«Логоритмические упражнения дома»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Попова Наталия Станиславовна

Консультация для родителей о веселогой логоритмике в детском саду и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Логоритмические упражнения дома»

        Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно – голосовая зарядка с движениями, упражнения на расслабление, пение с движениями, артикуляционные упражнения с язычком, пальчиковые игры) приучают детей к оздоровительному режиму.

        Разыграть вместе с малышом стишок, спеть песню, изобразить любого персонажа может каждый родитель. Ведь для ребенка это еще одна форма игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые несложные упражнения, которые вы можете провести дома.

Успехов Вам!


        Развитие дыхания
                                     ( Физиологическое дыхание )
           Поиграем животиками
    Цель: формирование диафрагмального дыхания.
    Описание упражнения                                 
    Вариант 1                                                                         
    В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают-  при этом животик надувается, затем выдыхают –
животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как  будто
она качается на качелях.
   Вариант 2
   В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
   Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3  или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох)  от трех до семи раз подряд.

                                     ( Речевое дыхание )
          Назови по порядку

   Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
  Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
 
    Описание упражнения
    Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам
среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

       Ах, как пахнет!

  Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
  Оборудование:  ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Родители дают ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:                      
                            Ах!
                            Ах, пахнет!
                            Ах, как пахнет!
                            Ах, как приятно пахнет!
                            Ах, как цветок приятно пахнет!

                                 Мимика   
      Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
     
      «Плакса» - зажмуривание глаз;
      «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
      «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
      «Тигренок» - оскаливание зубов;
      «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
      Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие
сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

        Подарок

   Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
   Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
   Описание игровой ситуации
   Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

       Раздумье
 
   Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
  Описание игровой ситуации
  Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
  Этюд разыгрывается под музыку.  

      Кукла заболела

  Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
  Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы
платочек.
  Описание игровой ситуации
  У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит
голова. Девочка расстроена, ей жалко  больную куклу.
  Во время этюда звучит музыка.

                           Артикуляция

     Для развития артикуляционной моторики  проводятся упражнения для губ, языка,    нижней челюсти:
     «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
     «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
     «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
     «Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
     Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

     Часики

  Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении  
 счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так».

      Качели

  Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
  В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

 
                          Развитие голоса

     Далеко и близко

  Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
  Описание упражнения
 Родители объясняют детям, что когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится издалека, то кажется тихим и его трудно расслышать.
  Затем ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом
(это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
 

      Тишина

  Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
  Описание упражнения
   Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
              Была     (произносится голосом обычной силы)
                      тишина,
           тишина, тишина.   (произносится тихим голосом)
             Вдруг    (сила голоса начинает постепенно нарастать)
                     грохотом   (громче)
                                    грома    (еще громче)
                          сменилась она.      (громко)
              И вот уже дождик    (произносится голосом обычной силы)
                         тихонько       (произносится очень тихо)
                               Ты слышишь?    (произносится тихим голосом)
            Закапал, закапал,    (произносится голосом обычной силы)
            Закапал по крыше…

      Лягушки и кукушки

 Цель: изменение высоты голоса.
Описание упражнения
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

     Ква, ква  -                  (произносится низким голосом)
                           урчат лягушки.
     Ку – ку -                     (произносится высоким голосом)
                           кричит кукушка.
     Целый день по лесу:
     Ква – ква                    (произносим низким голосом),
                       ку – ку       (произносим высоким голосом).
     Ква –ква                     ( произносим низким голосом),   
                       ку – ку       ( произносим высоким голосом).


                                 Темп речи

       Большие ноги шли по дороге

  Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
  Описание упражнения
  Под слова родителя: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: « ТОП – ТОП».       
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
  В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

       Карусели

  Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
  Описание упражнения
  Дети вместе с родителями встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
             Еле, еле, еле, еле
             Завертелись
             Карусели
(говорить в медленном темпе)
              
             А потом, потом, потом  
(темп постепенно нарастает)

            Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)

            Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)

            Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)

            Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).

           Вот и кончилась игра.

  Упражнение можно выполнять под музыку.


                           Развитие ритма речи

     Выдели слово
  Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
  Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена
жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
  Описание упражнения
  Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Родитель объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
  Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом
надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
   Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет
звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
   Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво,
а не петь и не танцевать.
  И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.


Развитие мелодико- интонационной композиции речи

     Узнай по интонации
  Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
  Описание упражнения
  Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
                                      удивленного – Ах! Ах! Ах!
                                      больного – Ох! Ох! Ох!
                                      веселого – Эх! Эх! Эх!
                                      недовольного – Ай! Ай! Ай!
                                      испуганного – Ой! Ой! Ой!
                                      сердитого – Ай –я - яй!
  Остальные  должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
 

                Развитие тонких движений рук

   Разминка
  Цель:  развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
  Описание упражнения
  Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с родителями:
                  Похлопаем в ладошки,
                  похлопаем немножко,
 (хлопать в ладоши)
                  Похлопаем в ладошки,
                  Очень хорошо!
                  И пальчики попляшут,
                  и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
                  И пальчики попляшут,
                  и пальчики попляшут,
                  А девочки и мальчики
                  все ровненько сидят.
                  Тук-тук молотком,
                  мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
                  Тук-тук молотком,
                  поселяйтесь птички в нем!
                  Бум-бум барабан,
                  что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
                  Бум-бум барабан,
                  просыпайтесь по утрам!
                  Ду – ду - ду, ду – ду - ду -
                  вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
                  Ду – ду ду, ду –ду – ду –
                  вот такая дудка!
                  По – е – ха – ли  по – ти – хо – неч -  ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
                  По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
                  И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
                  И быстренько, и быстренько,
                  И быстренько, и быстренько…
                  И при – е - ха – ли !
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
    
                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»

Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...

Консультация для родителей «Логоритмические игры и упражнения дома»

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...

Логоритмические игры и упражнения дома

Логоритмические игры и упражнения домаЛогопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,музыкально-ри...

Методические рекомендации для родителей "Логоритмические игры и упражнения дома"

Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, физического воспитания....

Консультация для родителей "Логоритмические игры и упражнения дома"

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ри...

«Логоритмические игры и упражнения дома»

Логопедическая ритмика –одно из средств оздоровленияречи.Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспи...