Гимнастика Веселого Язычка
материал по логопедии (младшая группа) по теме

Захарова Наталья Александровна

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильныхпроизношений звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Гимнастика Веселого Язычка132.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

        Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
        Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3 — 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 — 3 упражнений. Сначала выполняйте одно-два упражнения для губ, а потом три-четыре упражнения для язычка.
        Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и свое лицо.
        Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
        В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
        На подготовительном этапе используются два вида обще-развивающих упражнений — статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
        Артикуляционная гимнастика помогает детям двух, трёх, четырёх лет укрепить мышцы языка и губ, позволяя тем самым быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Детям пяти, шести лет и старше гимнастика для язычка помогает устранить уже имеющиеся нарушения в произношении звуков.

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом 
Красные двери, 
Рядом с дверями 
Белые звери. 
Любят зверюшки 
Конфеты и плюшки. 
Догадались?

        Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок.

Сказка о Веселом Язычке

        Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
        Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.
        В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
        Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
        На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.


Сказка о Весёлом Язычке

        За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят. 
Одеяла и подушки ждут ребят. 
Даже сказка спать ложится, 
Чтобы детям всем присниться. 
Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

        Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). - Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю - травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью
Падают, падают листья, 
В нашем саду листопад. 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят.
Зимой
Белый снег, пушистый. 
По ветру кружится 
И на землю тихо 
Падает, ложится.
Весной: 
Травка зеленеет, 
Солнышко блестит. 
Ласточка с весною 
В гости к нам летит.

        Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).
        Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой).
Пора умываться:
Надо, надо умываться 
По утрам и вечерам. 
Пусть болезни нас боятся, 
Пусть они не ходят к нам.
        (Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку - С-С-С):
Водичка, водичка, 
Умой мое личико, 
Чтоб глазки блестели, 
Чтоб щечки краснели, 
Чтоб смеялся роток 
И кусался зубок.
Теперь нужно почистить зубки.
Этой щеткой чистим зубы, 
Этой щеткой - башмаки, 
Этой щеткой чистим брюки - 
Все три щетки нам нужны.
        Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.
Самовар кипит, просит чай всех пить. Чай горячий, подуем на него.
        (Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).
        Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.
        При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив - сливовое, яблок - яблочное, груш - грушевое, клубники - клубничное, малины - малиновое и т. д.
        "Вкусное варенье". (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Длительность от 4 до 8 раз.
        Пора на прогулку. Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку. 
Причешу ей шерстку гладко. 
Гребешком приглажу хвостик. 
И верхом поеду в гости.

        Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу - поехали (имитируем езду на лошадке).
        Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня 
И держусь руками. 
Посмотрите на меня. 
Я поеду к маме.
"Останови лошадку". (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)


Сказка о Веселом Язычке

        Жил на свете язычок. Был у него свой домик.
        Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.
        Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.
        Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!
        А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка смеется "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.
        Вот и сказке конец.

Сказка про Язычок

Этот маленький дружок - 
Твой весёлый Язычок. 
Чтоб он ловким был, умелым, 
Чтобы слушался тебя, 
Каждый день зарядку делай 
Перед зеркалом, шутя! 
Наша сказка - вам подсказка, 
Ведь зарядку каждый день 
Должен делать непослушный Язычок, 
Забыв про лень. 
Вот проснулся Язычок 
Выглянул в окошко. 
Видит: спинку выгнула 
Розовая кошка.

        Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок 
На крылечке Язычок. 
Взял он клещи, 
Взял топор 
И пошел чинить забор.

        Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.
        Д - д - д - д - д - д - стучит молоточек Т - т - т - т - т - т - вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра - в гости к тётушке пора!
        Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт".

Тетушка Щёчка 
Племянника ждёт, 
Блинчики с маком 
К обеду печёт. 
Кашку сварила, чай заварила, 
Даже варенья банку открыла.

        Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя - пя - пя".

На лошадке по дороге 
Скачет Язычок, 
И копытами лошадка - 
Цок, цок, цок, цок, цок,. 
В горку медленно идёт: 
Цок цок цок цок цок. 
А с горы стрелой несётся: 
Цок - цок - цок - цок - цок.

        Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка 
Весело встречает. 
Чай ему с вареньем 
Тут же предлагает. 
Ах, какое вкусное, 
Сладкое варенье, 
Да и каша манная - 
Просто объедение - 
Ням - ням - ням - ням.

        Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком - блл, блл, блл - 
Индюки болтают. 
Индюшачьей речи 
Никто не понимает. 
На качели индюки 
Весело кивают. 
Покататься Язычку 
"Блл, бллл!" - предлагают.

        Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл - бл - бл" ("индюк").

Ну - ка, детки, с Язычком 
Вместе покатаемся! 
Поиграем в паровозик 
И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

        Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду 
И ещё пять шариков 
Покатать комариков! 
Надуваем шарики: 
"Садитесь, комарики!"

        Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра - 
Воздушный Колобок. 
Из щёчки в щёчку покатать 
Его не каждый мог.

        Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело 
Все вокруг, 
Сильный вихрь 
Поднялся вдруг. 
Язычок затрепетал, 
Задрожал и затрещал: 
Бррр - бррр - бррр…

        Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок, 
Лёг в кроватку на бочок; 
Пя - пя - пя - пя - пя - пя 
Отдыхаем все, друзья!

        Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Сказка о веселом язычке

Рот — домик, губы — двери. 
А кто живет в этом домике? 
В этом домике, дружок, 
Живет Веселый Язычок. 
Ох, и шустрый он мальчишка, 
И немножко шалунишка. 
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение «Змейка».) 
Наш Веселый Язычок 
Повернулся на бочок. 
Смотрит влево, смотрит вправо... 
А потом опять вперед, 
Тут немного отдохнет. 
(Упражнения «Часики», «Змейка».) 
Приоткрыл Язык окно, 
А на улице тепло. 
Язычок наш потянулся, 
Широко нам улыбнулся, 
А потом пошел гулять, 
На крылечке загорать. 
(
Упражнение «Улыбка», «Жало», «Змейка».) 
На крылечке полежал, 
На качели побежал. 
Вверх взлетел он смело... 
Но пора за дело. 
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».) 
Поспешил к себе во двор, 
Чтобы починить забор. 
Быстро взялся он за дело, 
И работа закипела. 
(Упражнение « Заборчик».) 
Гвозди, молоток и клещи — 
Нужные плотнику вещи. 
Молоток стучит «тук-тук!», 
Язычку он лучший друг. 
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».) 
Вот и банка с краской рядом. 
Обновить заборчик надо. 
Стала кисточка плясать, 
Наш заборчик не узнать. 
(Упражнение «Маляр».) 
Язычок наш кончил дело. 
Отдыхать он может смело, 
— Я с лошадкой погуляю, 
На гармошке ей сыграю. 
Погоняю я в футбол 
И забью в ворота гол. 
Очень сложная задача — 
Загонять в ворота мячик. 
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».) 
Скрылось солнце за горой, 
Язычок пошел домой. 
Дверь он запер на замок. 
Лег в кроватку и умолк. 
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказочные истории из жизни Язычка.

История 1. Домик для Язычка

        Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери:
первая дверь — губы, вторая дверь — зубы.
        В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки. А потолок был твердым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком - увуля.
        Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное — не было сквозняков.

История 2. Язычок делает ремонт

        Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь — губы, затем вторую дверь — зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)
        Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5—10 раз вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу —
упражнение "Маляр".)
        Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху—вниз по внутренней стороне обеих щек.) После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.) Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы —
упражнение "Забор".)


История 3. Язычок делает покупки

        Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому прежде всего он решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного уголка рта в другой, рот открыт — упражнение "Часики".) У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в нескольких местах касается округленных губ, указывая расположение цифр на циферблате). Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: "Тик-так, тик-так!", а каждый час били:
"Бом-бом-бом!" (Дети повторяют.)
        Еще Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными — упражнение "Чашечка".) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)
        Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил. (Сделать язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены — упражнение "Блинчик".) Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5—10 раз; рот открыт —
 упражнение "Вкусное варенье".)

История 4. Утро Язычка

        Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался. (Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой.)
        Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей, языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком указанные движения.) Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт.)
        Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.

История 5. У Язычка появился новый друг

        Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке. (Положить широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; губы не напряжены.) Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал.
        Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его. (Дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка.) Но котенку это не понравилось, и он выгнул спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий язык круто выгнут — упражнение "Киска сердится".) Язычок, отдернув руку, удивленно посмотрел на котенка: тот оказался худым и голодным. "Его надо накормить!" — решил Язычок и пошел в дом за едой.
        В своей любимой чашке (
упражнение "Чашечка") Язычок принес котенку теплое молоко. Котенок стал с жадностью его лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котенок облизнулся (упражнение "Вкусное варенье", 5—10 раз) и начал умываться. (Дети правой рукой имитируют движения умывающегося котенка.) Язычок решил снова погладить котенка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение языка), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал. С тех пор котенок стал жить вместе с Язычком.

История 6. Новый велосипед

На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими колесами (круговые движения языка) и блестящим рулем. Язычок решил прокатиться на велосипеде вокруг дома. (5—10 круговых движений языка, рот открыт как можно шире.)
        Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. (Сделать язык длинным и узким, как игла,—
упражнение "Иголочка".) Язычок напоролся на него, и из камеры стал выходить воздух ("С-с-с-с").
        "Не расстраивайся!" — начали успокаивать Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали ее с помощью насоса. ("С-с-с-с"). Одновременно дети выполняют движения руками (
упражнение "Насос".) Колесо поставили на место, и Язычок с друзьями снова мог кататься на велосипеде. (Несколько круговых движений языка.)

История 7. Язычок и лошадка

        Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движения языка из стороны в сторону). Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губ).
        На спине у лошадки было широкое седло (упражнение "Чашечка"), и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками "держат поводья" и звонко цокают языком — упражнение "Лошадка".) Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение — упражнение "Натянем поводья") и останавливал лошадку: "Тпр-р-р..." (Подуть на губы, а затем на губы и язык —
упражнение "Кучерское межгубное р-р-р". Названные упражнения повторить несколько раз, чередуя.).

История 8. Язычок в зоопарке

        Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли: лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом. (Упражнения "Лошадка", "Натянем поводья", "Кучерское межгубное р-р-р".)
        В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.) Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и "болботал". (Очень быстрые движения широким языком, который бьет по верхней губе, издавая при этом характерные звуки —
упражнение "Индюк".)
        Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. (Упражнение "Иголочка".) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. (Дети узким длинным языком выполняют соответствующие движения —
упражнение "Змейка".) Самой веселой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожи: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти движения.) Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение "Киска сердится".)
        Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке — соленый хлеб (движение губами, захватывающими что-то); бегемоту — большую конфету (кончиком языка как бы прилепить конфету к небу за верхними зубами —
упражнение "Конфетка"); индюку — зерна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зернышки); ужу — молоко (лакательные движения); обезьяне — банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру — кусок мяса (жевательные движения).

История 9. Язычок в цирке

        Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там увидели! Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: "Ды-ды-ды!" (Кончиком языка постучать по нёбу за верхними зубами — упражнение "Барабанщик".) Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались, перелетали с одной трапеции на другую. (Широким языком выполнить движения языком вперед-назад, рот открыт — упражнение "Качалочка", повторить 5—10 раз.) После гимнастов выступали цирковые лошадки. (Упражнения "Лошадка", "Натянем поводья", "Кучерское межгубное р-р-р".)
        Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот открыт, язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5—10 раз; губы при этом не напрягаются и не подворачиваются, а язык не зажимается зубами —
упражнение "Качели".) Иногда тигры сердились на дрессировщика и выгибали спины. (Упражнение "Киска сердится").
        
Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя домой, он придумал собственный фокус. (Положить ватку на кончик носа и сдувать ее, направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка вверх; язык высунут, щеки не раздуваются; зубы не прикусывают язык — упражнение "Фокус".)

История 10. Язычок собирает грибы

        Наступила осень — пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение "Чашечка"), отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеек. (Холодная струйка воздуха "стекает" посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке — упражнение "Ручеек".) Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: "А какая вода в твоем ручейке?")
        Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. (Широкий язык "присасывается" к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — ножку гриба —
упражнение "Грибок".) Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: "Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор..." и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.

История 11. Язычок учится играть на музыкальных инструментах

Я        зычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку. Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь: "Ды-ды-ды..." (Упражнение "Барабанщик".) Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке. (Упражнение "Трубочка": свернуть язык трубочкой и подуть в нее.)
        Самым трудным оказалось научиться игре на гармошке. (Язык "присасывается" к нёбу, как в упражнении "Грибок", а затем движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от неба —
упражнение "Гармошка".)
        Язычок очень старался, поэтому учеба его шла успешно. Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. (Несколько раз повторить
упражнения "Барабанщик", "Дудочка", "Гармошка".)

Упражнения для язычка – веселая гимнастика.

Повторите с язычком наши упражнения

Перед зеркалом садись, повторяй движения.
Ротик- дверь откроем
(открыть рот, губы круглые),
Зубки все помоем

(несколько раз провести языком по верхним, а потом по нижним зубам).

Крылечко чисто подметем
(провести языком по нижней губе слева направо и обратно),
Ляжем отдохнуть потом

(рот открыт, круглый, расслабленный язык лежит на нижней губе).

В доме часики идут:
"Тики-таки, тики-тук".
И язык наш с ними в такт:
"Тики-так да тики-так"

(рот открыт в улыбке, язык двигается слева направо и обратно).

А теперь за стол садимся
И вареньем угостимся
(имитируются движения слизывания варенья с блюдца).
Рот испачкан, посмотри,
Губки язычком протри

(круговым движением облизать губы).

Вечер. Солнце закатилось,
Дверка- ротик затворилась
(закрыть ротик).
Спит тихонько язычок,
Ну и ты, дружок, молчок

(прижать пальчик к губам).

Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Дятел, дятел
Дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
-Дятел,  в дереве - дыра,
Перестать давно пора!

Жил-был язычок - показываете.
Любил он бегать, где хотел

(болтаете языком из стороны в сторону.)

И болтал, что хотел - добавляете звук.
Раз язычок поймали –

(зажимаете между зубов)

За решетку посадили –
(прячете язык за зубы)
На пять замков закрыли –

(губы вытягиваются то в трубочку, то в улыбку.)

На пять оборотов повернули –

(крутите губы-трубочку то в одну сторону, то в другую).

Стал язычок лазейку искать –

(языком проводите между губой и зубами при сомкнутых губах, сверху, снизу)

Нет ничего, стал в стены биться –

(укол языком в щеку)

По одному, затем два, три раза.
Не поддаются стены, стал тогда решетки пилить –

(нижняя, затем верхняя губы, как бы одеваются на зубы и выворачиваются наружу. Затем обе губы вместе)

Решетки рухнули - вибрация губами,  и язычок опять на свободе! – высунуть язык.


СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1.«Птенчики»
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2.«Лопаточка»
Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполняем 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняйте упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.
3.«Чашечка»
Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх. «Чашечка» не касается верхних зубов. Удерживаем «чашечку» под счет до 5. Выполняем 5-6 раз. Если у ребенка не получается это упражнение, тогда попросите его обхватить широким языком верхнюю губу (как в упражнении «вкусное варенье»), а потом не меняя положения языка, опустить язычок вниз.
4.«Горка»
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
5.«Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.


ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1.«Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.
2.«Часики»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз.
3.«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз.
4«Грибок»
Раскрыть Предложите ребенку сначала поцокать, как лошадка. Потом «остановите лошадку», присосав язычок к нёбу. Затем, не отрывая языка от нёба, оттяните нижнюю челюсть вниз. Подъязычная связка должна натянуться — это ножка «гриба». Удерживаем «грибок» под счет до 5-10. Выполняем 5-6 раз. 
5«Качели»
 
 Рот открываем, напряженным язычком тянемся то вверх к носу, то вниз к подбородку. Выполняем под счет: «раз-два, раз-два». Выполняем в течение 30-60 секунд. Упражнение проводится под счет 10—15 раз.

6. «Вкусное варенье»
 
 Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону, а вперед-назад. Выполняем 6-8 раз. 
7. 
«Змейка».
Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз 
8. 
«Маляр».
Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление 
9. 
«Катушка»
 
Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад

Еще гимнастика для языка

1.«Улыбочка»
Растягиваем губы в улыбочку, зубки не видны. Удерживаем улыбку в течение 5 секунд. Выполняем 5 раз.
2.
«Бублик»
Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживаем «бублик» под счет до 5-10. Выполняем 5-6 раз. 
3.
«Хоботок»
Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед как хоботок. Удерживаем под счет до 10. Выполняем 5-6 раз.

4. «Замесим тесто»
Положить язычок между губами. Затем похлопать его губами со звуком: «пя-пя-пя». Потом слегка покусать язычок зубами: «та-та-та». Чередовать эти движения. Выполняем в течение 30-60 секунд.
5.
«Иголочка»
Рот открываем, узкий напряженный язычок высовывается наружу. Удерживаем «иголочку» под счет до 5. Выполняем 5-6 раз.
6.
«Заборчик»
Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.
7.
«Птенчик»
Широко открыть рот, развести уголки губ. Язык расслаблен и неподвижен.
8.
«Накажем язычок»
Приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить "пя-пя-пя"
9.
«Лизун»
Рот открыть. Медленно облизать верхнюю, а потом нижнюю губу по кругу.
10.
«Чистим зубки»
Почистить кончиком языка нижние зубы сверху вних и из стороны в сторону. Нижняя челюсть не двигается.
11.
«Почистить зубы»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы изнутри, делая движения из стороны в сторону
12.
«Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.
13.
«Спрячь конфету»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
14.
«Оближем губки»
Рот открываем, облизываем язычком по кругу сначала верхнюю губу, потом нижнюю губу. Выполняем в течение 30-60 секунд.
15.
«Почистим зубки»
Губы сомкнуты, скользим язычком по передней поверхности верхних и нижних зубов по кругу в течение 30 секунд.
16.
«Гармошка»
Язычок присосать к нёбу и, не меняя положения язычка, смыкаем и размыкаем челюсти. Выполняем в медленном темпе под счет: «раз-два, раз-два». Выполняем 6-8 раз.
17.
«Барабанщик»
Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 — 60 секунд. 
18.
«Пулемет»
Упражнение похоже на предыдущее, только вместо звука -д- произносим -т-. Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам): -т-т-т-т-. Пулемет стреляет очень быстро. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.
19.
«Индюк»
Рот открываем, язычок делаем широким. Кончиком широкого языка «скользим» по верхней губе с работающими голосовыми связками. Получается как говорит индюк: «бл-бл-бл-бл». Повторяем в течение 30 секунд.

20. «Пароход гудит»
Слегка приоткрываем рот и длительно произносим звук «ы-ы-ы-ы». Следим, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к нёбу. Выполняем в течение 60 секунд.
21.
«Птички поют»
Рот открываем широко, так, чтобы тянулись уголки губ, потом закрываем. Выполняем 6-8 раз.
22.
«Фокус»
Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и будем пытаться его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом, чтобы боковые края его были прижаты  верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.

Тренировка артикуляционного аппарата с полутора лет

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова - «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел - «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул - «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел - «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик - «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал - «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал - «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

Зарядка для язычка

(тренировка артикуляционного аппарата  с полутора лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(ровести языкам по губам - «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. 
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать. 
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. 
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. 
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). 
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать: 
- стону, 
- мычанию, 
- свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. 
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка. 
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

В данном пособии находится практический материал из опыта работы для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

Это  небольшое   театрализованное представление  можно  показать  как  родителям,  так  и  сотрудникам  и  другим  воспитанникам  детск...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

Это  небольшое   театрализованное представление  можно  показать  как  родителям,  так  и  сотрудникам  и  другим  воспитанникам  детск...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

Это  небольшое   театрализованное представление  можно  показать  как  родителям,  так  и  сотрудникам  и  другим  воспитанникам  детск...

Презентация "Артикуляционная гимнастика: веселый язычок в зоопарке""

Презентация предназначена для работы педагогов  дошкольной образовательной организации для проведения артикуляционной гимнастики с детьми...

Презентация. Гимнастика "Веселый язычок"

Изучаем логопедическую гимнастику для развития речи ребенка. ... Непонятной речи мы не удивляемся, если она происходит от маленького ребенка, однако если речь взрослого исковеркана, нам становитс...