Презентация "Картотека игр и упражнений на лексику и грамматику"
презентация

Топоркова Юлия Валериевна

Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_i_grammatika.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Автор: Топоркова Ю.В. 2020

Слайд 2

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных «словоформ». Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Слайд 3

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание , сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения. Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.

Слайд 4

1. Игра «Скажи иначе» Цель: учить детей подбирать синонимы. Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое - темное, холодное, пасмурное. Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы - завяли, зачахли. Корм- пища, еда, продовольствие. Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

Слайд 5

2 . Игра «Посели в домик гостя» Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова . Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – 1окно, а у второго –2 два, т.д. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одним окошком. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя . Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу .

Слайд 6

3. Игра «Наоборот» Игры на обогащение словарного запаса Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей ). Ход: - Нам с тобой пришёл черёд с ыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Слайд 7

4 . «Репортер» Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон. План вопросов: Что это? (Головной убор …). Из каких частей состоит? Какого цвета? В какое время года носят? Кто одевает ? (мужчины, женщины, дети).

Слайд 8

5. «Распутай слова» Цель : учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры: Слова в предложении перепутались . Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в.

Слайд 9

6. Игры на образование сложных слов . Цель : учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов. Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. У гусыни белая голова – она белоголовая. У зайца длинные уши – он длинноухий. У цапли длинные ноги – она длинноногая .

Слайд 10

5. «Составь рассказ» Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; Ход занятия: Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: « Это доктор. Он лечит людей . Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы. Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца , парикмахера, летчика и т.д.

Слайд 11

Заключение Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач - показатель эффективности игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики и грамматики детей разных возрастов

Подюорка упражнений для развития лексической и грамматической стороны речи у детей от 3 до 6 лет...

Картотека игр, упражнений и заданий по лексике и грамматике

Картотека заданий и упражнений по лексике и грамматике....

занятие по развитию лексики и грамматики "Детский сад и школа"

Задания, приведенные в конспекте позволят активизировать и расширить словарный запас по данной теме...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 4-5 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных занятиях по развитию лексики и грамматики  в средней группе для детей специальных коррекционных учреждений. Материа...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 5-6 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики  в старшей группе для детей специальных коррекционных учре...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 6-7 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики  в подготовительной группе для детей специальных коррекцио...