Логопункт
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гаранина Людмила Вячеславовна

Предпосылки дизграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Предпосылки дизграфии19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить  и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи.

Причины  возникновения у детей нарушений письменной речи проанализированы А. Н. Корневым. Одной из причин являются -  индивидуальные особенности формирования функциональной специализации полушарий мозга, наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственников.

Следующей причиной может  быть: повреждения на ранних этапах онтогенеза (пренатальный период), а так же более позднее воздействие патологических факторов (роды и постнатальное развитие) Неравномерность развития каких-либо областей мозга отрицательно сказывается на формировании функциональных систем психики, обеспечивающих определенные функции.

Третья группа причин, обусловливающих возникновение дисграфии, — это неблагоприятные социальные  факторы. К таким факторам автор относит:

-   не соотнесенное с фактической зрелостью ребенка время начала обучения грамоте;

-   не соотнесенные с возможностями ребенка объем и уровень требований в отношении грамотности;

-   не соответствующие индивидуальным особенностям ребенка методы и темпы обучения.

Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка социальная среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности и т. п.  Незаменимую роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, которое должно начинаться с доречевого периода. Особое же внимание в этот ранний период должно быть уделено полноценному развитию устной речи ребенка, поскольку именно она явится той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь.

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные (т.е. речевые), так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому расстройство письма носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.

Многие родители считают, что говорить ребенок учится только в конце первого года, а то и позднее.

С самого рождения ребенок способен выделять человеческую речь из всех окружающих звуков. Даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга, хорошего слуха, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась способность говорить и в дальнейшем речь правильно развивалась, нужна речевая среда.

Малышу необходимо слышать речь взрослого, причем именно слова, обращенные непосредственно к нему. Только в этом случае они будут способствовать развитию малыша.

Чтобы развить у ребенка способность вслушиваться в слова взрослых и воспроизводить их, нужно следить за тем, чтобы на речь он чаще отвечал словами, а не жестами.

  Ранняя диагностика предрасположенности к дисграфии и своевременное оказание логопедической помощи детям являются важными средствами профилактики дисграфии. Затруднения и ошибки при обучении чтению и письму в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает читаемый тест.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Как указывает Л.Г. Парамонова (2001), наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. В работе Л.Г. Парамоновой рассматриваются предпосылки каждого из основных видов дисграфий, а также описываются конкретные способы их профилактики, выявления и преодоления.

        Важными условиями предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия, включающая работу с родителями.

        Важным аспектом заботы о правильном речевом развитии ребенка является создание необходимых для этого социально-бытовых условий, что выражается в следующем:

– обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого ребенку образца для подражания

– медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией,

– отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его произношения;

– систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно Необходимо организовывать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;

– занятия ритмикой, музыкой, пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточного гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

– развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью (Л.Г. Парамонова, 2001).

К мерам ранней профилактики дисграфии Л.Г. Парамонова (2001) относит целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно:

- развитие дифференцированного слухового восприятия;

- развитие слуховой дифференциации звуков;

- развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

- обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи;

-  развитие фонематического анализа и синтеза.

Вторичная профилактика дисграфий, заключается в проведении следующих мероприятий:

1. Своевременное выявление детей «группы риска» и проведение с этими детьми, коррекционно-профилактической работы.

2. Исправление фонетико-фонематических нарушений.

3.Формирование функционального базиса письма, а именно:

– развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой

– развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления

– развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Таким образом, основными направлениями логопедической работы по профилактике дисграфии можно считать:

1. Работа над звукопроизношением.

2. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков  звукового анализа.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4. Развитие грамматических навыков.

 5. Развитие связной речи.

Необходимое условие профилактики дисграфии — правильность и четкость артикулем. Правильности и четкости артикулем способствует артикуляционная гимнастика для детей. Если движения сочетать с упражнениями для развития мелкой моторики, можно одновременно помогать становлению речедвигательных и рукодвигательных кинестезий.

Для профилактики дисграфии необходима более углубленная работа в детском саду по анализу речевого потока. Обучение грамоте осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложения должен уметь выделить в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определив звуко-слоговой состав каждого слова. Работу, подготавливающую ребенка к звуковому анализу слова, начинаем в раннем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей)

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей). В данном материале освещены цель, задачи логопедической работы; содержание...

Презентация " Обучение грамоте в рамках логопункта ДОУ"

Данный материал поможет логопедам в создании рабочей программы кружков по обучению грамоте....

конспекты занятий по обучению грамоте детей подг.гр. на логопункте МДОУ с тематическим планом

Разработан тематический план,  содержание занятий ,конспекты  занятий для детей подг.гр. в рамках логопункта МДОУ...

Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.

В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.

      Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...