Картотека игр, упражнений и заданий по лексике и грамматике
картотека по логопедии на тему

Говалёва Юлия Игоревна

Картотека заданий и упражнений по лексике и грамматике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Осень»Игра с пальчиками

Массаж фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца). Попеременное соединение большого пальца с другими пальцами руки.

Вылезли на кочке                        мизинец

Мелкие грибочки:                        безымянный

Грузди и горькушки,                        среднийпр.р.

Рыжики, волнушки.                        указательный

Даже маленький пенёк                большой

Удивленья скрыть не мог.                большой

Выросли опята,                                указательный

Скользкие маслята,                        среднийл.р.

Бледные поганки                        безымянный

Встали на полянке.                        мизинец

«Осень»Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

Назови как можно больше слов-определений; слов действий

а) Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.

    Солнце осенью (какое?) - ……

    Дождь осенью (какой?) - ……

    Ветер осенью (какой?) - ……

    Листья осенью (какие?) - ……

б) Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

    Осенью дождь (что делает?) - ……

    Осенью солнце (что делает?) - ……

    Осенью птицы (что делают?) - ……

«Осень»Упражнение «Нелепицы»:

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.

- Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

- Солнышко сильно припекает, травка зеленеет, распускаются цветы.

- Дикие животные не делают запасы корма.

- Птицы прилетают из тёплых краёв.

«Осень»Какое слово не подходит?

Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой.

Ива, ивовый, пиво, ивняк.

Осень, осенний, синий.

Жёлтый, желтеть, жёсткий, желтизна.

Капля, капать, копать, капелька, накапало.

«Осень»Упражнение «Скажи наоборот»

- Летом солнце яркое, а осенью…

- Летом небо светлое, а…

- Летом день длинный, а…

- Летом тучки ходят высоко, а…

- Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а…

- Летом люди одеваются легко, а…

- Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а…

«Осень»ОСЕНЬ

На дворе дождь, ветер, холодно.

Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: «Смотрите, какой листочек красивый!»

Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унёс.

Вопросы:

  1. Какая погода была на дворе?
  2. Что увидел Саша из окна?

Почему ребята не смогли увидеть последний листок?

«Осень»Веселая зарядка для пальчиков

Одновременно загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на каждый ударный слог.

Осень наступила.

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Сосчитай до пяти

Один осенний день – два осенних дня,...

Одна черная туча – ...

Одна маленькая лужа –...

Один красивый зонт –...

«Осень»Что лишнее?

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Зима, весна, осень, февраль.

Ранняя, золотая, поздняя, летняя.

Хитрые вопросы

Чего больше – осенних месяцев или дней?

Чего больше – осенних месяцев или летних?

Что не так?

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы.

Если начинают опадать листья – наступает весна.

Дети идут в школу первого октября.

«Осень»Игры с листьями

Для выполнения заданий необходимо собрать разные осенние листья.

  1. Ребенок считает липовые, березовые, тополиные и другие листочки (до пяти). При этом обращается внимание на согласование числительных с прилагательными и существительными. Один кленовый листочек, два кленовых листочка, три кленовых листочка и т. д.
  2. Взрослый выкладывает перед ребенком в ряд 3-5 разных листочков, закрывает образец и просит по памяти выложить такой же ряд осенних листьев.
  3. Взрослый выкладывает 3-5 листочков перед ребенком и просит его ответить на вопросы, например:

Какой листок лежит справа от березового? А какой слева? Где расположен липовый лист?

4.        Взрослый говорит ребенку 3-6 названий деревьев, ребенок находит и по порядку по памяти выкладывает листья этих деревьев.

«Осень»Какое слово отличается от других?

Осень, осень, восемь, осень.

Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.

Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.

Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.

Назови листья

У клена – кленовые,

у березы –...

у ивы – ...

у тополя –...

у рябины –...

у дуба –...

у липы –...

«Осень»Угадай по признаку / действию

Льет, моросит, крапает –...

Краснеют, желтеют, опадают –...

Дубовые, кленовые, липовые – ...

Сильный, пронизывающий, холодный –...

Дуб, липа, ива, береза – это...

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это».

Как можно закончить предложение?

Пошел дождь, и...

Наступила осень, поэтому...

Деревья качаются потому, что…

Скажи наоборот

Ясный – пасмурный.

Погода –...

Дождливый –...

Теплая –...

Поздняя –...

«Осень»Объясни словечко

Разноцветные; листопад; проливной.

Какое слово не подходит?

Осень, осенний, ясень, по-осеннему.

Лить, проливной, линять, ливень.

Дождь, дождливый, подожди, дождик.

«Осень»Собери предложение

На, осенью, полях, урожай, убирают.

Собирают, в, дети, лесу, осеннем, грибы.

Измени по образцу

Осень – осенний.

Холод –...

Сентябрь –...

Дождь –...

Ветер –...

Октябрь –...

Грязь –...

Какое слово самое короткое?

Туча, погода, непогода, ненастье.

Сентябрь, грязь, деревья, слякоть.

Ноябрь, листва, зонт, похолодание.

«Овощи»        Игра с пальчиками

Массаж фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок,                указательный

Перец, томат, кабачок,                средний

Тыква, капуста, картошка,безымянныйлевая рука

Лук и немножко горошка.                мизинец

Овощи мы собирали,                мизинец

Ими друзей угощали,                безымянный

Квасили, ели, солили,                среднийправая рука

С дачи домой увозили.                указательный

Прощай же на год,                        большой палец левой руки

Наш друг – огород!                большой палец правой руки

«Овощи»Сосчитай до пяти:

Одна жёлтая репа, две жёлтые репы, пять жёлтых реп

Один красный помидор, два красных помидора, пять красных помидоров

Один зелёный огурец, два зелёных огурца, пять зелёных огурцов

Одна сладкая тыква, две сладкие тыквы, пять сладких тыкв

«Овощи»        Назови ласково

Огурец – огурчик

Лук – лучок

Морковь – морковка

Тыква – тыковка

Чеснок – чесночок

Помидор – помидорчик

«Овощи»Подбери пару

(образование сравнительной степени прилагательных)

Огурец большой, а кабачок больше.

Фасоль маленькая, а горох ….. (меньше).

Капуста большая, а тыква ….(больше).

Кабачок зелёный, а огурец….(зеленее).

Помидор красный, а свёкла….(краснее).

Редис мелкий, а горох….(мельче)

Картофель твёрдый, а тыква…(твёрже)

«Овощи»Подумай, о чём можно сказать

(уточнение связи прилагательных и глаголов с существительными):

Жёлтая (что?)        большая                круглый                мягкий                горький

Синий        маленькая                овальные                свежий                сочный

Зелёные        крупный                длинная                вкусный                хрустящие

Красная        мелкая                твёрдый                сладкая                

Растёт (что?)        срывают        маринуют

Краснеет        выкапывают        варят

Зеленеет        срезают        жарят

Созревают        выдергивают        солят

«Овощи»        Сравни овощи по образцу

(подбор антонимов)

Кабачок длинный, а огурец…. (короткий)

Репа крупная, а редис….(мелкий)

Чеснок горький, а морковь…(сладкая)

Тыква круглая, а баклажан….(овальный)

Огурец твёрдый, а помидор…(мягкий)

Баклажан тёмный, а патиссон… (светлый)

«Фрукты»        Игра с пальчиками

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы,                  мизинцы

Много груш там и хурмы,                безымянные

Есть лимоны, апельсины,                средние

Дыни, сливы, мандарины,                указательные

Но купили мы арбуз –                 большие

Это самый вкусный груз                пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

«Фрукты»Сосчитай до пяти:

Одна красная вишня, две красные вишни, пять красных вишен

Один пушистый персик, два пушистых персика, пять пушистых персиков

Одно спелое яблоко, два спелых яблок, пять спелых яблок

Один жёлтый банан, два жёлтых банана, пять жёлтых бананов

Одна сладкая слива, две сладкие сливы, пять сладких слив

«Фрукты»Веселая зарядка для пальчиков

Поочередное сжимание / разжимание пальцев рук на каждый ударный слог.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

«Фрукты»Продолжи предложения

В магазине продают яблоки, апельсины,...

Варенье можно сварить из слив, абрикосов,...

Взрослые и дети любят фруктовые соки: яблочный, гранатовый,...

Измени по образцу

Сок из:

  • абрикосов – абрикосовый,
  • лимонов –...
  • ананасов –...
  • гранат –...
  • мандаринов –...
  • апельсинов –...
  • персиков –...

«Фрукты»Употреби слово в нужной форме

Мы любим что? – Фрукты.

В магазине нет чего?...

Дети спели песенку о чем?...

Нас угощали чем?...

Что не так?

На яблоне растут груши.

Апельсины, яблоки и сливы – это овощи.

Из персиков варят абрикосовое варенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 4-5 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных занятиях по развитию лексики и грамматики  в средней группе для детей специальных коррекционных учреждений. Материа...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 5-6 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики  в старшей группе для детей специальных коррекционных учре...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 6-7 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики  в подготовительной группе для детей специальных коррекцио...

Презентация "Картотека игр и упражнений на лексику и грамматику"

Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...

Картотека игр, упражнений и заданий на развитие оригинальности мышления.

Приведенные игры и упражнения направлены на развитие у детей способности находить нестандартные решения....

Задания для детей для развития лексики и грамматики

Домашние задания на темы:Согласование имен прилагательных с именами существительными. Родительный падеж мн.ч имени существительногопритяжательные прилагательныеотносительные прилагательныеантоним...

Картотека игровых упражнений и заданий на развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти

В картотеку собраны упражнения и задания по рисованию для  развития зрительной памяти у старших дошкольников...