Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Стрижевская Оксана Евгеньевна

Рабочая программа: коррекция речевого развития детей с общим недоразвитием речи III уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_onr_iii_uroven.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. С помощью речи осуществляется отвлечение и обобщение сигналов действительности. Благодаря речи ребенок получает возможность отражать те связи и отношения реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия, а само восприятие приобретает избирательный характер. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь оказывает огромное влияние на мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции. Вместе с тем речевое развитие во многом определяется формированием познавательных процессов. Уровень развития мыслительных операций отражается в семантике, лежащей в основе высказывания. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности сказывается на возможности ребенка овладеть формально-языковыми средствами.

Поскольку язык и речь формируются в рамках общего психического развития ребенка, последовательность овладения языковыми единицами и правилами их использования тесно взаимосвязана с общим психическим развитием и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. В связи с этим комплексная коррекционно-образовательная работа по преодолению системной речевой недостаточности предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Педагоги дошкольной организации, принимающие участие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с речевой патологией, закладывают основы его нравственного воспитания, но и все вместе решают задачи преодоления нарушений умственного, сенсорного и физического развития детей, создавая тем самым благоприятные предпосылки для работы над речью.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа направлена на создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; обеспечение  дальнейшей социальной адаптацию и интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.

В учреждении воспитывается 93 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (нарушением речи). В соответствии с речевым заключением ПМПК г. Тамбова из них:

- 4 детей ОНР III уровень.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Таким образом, системное недоразвитие речи в большинстве случаев представляет собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами, соотношение первичного и вторичного, общие и специфические закономерности. Поэтому его преодоление должно осуществляться в процессе многоаспектного воздействия, то есть должно быть направлено на весь синдром в целом.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) интегрированы в общеразвивающие группы и получают логопедическую помощь на 2-х логопунктах.

При обучении детей данных категорий существует ряд проблем, обусловленных частыми пропусками уроков по болезни, быстрой утомляемостью, нарушениями Я-Концепции у большинства детей и т.д., поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику контингента обучающихся нашего учреждения,  является актуальной.

Цель: оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) и их родителям (законным представителям).

Задачи программы:

– выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

– определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

– формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

– расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

– развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

– реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы:

  • Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования.
  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы)».

Направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское)

        «Диагностическая работа включает:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
  • развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья формы и места обучения в соответствии с интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Механизм реализации программы:

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения,  по системному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  обеспечивается деятельностью психолого-педагогического консилиума, в который входят: заместитель заведующего, учителя-логопеды, педагог-психолог.

В рамках работы психолого-педагогического консилиума обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Социальное партнерство:

Городская  ПМПК.

Детская поликлиника № 1.

МБОУ СОШ лицей № 28.

Родительская общественность.

  Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия: количество учебных часов рабочей  программы зависит от речевого диагноза, возраста, индивидуальных и психофизических особенностей развития ребенка и составляет от 1 до 1,5 – 2 лет.  

Коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа с детьми проводится индивидуально (3-4 раза в неделю) и в подгруппах, сформированных по признаку однотипности нарушений звукопроизношения и уровню развития лексико-грамматического строя речи (2 раз в неделю).

Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики коррекции речи. Продолжительность занятий определяется работоспособностью детей и не превышает 20-25 мин. в соответствии с требованиями СанПиН.

  • психолого-педагогические условия: коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

- разрабатываются и реализуются педагогические технологии (диагностико-информационные, обучающе-образовательные, коррекционные);

- объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья;

- интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

  • специализированные условия: коррекционные занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете, оснащенным необходимым оборудованием, методической литературой, компьютером, предусмотренным для логопедических кабинетов.
  • здоровьесберегающие условия: в образовательном учреждении созданы условия для оздоровления: в образовательном учреждении созданы условия для оздоровления воспитанников: функционирует медицинский кабинет, проводится ежегодная вакцинация, витаминизация.

Инструктором по ФИЗО проводятся ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия 3 раза в неделю, в том числе на свежем воздухе. После сна проводятся обязательные закаливающие процедуры. В процессе непосредственно-образовательной деятельности воспитатели проводят физкультминутки, расслабляющие упражнения для глаз по методике Базарного. Ежегодно все дети проходят обязательное медицинское обследование,

  • участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками принимают участие в проведении всех календарных праздников, посещают различные кружки.

Программно-методическое обеспечение

Содержание рабочей программы включает разделы, предусмотренные  Программой «Коррекционное обучение, воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой  и Г.В. Чиркиной и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичевой  и Г.В. Чиркиной рекомендованными управлением специального образования министерства общего и профессионального образования РФ.

Для реализации рабочей программы  используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  • Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова  Дети с общим недоразвитие речи. Воспитание и обучение.- М: Гном-Пресс 1999.
  • Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: «Детство-Пресс», 2013.
  • Г.А. Каше, Т.Б.Филичева. Дидактический материал по формированию правильного произношения у детей дошкольного возраста, М.Просвещение, 1990.
  • З.А. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «Детство-Пресс», 2009.
  • Т.А.Ткаченко. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.- СПб.: «Детство-Пресс», 2008.
  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений (пособие  «Домашняя тетрадь» (№ 1 – 8) М, Гном и Д, 2009.
  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., Гном-Пресс, 1998.
  • В.И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. М, Владос, 1999.
    Кадровое обеспечение

В штатном расписании предусмотрены: 2 ставки учителя-логопеда; 1 ставка педагога-психолога; 2 ставки музыкального руководителя; 1 ставка инструктора по ФИЗО.

Все педагогические работники проходят программы профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации по вопросам интегрированного (инклюзивного) обучения в соответствии с планом методической работы.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие

перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие

перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей и мелкой моторики детей

10. Развитие фонематического слуха и восприятия детей

10. Закрепление навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Материально-техническое обеспечение

Для коррекционных занятий с детьми  выделен отдельный кабинет, оборудованный всем необходимым, в соответствии с нормами СанПиН.

Информационное обеспечение

В учреждении создана информационная образовательная среда, представляющая собой:

- сайт образовательного учреждения;

- консультационный пункт;

- стенд с информацией учителя-логопеда «Это интересно».

Все компьютеры учреждения подключены к сети Интернет.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

В результате реализации коррекционной программы будут определены особые образовательные потребности каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; будет выстроена система индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей.

Для определения результативности коррекционно-развивающей программы будет учтено следующее:

  • наличие условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • степень участия детей с ограниченными возможностями здоровья в мероприятиях группы и учреждения (количество детей посещающих различные кружки, секции, участвующих в фестивалях, конкурсах, олимпиадах и т.д.;
  • качество обучения (результаты мониторинга качества знаний, диагностики и результатов по итогам ПМПК).

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

  • динамики развития детей с ОНР; 
  • эффективности Плана индивидуальной логокоррекционной  работы;
  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Форма вводного контроля – устная (заполнение речевой карты) - 1 раз в год. Форма текущего контроля – устная (собеседование) - постоянно.

Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной  работы и коррекционно-развивающей работы в целом с детьми с ОНР. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения.

Итоговый контроль эффективности коррекционной работы определяется по итогам обследования детей на заседаниях в городской психолого-медико-педагогической комиссии.


Требования к уровню  подготовки детей 5- 6 лет

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

  • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • Владеть элементарными навыками пересказа;
  • Владеть навыками диалогической речи;
  • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
  • Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий.

Требования к уровню  подготовки детей 6- 7 лет

  • Свободно составлять рассказы и пересказы;
  • Владеть навыками творческого рассказывания;
  • Адекватно употреблять в самостоятельной речи  простые и сложные предложения, усложняя их однородными членами;
  • Понимать и принимать в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.


Учебно-методический комплект

Литература (основная и дополнительная)

1. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова  Дети с общим недоразвитие речи. Воспитание и обучение.- М: Гном-Пресс 1999.

2. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: «Детство-Пресс», 2013.

3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., Гном-Пресс, 1998.

4. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений (пособие  «Домашняя тетрадь» (№ 1 – 8) М, Гном и Д, 2009.

5. З.А. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «Детство-Пресс», 2009.

6.  Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.- СПб.: «Детство-Пресс», 2008.

Дидактические материалы

1. Г.А. Каше, Т.Б.Филичева. Дидактический материал по формированию правильного произношения у детей дошкольного возраста, М.Просвещение, 1990.

2. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда.- М.: «Владос», 1998.

3. В.С. Володина. Альбом по развитию речи. - М., РОСМЭН, 2011.

Информационно-компьютерная поддержка

И.В. Скворцова «Трудные звуки. Учимся говорить правильно» ОЛМА Медиа Групп, 2007.

Оборудование и приборы

Настенное зеркало для индивидуальной и подгрупповой работы;

Зеркала для индивидуальной работы (6 штук);

Логопедические зонды (2 комплекта)

(паспорт логопедического кабинета прилагается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...