Лес. А чтоб муравья или цветок какой-нибудь не раздавить.

В. Ребята, что- то я Лесовичка не поняла. А какая польза от муравьев?

Лес. Такая большая и не знаешь! Муравьи гусениц, тлю поедают. А не станет муравьев, гусеницы лес могут съесть.

В. Ну, а цветы, что их жалеть, вон их как много!

Лес. А ты у ребят спроси, может они знают? Запомните! Не станет цветов, Негде будет пчелкам нектар для меда собирать. Бабочкам отдохнуть будет не на чем. Пропадет красота. А без красоты сердце человека станет злым.

В. Пойдемте, ребята за Лесовичком.

Темным лесом, зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом.
Чтоб муравьев не испугать
И цветы нам не помять
Надо ноги поднимать.

(Дети совместно с воспитателем, ходят по ковру, перешагивая цветы, и муравьев)

Посмотрите, какая красивая лужайка, как много здесь деревьев. А какая от деревьев польза? (Дети рассматривают иллюстрации различных деревьев)

Лес. Как, какая? А вы разве не знаете, откуда стол пришел?

В. Стол? Из магазина!

Лес. А вот и нет, стол из леса пришел. И все предметы из дерева. Если вырубить все деревья, то и вещи деревянные пропадут. Посмотрите, сколько вокруг вещей из дерева. Сможете их назвать?

В. Ребята, я только стол деревянный вижу. А какие еще предметы у нас из дерева? Ой, Лесовик, а что случилось с этими березками?

(Воспитатель показывает детям изображение березы без листьев)

Лес. Ой, беда, беда! Недоглядел я старый. Глупые мальчишки птиц распугали вот гусеницы и съели листочки.

В. Ну, не плачь, Лесовик, наши дети сейчас помогут ожить березкам.

(Дети подходят к столам и рисуют листочки путем примакивания, на заготовленных листах бумаги с изображением дерева без листьев.)

В. Ребята, смотрите, цветы!

(На полу разложены цветы из бумаги, дети рассматривают их и говорят названия этих цветов: мак, одуванчик, ромашка, василек)

На лужайке у реки
Собрались в кружок цветы,
Желтые, синие, белые, красивые.

В. Лесовик, а мы знаем, как растут цветы. Сейчас мы тебе покажем.

Вырос высокий цветок на поляне. (Руки вертикально, ладони друг к другу)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы, округлить их)

Всем лепесткам красоту и питанье (Движение пальцами вместе - врозь)

Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы развести)

(Пальчиковая игра)

Лесовик, я хочу сорвать эти цветы.

Лес. Стойте! Стойте! Вам понравилось в моем лесу гулять, красоту наблюдать?

В. Понравилось!

Лес. Ну вот, а завтра сюда другие придут, а полянка будет пустая. Лучше послушайте,

Я расскажу вам историю, как один цветок вернул радость больному человеку.

(рассказ сопровождается показом иллюстраций) 

В городе посереди двора, рядом с улицей и большими домами вырос красивый цветок.

Когда он только пророс из земли, он не знал, какие опасности его ждут. То мотоцикл промчится, окутывая его пылью, то дети песком обсыплют, то машины горьким дымом чихнут.

– Фу, какая гадость!

Только в себя пришел, пыль стряхнул. Новая опасность. Экскаватор землю начал копать.

– Ой, упаду! Ой, пропаду!

Махал цветок зелеными листочками, но удержался, не сломался. А тут вдруг на стебелек гусеница залезла.

– Спасите! Помогите!

Но никто его не замечал, и не слышал. Но однажды шел мальчишка, увидел цветок наклонился и прогнал гусеницу.

– Сорву я этот красивый цветок и подарю старичку, который живет в этом доме. Он болен, и гулять не может. Сидит у окна, да за больное сердце держится.

– Не надо! Пожалей меня – прошелестел цветок.

– Полей меня, подсыпь земли, и я одарю тебя.

Жалко стало мальчику цветок. Помог он цветку. Окреп цветок и дал много семян.

Посадил малыш семена в землю, полил их.

Проснулся однажды старый человек, подошел к окну и улыбнулся, отошла боль от сердца. Весь двор был в цветах.

И понял малыш главное правило жизни:

Поймаешь бабочку, и она умрет на ладони.

Сорвешь цветок, и он завянет.

Красоту надо видеть сердцем.

В. Спасибо! Мы запомнили с ребятами, как нужно вести себя в лесу. Зверей не пугать, деревья не ломать, цветы не рвать.

Лес. Ну, тогда вам пора возвращаться в детский сад, а мне в лес!



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ГИМНАЗИЯ № 1476

 «Виды НОД по формированию словаря»

Выступление на педсовете

Воспитатель : Розанова А.А.

Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью детей воспитатель оперирует специфичными приемами обучения.

Приемы словарной работы
        Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.

Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.
Следует предостеречь воспитателей от ошибки, которую они допускают, произнося слово по слогам. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно.

Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом, а также прямыми словесными указаниями: «Послушайте еще раз это трудное слово» и т. д.
Называние часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка»,— говорит воспитатель, открывая дверцу духовки и показывая жестом.

Иногда называние нужно сопровождать толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом), например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».
Очень часто мы используем включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами. Например, при рассматривании трамвая воспитатель говорит: «В задние двери трамвая пассажиры входят» и т. д.

Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их сознании нужного слова.

В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку (Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик?). Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.

Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Напомним, что дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?). Для словарной работы можно применять как прием некоторые упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах. Много таких эффективных приемов было разработано Е. И. Тихеевой. Их следует шире использовать в практике работы.

НОД, способствующая обогащению словаря
        Восприятие какого-либо живого объекта во всем его многообразии (а не восприятие опосредованное, через изображение — игрушку, картинку, слово) в дошкольной педагогике обозначается термином «непосредственное наблюдение». Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детских садах: осмотрах помещений детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов (одежды, посуды, овощей и т. д.), наблюдениях за каким-нибудь процессом (труд взрослых, уличное движение, кормление животного и т. п.).
При ознакомлении с новым объектом практикуется распознающее наблюдение, направленное на установление сущности нового, его признаков и свойств, его связей с окружающим миром. В процессе такого наблюдения по возможности активизируются разнообразные анализаторы, обозначаются словом отдельные ощущения детей: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные (тактильные и температурные), кинестетические.

Восприятие сопровождается работой мышления ребенка: создается суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами. Процесс наблюдения сопровождается речью воспитателя и детей,  обозначается словами.

Одна из существенных задач руководства наблюдением детей — обучение их планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой. Важно научить детей применять различные способы познавательной деятельности, способы обследования предмета (практические действия, сравнение с известным, пробы — эксперименты, вопросы взрослому и др.). На фоне этой познавательной деятельности осуществляются и словарные задачи — преднамеренное введение новых слов, закрепление знакомых.
Готовясь к организации какого-либо наблюдения, воспитатель отбирает из программы ознакомления с окружающим необходимый для одного занятия круг сведений, а также слова, которыми дети должны овладеть в процессе наблюдения. Записывая программу занятия в своем календарном плане, он намечает лишь наиболее характерные, трудные для детей слова, которые будут использованы. Например, в старшей группе экскурсии по улице могут проводиться с разной целью, в зависимости от этого подбирается и словарь для обогащения речи детей: при рассматривании зданий — балкон, подъезд, витрина, арка, многоэтажный; при наблюдении за уличным движением — тротуар, мостовая, посередине, справа, слева.

Начало занятия — важнейший его этап, который должен проходить в спокойной обстановке. Это нужно учитывать и при проведении занятий, связанных с выходом за пределы групповой комнаты (экскурсия, осмотр помещения). Неправильно сообщать цель занятия на ходу, когда дети одеваются или выходят из детского сада, так как внимание их в это время не собрано и слышат воспитателя не все.
При первоначальном восприятии объектов нужно дать детям небольшую паузу для свободного созерцания, для обмена первыми, часто непроизвольными репликами. Затем педагог приступает к активному руководству наблюдением.
Часто во время экскурсии дошкольники знакомятся с предметами на расстоянии. Поэтому здесь особенно велико значение речи воспитателя: нужно точнее и чаще употреблять обозначения величины, пространства (улица широкая, по краям — деревья, аллея прямая, вдали пруд, направо от детского сада — перекресток и т. п.).
На протяжении всего занятия педагог применяет различные приемы словарной работы.

Для того чтобы восприятие дошкольников было более точным, следует привлекать детей к активным действиям по обследованию объектов. Например, чтобы нагляднее представить величину грузовика, малыши берутся за руки и окружают его; чтобы отметить высоту колес, они поднимают руки вверх, дотягиваются до кузова. При обозначении длины дети производят движения рукой слева направо вдоль предмета, при обозначении высоты — снизу вверх. В восприятии формы также широко применяются способы обследования: обведение контура руками, обхватывание предмета, скольжение рукой по поверхности, прокатывание. Это позволяет дифференцировать восприятие, вводить в словарь детей слова на основе точного соотнесения их с познаваемыми качествами («Этот коврик круглый, у него нет уголков»). В дальнейшем самостоятельное использование ребенком в активной речи слов, обозначающих качества и свойства предметов, является показателем высокой сенсорной и речевой культуры.
Полезно связывать наблюдение с практически необходимым, жизненным делом — это усиливает интерес детей, например не только посетить библиотеку, но и записаться в нее по всем правилам и взять для чтения первую библиотечную книгу (подготовительная к школе группа).

Для ознакомления с предметным миром В. И. Логинова выделяет следующие три группы занятий:

1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий;

2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов;

3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе следует запланировать несколько занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов.
Дошкольникам доступны знания о наиболее распространенных материалах (ткань, стекло, бумага, кожа, резина, дерево, металл, пластмасса). Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи (шитье, вырезывание, лепка, склеивание п т. п.). У детей развивается способность видеть в любой вещи ее материал, устанавливать свойства материала некоторыми доступными способами обследования (надавить, согнуть, надорвать, ударить и послушать звук).
Внимание детей привлекают к процессу изготовления предметов. Например, детям показывают куски ткани, которые они внимательно ощупывают и осматривают; затем тут же кроят фартук, с помощью детей его шьют на швейной машине. На следующих занятиях дошкольникам предлагаются сходные вещи из разных материалов, а также разновидности одного и того же материала (кукольное платье из ткани и бумаги; бумага плотная и рыхлая). На этих занятиях широко используются приемы сравнения, а также группировки предметов по определенному признаку.

Наиболее интересна предложенная В. И. Логиновой методика занятий третьего типа. Переход к обобщениям требует специального обучения тому, как надо выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Так, с детьми четвертого года в основном проводят занятия по формированию видовых понятий. Такие занятия чаще протекают в игровой форме с большим количеством наглядного материала (предметы одного вида, различающиеся несущественными признаками, и предметы близких видов). Важно, чтобы ребенок мотивировал выбор предмета из группы сходных (Как вы узнали чашки? Почему не взяли стакан, бокал? Чего здесь нет? Да, у чашек есть ручки, вот как вы их узнали).
Более сложны занятия по первичному формированию родовых обобщений. Специфичен подбор наглядного материала: это несколько видов предметов, ярко различающихся по несущественным признакам (грузовик, самолет, пароход, автобус, велосипед), и несколько видов, входящих в другие понятия, в том числе и чем-то близких первому (пушка, швейная машина, асфальтовый каток, кресло).

Такие занятия имеют особую структуру:

1) краткое рассматривание трех-четырех видов, выделение уже известных детям признаков (последовательное рассматривание изображений грузовика, самолета, парохода). Уточнение вопросов: для чего нужна машина? Кто ею управляет? и др.;

2) работа над понятием. Отделение существенных признаков от несущественных, введение слова, обозначающего обобщение. Ответы детей на вопросы: что разного у всех этих трех предметов? Что общего? Обобщение воспитателя и сообщение нового слова: "Все, что служит для перевозки людей и груза, называется транспортом". Дети могут повторить это слово и ответить на вопросы: как можно узнать, что это транспорт? и др;

3) упражнение в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков. Дети классифицируют картинки, отбирая группу «транспорт», и мотивируют свой выбор.

Последующая работа на других занятиях касается закрепления и дифференцировки понятий. Первая часть на этих занятиях может быть опущена, но сохраняются выделение существенного признака и подведение под понятие (транспорт — наземный, воздушный, пассажирский, грузовой и т. п.).
Ознакомлению дошкольников с окружающим и обогащению их словаря способствует и другой метод — показ картины, мало знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя — объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям. Благодаря этому методу прежде всего растет пассивный словарь детей, они учатся видеть и понимать картину. Конечно, по ходу связного рассказа педагога о содержании картины встречаются и обращения к опыту детей, приемы активизации слов, уже известных им. Для сравнения отметим, что в другом методе — рассматривании знакомых детям картин — преобладают речь детей, их ответы на вопросы педагогов.

Среди картин для детских садов есть такие, тематика и содержание которых могут быть мало знакомы детям, проживающим в городе или же в сельской местности, и рассматривание которых требует более подробных объяснений взрослого, например для городских детей картины о сельской жизни («Ледоход», «Лошадь с жеребенком», «Свинья с поросятами» и т. п.). Дети обогатят свой словарь, относящийся к видам транспорта, благодаря картинам «Радостная встреча», «У пристани» и др. Им станут понятны слова перрон, вокзал, станция, рельсы, пассажирский вагон, багажный вагон, пристань, палуба и т. п.
В таком занятии есть элементы и закрепления сообщаемого словаря, и активизации известных детям слов, так как эти картины чаще всего сюжетные, изображающие людей, действия и состояния которых понятны ребенку.
В дошкольной педагогике и методике изобразительной деятельности установлен перечень репродукций, доступных детям дошкольного возраста.
Репродукциями украшается помещение. Их раздают детям для самостоятельного рассматривания, обогащения их эстетических впечатлений. На занятии ребенок учится правильно рассматривать картины и понимать их содержание, характер и средства изображения. Предварительно воспитателю необходимо самому очень внимательно рассмотреть картину (если можно, посмотреть ее в подлиннике в картинной галерее); наметить, с чего начать показ картины, какие слова подчеркнуть, о чем спросить самих детей.

После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате, воспитатель побуждает детей рассматривать их.
Для обогащения словаря большой эффект имеют также следующие методы: показ кинофильмов и диафильмов, чтение художественных произведений (см. главу «Методика работы с книгой в детском саду»).

Занятия, содействующие закреплению и активизации словаря
          Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. Рассматривание игрушек необходимо отличать от другого метода — дидактической игры, в которой обязательны строгие правила для участников и ведущего, есть свое игровое действие и т. д.
Так, рассматривая с детьми куклу и ее одежду, воспитатель вначале может предложить детям самый яркий предмет или самый необычный (например, красную шапочку, муфту). Но в дидактической игре «Оденем куклу на прогулку» воспитатель, согласно правилам этой игры, должен надеть на куклу в первую очередь такую вещь, которую первой надевают на себя и дети, собираясь на прогулку (рейтузы или теплую кофточку). Иногда можно соединять оба эти метода на одном занятии, например рассматривание игрушек-животных и дидактическую игру «Узнай по голосу», рассматривание дидактических игрушек и дидактическую игру с ними «Угадай, что изменилось».

В старших группах содержание словарной работы в процессе рассматривания игрушки шире. Дети называют материал, из которого она сделана, форму отдельных частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку. Подобные занятия проходят интересно, так как при этом используется игровая деятельность детей: игрушку трогают, двигают, катают и пр.

Эти занятия важны и с воспитательной точки зрения. Одновременно с развитием словаря ребенка учат правильно обращаться с игрушкой, воспитывают аккуратность, активизируют коллективные игры с игрушками. Для уточнения и активизации словаря дошкольников полезно рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных. Основа словарной работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. Дети видят изображение предмета, их учат узнавать предмет на картине, т. е. сравнивать его с известным ранее. Чтобы рассмотреть, назвать картину, ребенку надо вспомнить и ранее виденный предмет, и ранее воспринятое слово.

Задача воспитателя — учить детей воспринимать смысл картины, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделению существенного, так как перечислить все частности не значит понять картину. Общие неконкретные вопросы (Что нарисовано? А что еще можно сказать?) не учат восприятию. Более правильный вопрос для выяснения смысла картины: о чем эта картина? Воспитатель постепенно подводит детей к умению отвечать на этот вопрос, используя такие приемы: сам раскрывает содержание картины в краткой словесной форме, показывает центральный объект указкой и одновременно спрашивает: «Что, кто это?» (т. е. первый вопрос звучит конкретно); формулировкой вопроса обращает внимание на композицию картины: «На кого смотрят все дети и взрослые в этой групповой комнате?» Старшим детям предлагает вглядеться в картину и придумать ее название (не только в конце занятия, но и в начале его).
Методика занятия по рассматриванию картины подчиняется общим дидактическим требованиям, которые были уже раскрыты, когда говорилось о непосредственных наблюдениях (так же подготавливается внимание детей до момента внесения картины, дается время для первоначального ее созерцания, затем воспитатель предлагает детям рассматривать одну за другой все основные части картины, устанавливая смысловую связь между ними).

Основной словарный прием на этом занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?

2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?

6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.)

Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик?
В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?).

Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.
Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки. Воспитатель должен подбирать для занятий комплекты раздаточных картинок, иллюстраций, открыток. В младших группах рассматривание длится 5—10 мин. За это время ребенок успеет посмотреть и назвать несколько картинок.

Можно предложить иную, чем обычно, организацию занятия.
Дети садятся вокруг сдвинутых вместе столов так, чтобы каждый ребенок был хорошо виден воспитателю. Педагог раздает картинки, затем организует обмен ими, использовав игру «Поехали, поехали!». (Дети кладут картинки изображением вниз и передвигают их по столу друг другу; по сигналу «стоп!» останавливают движение и открывают ближайшую к себе картинку.) На таких занятиях полезно рассмотреть с детьми картинки новых игр (лото, кубиков, настольно-печатных) до внесения их в игровой уголок. При этом уточняются названия всех картинок, одновременно педагог объясняет правила проведения этих игр, а также их хранения.
В старших группах параллельно с рассматриванием картинок практикуются их классификация, составление загадок и другие более сложные задания.
Еще один метод активизации словаря детей — дидактические игры. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок.

Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не обязательно.



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ГИМНАЗИЯ № 1476

Конспект занятия в старшей группе

 по  физической культуре.

 

Подготовила и провела

воспитатель Розанова А.А.

Программное содержание: воспитывать привычку сохранять правильную осанку, умения выполнять движения осознанно, быстро ловко, красиво.

Совершенствовать координацию движения, ориентировку в пространстве.

Развивать физические качества: быстроту, ловкость, общую выносливость; внимание; развивать равновесие. Учить перестраиваться на месте и во время движения. Учить прыгать с продвижением вперед, с мячом зажатым между ног. Учить отбивать мяч одной, 2-мя руками на месте и вести ходьбу.

Оборудование:

  • баскетбольные мячи по количеству детей; баскетбольная стойка;
  • магнитофонная кассета с записью музыки.

Время проведения: 1 половина дня.

Место провидение: физкультурный зал.

Одежда детей: шорты, футболка, носки.

Одежда воспитателя: спортивный костюм.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть.

7 мин

Построение  детей в шеренгу по росту.

Проверка осанки.

Ходьба

Ходьба колонной с имитационными движениями рук: вращение прямых рук назад (вперед).

Ходьба с разными положением рук:

  • в стороны;
  • за голову (руки согнуты в локтях);
  • за спинной(руки согнуты в локтях, ладонь одной руки лежит на локте другой);

Ходьба гимнастическим шагом.

Ходьба в полуприседе.

Бег

  • бег в колонне по одному;
  • бег по команде кругом;

  • бег по команде «стой на месте»;
  • бег «змейкой».
  • ходьба

Построение в три колонны.

Упражнение на дыхание

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.

В.: вдох – поднять прямые руки через стороны вверх; выдох – опустить вниз.

1 мин.

1 мин.

30 сек.

30 сек.

20 -30 сек.

2 раза.

2 раза.

2 раза.

3 - 4 раза.

Добиваться сходства в движении.

Обращать внимание на сохранение осанки.

При выполнении тянуть носки.

Назначается главный за которым бегут все остальные.

Дети должны остановиться на расстоянии вытянутой руки.

Следить за правильным выполнением.

Основная часть.

20 мин.

Упражнение

на самовытяжение мышц

  1. И.п.: лежа на спине, руки вверху.

В.: потянуться руками вверх, ногами вниз (носками, то же – пятками вниз). Расслабиться.

  1. И.п.: лежа на спине, руки в стороны.

В.: потянуться руками в стороны.

  1. И.п.: лежа на спине, прямые руки перед грудью.

В.: потянуться руками к потолку, спина от пола не отрывается.

Общеразвивающие упражнения

без предметов

  1. И.п.: стоя, руки в замок внизу, опущены перед собой.

В.: поднять руки над головой, не расцеплять пальцев, ладонями вверх, потянуться вверх всем телом: ладонями, головой.

  1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, ладони рук лежат на поясе, пальцами вниз.

В.: медленный наклон вперед до 90 градусов, спина прямая, не прогибается, головой тянемся вперед.

  1. И.п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

В.: приседание на носочках, колени развести в стороны, руки впереди или в стороны.

  1. «киска сердиться, киска добрая»

И.п.: стоя на коленях, голову вытянуть вперед.

В.: 1,3 – спина круглая голову наклонить вниз;

         2 – спину прогнуть, голову наклонить назад;

         4 – и.п.

Перестроиться в 2 колонны. Каждая колонна встает на расстоянии 5 – 6 метров от баскетбольного кольца.

Игра в баскетбол

Цель: упражнять детей в ловкости, и владении мяча.  Бросками по кольцу из за головы.

Содержание: дети делятся на две команды. Расстояние до кольца 5 метров. Перед кольцом лежит круг. Дети должны по очереди довести мячик до круга бросить мячик из за головы, из этого круга один раз подобрать встать обратно в круг. Зажав мячик между колен до бежать обратно и передать другому. Возможны разные варианты этой игры.

Игра – соревнование
«Передай мяч другому»

 Цель: упражнять детей в передаче мяча разными способами; из разных исходных положений.

Содержание: дети стоят двумя колоннами на расстоянии вытянутых рук. У первого ребенка в руках мяч. По команде он передает мяч назад над головой. Последний игрок берет мяч, бежит с ним вперед, встает перед первым игроком, передает мяч назад. Так продолжается до тех пор пока первый игрок окажется на своем месте (первым в колонне). Возможны разные способы передачи (сбоку, между ног; передача мяча ногами и т.д.); и исходные положения (сидя лежа).

Все упражнения на самовытяже-ние мышц выполняется один раз.

1 раз

5 – 10 сек.

1 раз

5 – 10 сек.

6 – 8 раз в медленном темпе, замереть на

5 – 7 сек.

5 – 6 раз в среднем темпе.

1 – 2 раза.

1 – 3 раза.

Следить за положением тела на полу: затылок, ягодицы, пятки ног должны лежать на одной (воображаемой) линии, поясница прижата к полу.

Следить за осанкой. При выполнении – на носочки не вставать. Добиваться правильного выполнения.

Сохранять равновесие. Замереть в принятом положении.

Следить за точностью выполнения.

Следить за выполнением правил и дисциплины. Контролировать точность выполнения движения, их последовательно-сть.

Следить за выполнением правил и дисциплины. Контролировать точность выполнения движения, их последовательно-сть.

Заключи-

тельная часть.

3 мин.

Упражнение на дыхание

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

В.: вдох – животом; выдох – согнуть ногу в колене, поднять колено руками к животу.

Спокойная игра

«Угадай кого не стало»

Цель: развивать внимание.

Содержание: дети сидят по кругу. Закрывают глаза. Воспитатель идет по кругу за спинами детей. Тот до кого он дотронется, тихо встает и незаметно выходит из зала. Дети открывают глаза, определяют, кто ушел.

2 -3 раза.

5 – 6 раз

Добиваться четкости. И стойкости на одной ноге.

Следить за выполнением правил.

Играть честно, не подсматривать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи и окружающему миру для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Дикие животные»

Продолжить знакомить детей с дикими животными (заяц ,белка, медведь,).Уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных.Закрепить знания о характерных особенностях внешнего вида и по...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с применением ИКТ для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зима"

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Прекрасная страна слов».

Путешествуя по стране слов, ребята  расширяют свой словарный запас. Через словесно-речевые игры учатся рифмовать слова, согласовывая окончания, использовать в речи прилагательные, эпитеты, с...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии синквейн детей старшего дошкольного возраста

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....