Консультация "Совершенствование диалогической и монологической речи детей в повседневной жизни"
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Орлова Антонина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Важным условием для всестороннего развития ребёнка является развитие его речи, т.к. речь является средством для выражения представлений, мыслей, познаний. Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития.

В дошкольном возрасте формируются и развиваются два вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, яркая интонационная выразительность, жест, мимика, и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать, своё мнение.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью. Монолог требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию и форме речи. В тоже время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна, в ней должны использоваться полные, распространённые предложения, наиболее точный словарь. Развитие монологической речи свидетельствует об осознанности, самоконтроле, умственной активности личности.

Умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве и путём систематического обучения на занятиях и в повседневной жизни.

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях во время нахождения в гостях, вернувшегося в д/дом после болезни из больницы, и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создать условия, побуждающие детей рассказывать.

Рекомендуется использовать такой приём, как поручение: показать товарищу, который отсутствовал по какой - либо причине, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать поделки и рассказать по порядку, как их выполняли.

Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребёнка бывает обращён к одному – двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращённый к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.

Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например «Телевизор», «Радио» (роли дикторов), «Телефон» (собеседники), «Космос» (роль космонавта, передающего на Землю свой рассказ о полёте). Для успешного проведения этих игр надо заранее обогатить детей соответствующими знаниями; подготовить оборудование; поддержать их инициативу.

Рассказывание имеет место и в играх «Школа», «День рождения», «Экскурсия по городу», а также в играх, отражающих увиденное в жизни. Воспитатель при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались плохо рассказывающим детям.

В зоне для самостоятельной художественно – речевой деятельности педагог располагает оборудование, предназначенное для свободного использования детьми.

Умение рассказывать закрепляется в играх – драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей.

Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в программы утренников, концертов.

Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.

Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском доме – вот основа для формирования такого сложного умения, как рассказывание. Нужно добиться, чтобы каждый дошкольник, переходя в школу, овладел этим умением в доступном объёме, который намечен «Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

"Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

«Воспитатель и культура речи детей в повседневной жизни»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ  АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН...

Календарный план работы по обучению сочинению сказок как средство развития монологической речи детей шестого года жизни

Календарный план работы по обучению сочинению сказок как средство развития монологической речи детей шестого года жизни. ...

Краткосрочный проект "Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности....