консультация для родителей "Что такое дизартрия?"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Очень часто после логопедического обследования в детском саду логопед сообщает маме, что у ребёнка лёгкая форма дизартрии. «А что это такое?» - часто с испугом спрашивает мама. Давайте попробуем разобраться вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_dizartriya.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» г. Советский»
«ЧТО ТАКОЕ ДИЗАРТРИЯ?»
Консультация для родителей
Подготовил учитель-логопед
Караванова Ирина Анатольевна
Очень часто после логопедического обследования в детском саду логопед сообщает маме, что у ребёнка лёгкая форма дизартрии. «А что это такое?» - часто с испугом спрашивает мама. Давайте попробуем разобраться вместе.
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникшее вследствие поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений речи является то, что в этом случае страдает произношение не отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. А к ней относится и темп речи, и звучание голоса и дыхание и ритм.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным произношением. Голос у таких детей тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания тоже нарушен, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Причинами возникновения дизартрии являются вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты и др.), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияния в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек, менингит, менингоэнефалит и др.).
В детских садах находятся дети с лёгкими формами дизартрии. Эти формы проявляются в более лёгкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а так же в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но не чёткая.
Дети с лёгкими формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечётко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать твёрдую пищу.
Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк, губ и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно. Такого ребёнка надо научить надувать щёки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щёки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребёнка полоскать рот водой.
Дети с дизартрией не любят и не хотят застёгивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, закатывать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьёшься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребёнка застёгивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребёнка. После подробной тренировки дети смогут застёгивать пуговицу на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1 сантиметра друг от друга делаются дырочки. Ребёнок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обмётывая края. Чтобы у ребёнка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры, какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает, таким образом, игрушку и сможет подарить её кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем у себя на ногах.
Дети – дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользовать ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.
Для таких детей характерны так же затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге. Обычно взрослый помогает ребёнку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом – спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребёнка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправления звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребёнка выработать прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приёмов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться комплексно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Такие разные игры с машинками"
Консультация для родителей об игрушечных машинках, о разнообразии игр с ними....
Консультация для родителей "Такое полезное пальчиковое рисование"
Пальчиковое рисование положительно влияет на настроение и поведение малышей, приобщает их к творчеству и к тому же развивает мелкую моторику рук. Созидая и экспериментиру...
Консультация для родителей "Такие простые буквы"
Чтобы помочь детям легче запомнить буквы, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение со стороны родителей и игровой характер заданий, предлагаемых детям. Увлекательные ...
Консультация для родителей "Такие разные - мы"
Данный материал предназначен для родителей, и может быть испльзован как консультация, или в качестве материала для родительского собрания....
Консультация для родителей "Такие разные куклы"
Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....
Консультация для родителей "Такие разные куклы"
Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....
Консультация для родителей "Такие взрослые трёхлетки"
В данной консультации предложены правила для родителей "Как любить своего ребёнка", "Как не надо вести себя с ребёнком" ...