Логоритмические игры и упражнения дома
консультация (подготовительная группа)

Василенко Юлия Юрьевна

Логопедическая ритмика – одно из  средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry_doma.docx972.52 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические игры и упражнения дома

Логопедическая ритмика – одно из  средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи ребенка.

Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.

Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Стихотворения (речевые упражнения) необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо ( опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек! Вместе весело живем –

Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Восклицательный знак"

Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.

Материал. Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.

Описание. Взрослый знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением:

Чудак - восклицательный знак! Никогда он не молчит, Оглушительно кричит:

"Ура! Долой! Караул! Разбой!"

Затем взрослый произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

"На опушке".

Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу!

Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!

"Просчитался"

Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

  • Дружище, прости меня, пожалуйста! -сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.

  • Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?!

Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

  • Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел.
  • Ничего не понимаю, - удивился волк. -То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил...
  • Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не видишь разницы между трусостью и воспитанием. (По С. Михалкову.)

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра

Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения

Игры-упражнения для второго этапа работы

Упражнение на развитие интонационной выразительности речи

Можно заранее распределить роли и обыграть с детьми характеры персонажей. Можно сделать шапочку-маску.

Например:

Взрослый. В огороде Помидор Взгромоздился на забор. Притворяется, негодник. Будто сам он огородник. (Дети идут по кругу, взявшись за руки. В середине круга стоит, напыжившись, Помидор).

Дети. Ай-ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор! (Дети стоят лицом в круг, стыдят Помидора).

Взрослый. Возмутилась тетя Репа... Репа. Это глупо и нелепо!

Дети. Ай-ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор!…

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о

чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик»,

«дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и

взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты, Дети маршируют.

Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».

Аты-баты, Маршируют.

На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».

Аты-баты, Маршируют.

Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация -

«спросить ручками».

Аты-баты, Маршируют.

Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».

Аты-баты, Маршируют.

Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

Аты-баты, Маршируют.

Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».

Аты-баты, Маршируют.

Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест,ласковая интонация.

Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой -

«блюдце».

Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».

Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый        платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Каша пшенная с дымком,

Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев,

«глиссандируя».

Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».

С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».

С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Логоритмические игры и упражнения дома»

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...

Логоритмические игры и упражнения дома

Логоритмические игры и упражнения домаЛогопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,музыкально-ри...

Методические рекомендации для родителей "Логоритмические игры и упражнения дома"

Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, физического воспитания....

Консультация для родителей "Логоритмические игры и упражнения дома"

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ри...

«Логоритмические игры и упражнения дома»

Логопедическая ритмика –одно из средств оздоровленияречи.Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспи...

Логоритмические игры с детьми дома

Методические рекомендации для родителей....

Консультация для родителей: "Логоритмические игры и упражнения дома"

Логопедическая ритмика — эффективное средство для улучшения речи. Это комплексная методика, которая включает логопедическое, музыкально-ритмическое и физическое воспитание. Основа логоритмики &m...