КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ РЕБЕНКА»
консультация по логопедии на тему

Плясова Анна Андреевна

Как для родителей, так и для педагогов, очень важно как можно раньше определить (и не ошибиться!), какая рука у малыша ведущая. Существует множество способов определения рукости: есть старые как мир, есть предложенные сравнительно недавно, причем они различаются уровнем точности, сложностью выполнения проб, временем, необходимым для тестирования, интересом, проявляемым ребенком к выполнению заданий.

Некоторым внимательным родителям удается уже у годовалого ребенка заметить признаки преобладания активности одной из рук: ребенок берет и удерживает предметы этой рукой, сильнее сжимает  их, выполняет более точно мелкие движения. Специалисты заметили, что сила, с которой ребенок сжимает кулачок в возрасте 17 дней от роду, различна на правой и левой руке. Прогноз будущей леворукости может дать и характерная «поза фехтовальщика»: месячный младенец, лежа на спине, длительно удерживает голову повернутой влево, а его левая нога и рука находятся в распрямленном положении, в то время как правые конечности согнуты. Следующей «контрольной точкой» в определении рукости может стать возраст 3-4 месяца. В это время утрачиваются рефлексы новорожденных и происходит формирование основных моторных реакций. У маленького левши рефлексы исчезают сначала на левой руке, она становится более подвижной,  ребенок начинает ей активнее манипулировать с  игрушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_opredelit_levorukost.doc479.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ РЕБЕНКА»

Как определить «рукость» ребенка, а также «ногость», «глазость» и «ухость»

Как для родителей, так и для педагогов, очень важно как можно раньше определить (и не ошибиться!), какая рука у малыша ведущая. Существует множество способов определения рукости: есть старые как мир, есть предложенные сравнительно недавно, причем они различаются уровнем точности, сложностью выполнения проб, временем, необходимым для тестирования, интересом, проявляемым ребенком к выполнению заданий.

Некоторым внимательным родителям удается уже у годовалого ребенка заметить признаки преобладания активности одной из рук: ребенок берет и удерживает предметы этой рукой, сильнее сжимает  их, выполняет более точно мелкие движения. Специалисты заметили, что сила, с которой ребенок сжимает кулачок в возрасте 17 дней от роду, различна на правой и левой руке. Прогноз будущей леворукости может дать и характерная «поза фехтовальщика»: месячный младенец, лежа на спине, длительно удерживает голову повернутой влево, а его левая нога и рука находятся в распрямленном положении, в то время как правые конечности согнуты. Следующей «контрольной точкой» в определении рукости может стать возраст 3-4 месяца. В это время утрачиваются рефлексы новорожденных и происходит формирование основных моторных реакций. У маленького левши рефлексы исчезают сначала на левой руке, она становится более подвижной,  ребенок начинает ей активнее манипулировать с  игрушками.

j0119325 

Необходимость определить ведущую руку не случайно остро встает в старшем дошкольном возрасте. Ребенок учится правильно держать ручку, учится писать, и очень важно, чтобы он делал это ведущей рукой, ведь переучивание может негативно отразиться на развитии и психике ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья и адаптационным трудностям в первом классе.

Из традиционных способов определения ведущей руки наиболее популярны следующие:

  1. «Пальцы в «замок». Ребенок быстро, без подготовки, не раздумывая, выполняет переплетение пальцев рук. У левшей сверху ложится большой палец левой руки, у правшей – правой.                                                                    
  2. «Поза Наполеона». Ребенок скрещивает согнутые руки перед грудью. У левшей сверху размещается кисть левой руки, а правая рука – под левым предплечьем. У правшей – наоборот.                                  
  3. «Аплодирование». Ребенок хлопает в ладоши. У левшей левая рука находится сверху и ударяет по правой, а у  правшей активнее правая рука.

j0119325 

Интересный набор тестов для определения ведущей руки предложен французской исследовательницей М. Озьянс. Она рекомендует  два варианта тестирования: полный (20 заданий) и сокращенный (10 заданий). Полный вариант тестирования используется, когда выбирается рука для письма (у амбидекстров) или возникают сомнения в точности определения рукости. В тестах М.Озьянс  все действия непривычны для ребенка, это в основном бытовые действия, требующие точности, хорошей координации движений, ловкости.

Полный набор тестов включает следующие задания:

№ теста

Содержание теста

Сокращенный вариант тестирования

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Завинтить крышки на бутылках

Зажечь спичку

Разрезать бумагу ножницами

Наколоть, нанизать (вставлять стержень в отверстие бусин, пуговиц, фигур)

Почистить обувь щеткой

Намотать нитку на катушку

Перелить воду из одного сосуда в другой

Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку

Отвинтить гайку (рукой, ключом)

Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр

Разложить (раздать) карточки (карты)

Проколоть дырочки (5-6 ударов)

Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики

Продеть нитку в иголку

Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль

Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки

Достать бусинку ложкой из стакана

Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка

Закрыть, открыть молнию на сумке

Взять стакан и сделать несколько глотков воды

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

j0119325

 

В виде экспресс-пробы можно измерить  скорость движений рук. Один из вариантов: ребенок ставит точки карандашом на листе бумаги в течение 10 сек. (по три попытки каждой рукой). Затем рассчитываются средние значения для каждой руки. Более «проворная» рука и является, скорее всего, ведущей.

j0119325

Российскими авторами М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским  разработана серия игровых тестов для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание задания

Результат

1.

Рисование. Ребенку предлагается нарисовать предмет по выбору. После выполнения задания, ребенок рисует тот же предмет другой рукой

Определяется, какой рукой рисунок выполнен более качественно: четкое, пропорциональное изображение, ровные линии, отсутствие дополнительных штрихов, разорванных линий, сглаженных углов, отсутствие тремора руки при рисовании

2.

Открывание коробочки (спичечного коробка). Предлагается найти спичку в одной из коробок.

Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает)

3.

Складывание колодца из палочек (спичек)

Ведущая рука используется более активно

4.

Игра в мяч. Ребенок берет со стола теннисный мяч, бросает взрослому и ловит несколько раз.

Бросок и ловля мяча выполняются ведущей рукой.

5.

Вырезание ножницами по контуру рисунка. Ребенку предлагается вырезать по контуру рисунок (цветок, зайчика, узор и т.п.)

Ведущая – более активная рука, причем это не обязательна та рука, в которой ребенок держит ножницы, т.к. ребенок может поворачивать рисунок, а ножницы держать неподвижно.

6.

Нанизывание бисера (пуговиц) на иголку с ниткой (на шнурок).

Ведущей считается та рука, которая выполняет движение, даже если ребенок держит иголку или шнурок в другой руке.

7.

Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками.

Рука, активно выполняющая движение, – ведущая.

8.

Развязывание узелков. Используется шнурок средней толщины с заранее неплотно завязанными узелками

Ведущей рукой ребенок развязывает узел, а другой рукой его держит.

9.

Построение из кубиков по образцу. Дается задание построить дом (ограду) с опорой на образец.

Как ведущая оценивается  рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая детали постройки.

Результаты обследования заносятся в протокол пометками «правая рука», «левая рука», «обе руки», подсчитывается суммарное количество предпочтений, добавляется еще одна единица к количеству левых выборов, если у ребенка есть леворукие родственники. Количественный перевес в сторону активности той или иной руки укажет ведущую руку ребенка. Выбирая руку для письма, следует учитывать превалирование левой (правой) руки в графическом задании (задание №1).

Следует особо остановиться на методике проведения исследования рукости. Для достоверности результата нужно строго придерживаться следующих правил:

  • тестирование проводится  индивидуально с каждым ребенком, лучше в игровой форме;
  • следует создать спокойную располагающую обстановку, ребенку не объявляется цель исследования;
  • предметы располагаются на столе на равном расстоянии от правой и левой руки ребенка;
  • исследователь дает словесные инструкции, не показывая ребенку способ выполнения задания;
  • инструкции даются таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на руке, которая выполняет действие (Например: «Покажи, как ты отвинчиваешь крышку», а не «Какой рукой ты отвинчиваешь крышку»).

Интересный подход к проведению исследования межполушарной ассиметрии предложен российским автором О.Б. Иншаковой. Метод  позволяет определить не  только ведущую руку, но и выявить степень леворукости (выраженная, слабая, амбидекстрия). Методика включает  две серии проб. Первую группу составляют действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей (ведь любая мама замечает, в какой руке ребенок держит ложку, ручку, ножницы). Эти  пробы получили название «основных». Во вторую группу вошли действия, на выполнение которых родители почти никогда не обращают внимание. Им не приходит в голову контролировать, какой рукой ребенок поднимает с пола игрушку, стряхивает крошки со стола, машет на прощание рукой и т.д. Это «неосновные» пробы.

Пробы для определения ведущей руки

            Основные                                                                       Неосновные

                                      Какой рукой ребенок:

ест?                                                                   раздает лото?

пишет?                                                             нанизывает бисер?

рисует?                                                             разматывает нитку

держит чашку?                                                раскручивает ручку

режет ножницами?                                         наливает воду в узкое горлышко?

расчесывается?                                               сметает крошки со стола

чистит зубы?                                                   аплодирует (какая рука сверху)?

бросает мяч?                                                    вставляет нитку в иголку?

стирает ластиком?                                          машет рукой на прщание?

 держит молоток?                                           поднимает предмет с пола?                            

        

Если ребенок выполняет левой рукой 15 и более проб, то у него выраженная леворукость; от 11 до 15 проб – слабая леворукость; 10 левой и 10 правой – амбидекстрия. При переученной леворукости большую часть проб, связанных с выполнением «основных» действий, ребенок будет выполнять правой рукой, а связанные с выполнением «неосновных» действий, - левой.

.

j0119325 

Основные способы определения ведущей ноги:

  1. Закидывание ноги на ногу – ведущая нога при этом оказывается сверху.
  2. Измерение длины шага – у ведущей ноги шаг длиннее.
  3. Тест на отклонение от заданного  направления. Ребенок с закрытыми глазами проходит 5 м. от начальной точки к цели (кругу), отклоняясь от заданного направления движения из-за различной длины шага на ведущей и неведущей ноге. Если траектория движения смещается больше чем на 1 м. право, значит ребенок имеет ведущую левую ногу.

Тесты на определение ведущего глаза.

  1. «Подзорная труба». Ребенку предлагают посмотреть в подзорную трубу (свернутый в трубочку лист бумаги). Считается, что ребенок будет смотреть ведущим глазом.

  1. «Лист с дырой». Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием, просят держать его вертикально в вытянутых руках и смотреть через отверстие на лицо взрослого, стоящего на расстоянии нескольких метров. При этом виден ведущий глаз ребенка.

  1. Проба Розенбаха. Ребенок стоит на расстоянии 3-4 м. от окна, в вытянутой руке держит карандаш и совмещает его взглядом с вертикальной линией оконной рамы. При закрывании ведущего левого глаза карандаш смещается влево, ведущего правого глаза  – смещается вправо. При закрывании неведущего глаза карандаш остается на месте.

  1. Проба Литинского. Ребенок фиксирует  взгляд на кончике указательного пальца вытянутой вперед руки, затем палец приближается, останавливаясь на расстоянии 2-3 см. от переносицы. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и лучше удерживает ее, неведущий – совершает горизонтальные движения отведения и приведения.

И, наконец, способы определения ведущего уха.

  1. «Часы». Ребенку предлагают наклониться и послушать, как тикают часики, лежащие перед ним на столе. Он будет слушать тиканье ведущим ухом. По условию ребенок не должен брать часы в руки.
  2. «Телефон». Тест аналогичен предыдущему, только изменился атрибут – вместо часов телефонная трубка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "У Вас в семье леворукий ребенок?"

Консультация для родителей леворуких детей: особенностях их развития, создании ситуации успеха....

Консультация для воспитателей "Как определить статус ребенка в группе"

Материал содержит информацию для воспитателей по теме "Как определить статус ребенка в группе?"...

Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»

Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»...

Консультации для родителей по теме "Как определить характер ребенка"

laquo;Упрямый», «веселый», «капризный» — говоря о характере ребенка, мы часто называем одну, самую выраженную особенность поведения. Но характер — это н...

Консультация для родителей «Как определить леворукость ребенка?»

Данный  материал предназначен для родителей дошкольников....

Консультация на тему: "Как определить артистический талант у ребенка"

Каждый ребенок талантлив по-своему, а неталантливых детей просто не бывает!...