Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Тарасова Оксана Олеговна

Представлены: словарь дошкольников в соответствии с тематикой лексических тем, используемых в логопедических группах, сюжетные и дидактические игры, а также необходимая художественная литература для чтения, инсценирования и обсуждения, перечислены знания и умения, которыми дети должны овладеть в процессе изучения лексической темы.  

Данные рекомендации  будут полезны в планировании  деятельности учителю - логопеду, а также воспитателю логопедической группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

              МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП.

     Данный материал разработан совместно логопедами методического объединения Советского района г. Ростова-на-Дону в помощь молодым специалистам.  

             Представлены: словарь дошкольников в соответствии с тематикой лексических тем, используемых в логопедических группах, сюжетные и дидактические игры, а также необходимая художественная литература для чтения, инсценирования и обсуждения, перечислены знания и умения, которыми дети должны овладеть в процессе изучения лексической темы.  

Данные рекомендации  будут полезны в планировании  деятельности учителю - логопеду, а также воспитателю логопедической группы.

ТЕМА: СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (НЕЖИВАЯ ПРИРОДА).

ЗНАТЬ:

  • начало   осени:   изменение   погоды   в   сравнении   с   летом   (уменьшение
    продолжительности дня, похолодание, частые дожди и т.д.);
  • осень (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди и

т.д.);

•        поздняя осень (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные
дожди, предзимье, заморозки и т.д. Название осенних месяцев.);

•        словарь: существительные (сентябрь, октябрь, ноябрь, осень, тучи,
дождь, ненастье, слякоть, ветер, похолодание, заморозки,
предзимье, непогода и т.д.), глаголы (моросит, льет, дует, срывает,
мокнет, замерзает и т.д.), прилагательные (голубое, серое, холодный,
золотая, унылая, мелкий, короткий, осенние, облачное (небо), черная
(земля) и т.д.);

•        зима   (погода   зимой,   сопоставление   с   погодой   осени   -   дальнейшее
похолодание,    морозы,    снегопады,    установление    снежного    покрова,
замерзание   почвы   и   водоемов,   сокращение   продолжительности   дня.
Название зимних месяцев);

•        словарь:   существительные   (декабрь,   январь,   февраль,   снег,   лед,
снежки,   снегопад,   сугроб,   снеговик,   снежинки,   метель,   пурга,
поземка, вьюга, ледник, айсберг, гололед, мороз, иней, узоры и т.д.),
глаголы (наступает, трещат, ударит, валит, свищет, воет, бушует,
кружатся,     замерзает,     наметает,     блестит,        лежит     и     т.д.),
прилагательные   (пушистый,   глубокий,   мягкий,   белый,   твердый,
гладкий, искристый, морозный, ясный, холодный, неяркая, темная,
звездная (ночь), лютый (холод), замороженная (вода), обледенелая,
скользкая (дорога) и т.д.);

•        весна    (изменение    погоды    в    сравнении    с    зимой    -    увеличение
продолжительности дня, потепление, таяние снега, капель, ледоход и т.д.
Название весенних месяцев);

•        словарь: существительные (март, апрель, май, небо, облака, ручьи,
ветерок, туман, день, капель, сосульки, солнце, проталины и т.д.),
глаголы (тает, бегут, пригревает, греет, капает, накрапывает, смывает
и т.д.), прилагательные (ранняя, мокрая (земля), поздняя, дождливая,
теплые (дожди), обильный, проливной, чистое, безоблачное и т.д.);

•        лето      (основные      отличительные      признаки      лета      -      увеличение
продолжительности дня,  теплый  воздух,  высокое  голубое  небо,  белые
пушистые облака, летние дожди, грозы, роса, туман и т.д. Названия летних
месяцев);

•        словарь: существительные (июнь, июль, август, воздух, погода, роса,
туман, радуга, ливень, день, ночь, дождь, гроза, гром, молнии, град и
т.д.), глаголы (опустился, выпала, ударил, сверкнула, сияет, плывут,
хлынул, хлещет, припекает и т.д.), прилагательные (жаркий, ясное,
яркое,    высокое,    голубое,    разноцветный,    длинные,     короткие,
проливные и т.д.);


УМЕТЬ:

  • подбирать   действия    к   предметам    и    наоборот    (дождь    -    моросит,
    накрапывает, льет, хлещет и т.д.);
  • подбирать  признаки  к предметам  и  наоборот  (снег  -  белый,  мягкий,
    пушистый, глубокий, холодный, искристый и т.д.);
  • согласовывать прилагательные с существительными в роде и падеже (серое
    небо, мокрая земля, морозный день и т.д.);
  • согласовывать глаголы с существительными в роде и числе (падает снег,
    выпала роса и т.д.);
  • образовывать сложные слова (снегопад, листопад, гололед, разноцвет и
    т.д.),   с   помощью   приставок   и   суффиксов   (поземка,   замороженная,
    обледенелая, предзимье и т.д.);
  • составлять   простые   распространенные   и   сложные   предложения:   по
    вопросам, по опорным словам (белый снег похож на (что?) вату. Окном, за,
    тает, снег. Почему наступает зима?).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Придумай как можно больше слов , отвечающих на вопросы: что? Что
    делает (ют)? Какой -ая, -ое, -ие?»;
  • «Подбери слова - «родственники»» (снег - снежный, снежки, снеговик,
    снежинка, снегопад);
  • «Найди ошибку» (Солнце пригревает, потому что стал таять снег.);
  • речевые логические задачи о природе:  стихотворение-загадка, рассказ-
    загадка.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Н.В. Елкина, О.В.Мариничева, «Учим детей наблюдать и рассказывать».
    Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
  • Т.Д. Нуждина, «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Ярославль,
    «Академия развития», 1997 г.;
  • Л.В.   Лопатина,   Н.В.   Серебрякова,   «Логопедическая  работа  в   группах
    дошкольников      со      стертой      формой      дизартрии».      С.-Петербург,
    «Образование», 1994 г.

ТЕМА: ИГРУШКИ.

ЗНАТЬ:

  • название и назначение игрушек, показывать и называть части игрушек, из
    чего и как сделаны;
  • историю   развития   игрушки,   понятия:   народная,   музыкальная,   мягкая,
    глиняная, механическая, электронная и т.д.;
  • материалы,   из   которых  делаются  современные   игрушки,   все  ли   они
    безопасны для здоровья;
  • как и в какие игрушки играют (с точки зрения ОБЖ);
  • примерный словарь:

  • существительные: народная игрушка (свистульки, барышни, козлики,
    лошадки, дергунчики, игрушки-забавы и т.д.), современные игрушки
    (кукла,   мяч,   пирамидка,   конструктор,   мозаика,   посуда,   мебель,
    прыгалки и т.д.);
  • глаголы:     одевать,    раздевать     (куклу),     собирать     (пирамидку),
    выкладывать узор (мозаика), бросать, ловить, отбивать (мяч) и т.д.;
  • прилагательные: мягкая, резиновая, глиняная, деревянная, железная,
    металлическая,    пластмассовая,    электронная,    тяжелая,    круглая,
    вредная, музыкальная, забавная, заводная, любимая, интересная и т.д.

УМЕТЬ:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
    (мяч - красивый, резиновый, упругий, футбольный; кукла - маленькая,
    красивая, резиновая и т.д.);
  • образовывать множественное число существительных в именительном и
    родительном падежах (пирамидка - пирамидки, пирамидок и т.д.);
  • согласовывать числительные с существительными (две - машины, пять -
    машин);
  • соотносить существительные с местоимениями (моя кукла, мой мяч, мое
    кольцо и т.д.);
  • описывать любимую игрушку.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

•        «Моя любимая игрушка»;         • «Магазин игрушек»;

  • «Одень куклу»;        • «Подарок другу»;
  • «Опиши игрушку».

ЛИТЕРАТУРА:

  • Н.Б. Халезова, «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»;
  • Л.Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство»;
  • А.Р. Усова, «Русское народное творчество в детском саду»;
  • В.М. Щгаршева, «Игрушки и пособия для детскогосада».

ТЕМА: НАШЕ ТЕЛО.

ЗНАТЬ:

  • название основных частей тела (голова, уши, лоб, глаза, губы, зубы, лицо,
    щеки, шея, туловище, грудь, живот, локоть, ладонь, спина, руки, ноги,
    плечи, ногти, пальцы, кулак и т.д.);
  • глазами видят, ушами слышат, руками трогают и берут предметы, ногами
    ходят и бегают, носом дышат и улавливают запахи и т.д.;
  • у всех людей есть внутренние органы (мозг, сердце, желудок, легкие и т.д.;
    мозг - самый главный орган, он находится в голове, управляет всеми
    другими органами, он - самый главный наш помощник и т.д.; сердце - как
    моторчик, «гоняет» кровь по всему телу и кормит нас изнутри и т.д.;
    желудок - перерабатывает пищу, которую мы едим, все должны тщательно
    пережевывать   пищу,   чтобы   желудок   хорошо   работал   и   т.д.;   легкие
    помогают дышать, они как бы «воздушные шары» внутри организма. Когда
    мы вдыхаем воздух - мы им наполняем эти «шарики»; когда выдыхаем -
    сдуваем «шарики», чтобы потом снова набрать свежего воздуха и т.д.);
  • предметный словарь (голова, уши, лоб, глаза, губы, зубы, лицо, щеки, шея,
    туловище, грудь, живот, локоть, ладонь, спина, руки, ноги, плечи, ногти,
    пальцы, кулак и т.д. Внутренние органы - мозг, сердце, желудок, легкие и

т.д.);

  • глагольный словарь (вытирать, мыть, поднимать, опускать, нюхать, кусать,
    хлопать, чистить, полоскать, стучать, бежать, стоять, слышать, вдыхать,
    выдыхать, перерабатывать, дышать, стучать, работать, управлять, помогать
    и т.д.);
  • наречия  (вперед,  назад,  вверх,  вниз,  сильно,   внутри,  громко,   быстро,
    хорошо и т.д.);
  • качественный  словарь (горячий,  холодный,  мягкий,  жесткий,  большой,
    малый, глухой, слепой, больной, здоровый и т.д.).

УМЕТЬ:

показывать основные части тела на себе, на кукле, на другом ребенке;

выполнять   с   последующей   отдачей   инструкций   с   проговариванием

(подними, опусти руку, ногу, голову; вымой, вытри и т.д.);

употреблять приставочные глаголы (вдыхать, выдыхать, отдыхать; ходить,

уходить, переходить, отходить; и т.д.);

подбирать признаки (глаза - голубые, большие, красивые, веселые и т.д.);

образовывать прилагательные (сердце - сердечный, желудок - желудочный

и т.д.);

подбирать предметы к признакам (длинная - шея, нос, туловище, ноги;

большая - голова, пальцы, ногти, ладонь и т.д.);

образовывать       существительные       с       уменьшительно-ласкательными

суффиксами (голова - головушка, головонька; глаза - глазоньки, глазочки и

т.д.);

составлять описательный рассказ «Я - человек».


ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Угадай, кто позвал»;
  • «Умеют ли руки разговаривать»;
  • «Какой он?»;
  • «Определи настроение» (пиктограммы);
  • «Интересная минутка»;
  • «Что ты думаешь об этом»;
  • «Наши органы чувств»;
  • «Что я знаю о себе».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

• опыты - измерение роста, частей тела, их соотношение, размера обуви и руки, веса, объема памяти, остроты зрения (смотреть и видеть), тактильных восприятий (ощупывание), восприятие запахов и т.д.

ОПЫТЫ:

«Как мы чувствуем запах»;

«Как увидеть воздух»;

«Как можно обнаружить ветер и т.д.».

ЛИТЕРАТУРА:

  • Н.А. Рыжова «Наш дом - природа»;
  • Т.И.   Попова  «Мир  вокруг  нас».   Материалы   комплексной   программы
    культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей
    дошкольного возраста. М., 1998 г.;
  • Г. Зайцев «Уроки Айболита», I, II, III части. «Расти здоровым», «Уроки
    Мойдодыра», «Уроки этикета». М., 1997 г.;
  • В.Н. Кузнецова «Детская картина мира». Программа обучения и воспитания
    детей 6-7 лет. Ж. «Дошкольное воспитание», №6, №7, 1994 г.;
  • С.А. Козлова «Я - человек». Программа приобщения ребенка к социальному
    миру. М., 1995 г. Ж. «Дошкольное воспитание», №12;
  • Н.А. Рыжова «Наш дом - природа». Программа экологического образования
    дошкольников. М., 1998 г.;
  • Н.Л. Дмитриева «Естествознание». М., 1993 г.;
  • А. Дитрих, Г. Юрмин «Почемучка». М., 1990 г.

ТЕМА: ОВОЩИ.

ЗНАТЬ:

  • названия (капуста, лук, перец, картошка, огурец, помидор...).
  • Историю огорода (томат и картофель завезены из Америки. Баклажаны и
    огурец из Индии.  Петрушка из Греции.  Капусту выращивали  древние
    римляне.).
  • Какие витамины в овощах?
  • Для чего надо есть овощи?
  • Какие овощи растут в земле?
  • Какие овощи растут на кустах?
  • Как  собирают урожай?(морковь  -  дергают;  лук,  картофель  -  дергают;
    капусту, тыкву - срезают; огурцы, помидоры - срывают.).
  • Какие овощи можно солить?

УМЕТЬ:

  • подбирать признаки (огурец - твердый, зеленый...);
  • подбирать синонимы (высохли - увяли, пожелтели - засохли);
  • употреблять  глаголы  настоящего  и  прошедшего  времени  (собирают  -
    собрали, высыпают - высыпали);
  • образовывать признаки от предметов (капуста - капустный);
  • образовывать признаки от действий (спеть - спелый);
  • составлять рассказ-описание об одном из овощей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Вершки-корешки».
  • «Чудесный мешочек».
  • «Что где растет?».
  • «Овощной магазин».
  • «Четвертый лишний».
  • Домино «Овощи-фрукты».
  • «Чего не стало?».
  • «Угадай по описанию».
  • «Определи на вкус».

ЛИТЕРАТУРА:

  • Любимова «Подумай и ответь».
  • Нуждина, Николаева «Энциклопедия для людей».
  • Тарабарина, Соколова «Природоведение».
  • О.С.Ушакова «Придумай слово».

ТЕМА: ФРУКТЫ.

ЗНАТЬ:

  • названия (яблоко, груша, абрикос, апельсин, хурма, банан, персик...);
  • признаки (спелые, зрелые, вкусные, сладкие, кислые, сочные, румяные,
    свежие, консервированные...);
  • где растут фрукты;
  • как выращивают фруктовый  сад  (сажают  саженцы;  поливают,  рыхлят
    землю, опрыскивают от вредителей, собирают урожай);
  • что можно приготовить из фруктов.

УМЕТЬ:

  • образовывать относительные прилагательные (вишневый - компот, кисель,
    сок, джем, пирог; вишневое - варенье, повидло, желе);
  • образовывать родительный падеж множественного числа существительных
    (нет чего? - яблок, груш, слив...);
  • образовывать прилагательные от существительных (яблоня - яблоневый,
    яблоневое);
  • составлять описательный рассказ об одном из фруктов.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Чего не стало»;
  • «Чудесный мешочек»;
  • «Домино»;
  • «Разноцветный сундучок»;
  • «Магазин»;
  • «Что лишнее»;
  • «Угадай растение по описанию».

ЛИТЕРАТУРА:

  • О.С. Ушакова «Придумай слово», стр. 105,95,33;
  • Тарабарина, Соколова «Природоведение»;
  • Любимова «Придумай и ответь»;
  • Нуждина, Николаева «Энциклопедия для людей».

ТЕМА: ДОМ И ЕГО ЧАСТИ.

ЗНАТЬ:

  • какие бывают дома (одноэтажные, многоэтажные и т.д.);
  • какие раньше были дома (пещеры и т.д.);
  • основные  части  дома  (крыша,  труба,   стена,  пол,   потолок,   ступеньки,
    подъезд, окно, балкон, лифт, лестница, этаж, вход, выход и т.д.);
  • глагольный   словарь  (строить,   красить,   покрывать,   закрывать,   стучать,
    подниматься, позвонить, выходить и т.д.);
  • прилагательный    словарь    (большой,    маленький,     высокий,     низкий,
    кирпичный,    каменный,   деревянный,    новый,    старый,    многоэтажный,
    красивый, белый, серый, желтый и т.д.);
  • кто строит дома (строители и т.д.)?
  • Из чего строят дома?

УМЕТЬ:

  • называть   основные   части   дома   (крыша,   труба,   стена,   пол,   потолок,
    ступеньки, подъезд, окно, балкон, лифт, лестница, этаж, вход, выход и т.д.);
  • образовывать относительные прилагательные (дерево - деревянный и т.д.);
  • образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов (дом - домик);
  • составлять описательный рассказ «Дом, в котором я живу».

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Кто строит дом?»;
  • «Юные строители»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Теремок»

ЛИТЕРАТУРА:

  • Программа «Развитие» О.Л. Князева;
  • М.Д.   Маханева   «Приобщение   детей   к   истокам   русской   народной
    культуры», 1997г.;

  • В.Волина «Учимся играя», 1994 г.;
  • С. А.    Миронова    «Развитие    речи    дошкольников    на   логопедических
    занятиях», 1991 г.;
  • Детская энциклопедия, 1997 г.

ТЕМА: МЕБЕЛЬ.

ЗНАТЬ:

  • основные предметы мебели, их названия и назначение;
  • из чего и где делают мебель, где ее продают;
  • предметный словарь (мебель, шкаф, кресло, кровать, диван, раскладушка,
    полка, буфет, стол, столяр, фабрика, скамья, сундук, ларь, ножка (стула),
    спинка, сиденье, ручка (кресла) и т.д.);
  • глагольный  словарь (покупать,  ставить,  выносить,  передвигать,  делать,
    продавать, сидеть, спать, лежать, убирать, вытирать (пыль), обставлять
    (квартиру), ремонтировать, вешать и т.д.);
  • качественный словарь (красивый, гладкий, блестящий, чистый, большой,
    маленький, высокий, низкий, круглый, длинный, удобный, деревянный,
    мягкий, обеденный, письменный, раскладной, журнальный, полированная,
    плетеная, лакированная и т.д.);

УМЕТЬ:

  • показывать и называть части мебели;
  • образовывать   глаголы   с   разными   приставками   (вносить,   выносить,
    переносить, приносить и т.д.);
  • образовывать    уменьшительно-ласкательные    существительные    (стул    -
    стульчик, стол - столик, кресло - креслице и т.д.);
  • согласовывать существительные с предлогами (на столе, под столом);
  • согласовывать существительные и числительные в роде, числе и падеже
    (трех стульев - трем стульям, трех кроватей - трем кроватям и т.д.);
  • согласовывать существительные и прилагательные по падежам (круглый
    стол - круглого стола);
  • составлять рассказ-описание по одному из предметов мебели.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Комната куклы Кати»;        • «Путешествие в страну вещей»;
  • «Кто и что делает из дерева?»;        • «Прятки»;
  • «Кто где сидит?».

ЛИТЕРАТУРА:

  • А. Леокум «Скажи мне, почему?». Детская энциклопедия. М., «Джулия»,
    1992 г.
  • «Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей. М., «Слово», 1994;
  • В.И. Селивестов, «Игры в логопедической работе с детьми». М., 1987 г.;
  • А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду». М., 1982 г.;
  • Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». М., 1985 г.;
  • А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». М., 1991 г.

ТЕМА: ОДЕЖДА.

ЗНАТЬ:

  • название и назначение основных видов одежды;
  • части одежды;
  • из чего шьется одежда и ее основные назначения;
  • одежда бывает разная (летняя, зимняя, осенняя, весенняя и т.д.);
  • портниха и портные шьют платья, костюмы, рубашки, пальто. Шьют из
    материала   на   швейных   машинах.   Для   шитья   нужны . иголки,   нитки,
    наперсток, ножницы, пуговицы. Всем приятно носить хорошо сшитую
    одежду.
  • Одежда бывает детская (ее носят дети), женская (ее носят женщины),
    мужская (ее носят мужчины);
  • существительные (пальто, платье, костюм брюки, кофта, куртка, рубашка,
    фартук, колготки, сарафан, свитер, чулки, носки, платок, шарф, шапка,
    пояс,    ремень, варежки, перчатки, рукав, воротник, пуговица, петелька,
    застежка, завязка, резинка и т.д.);
  • глаголы    (шить,    вышивать,    пришивать,    зашивать,    штопать,    вязать,
    завязывать,  надевать,  снимать,  вешать,  застегивать,  продевать,  купать,
    искупать, стирать, сушить, выбирать, убирать, складывать, мерить, снимать
    (мерку), отрезать и т.д.);
  • прилагательные  (большой,  маленький,  красивый,  удобный,   неудобный,
    нарядный,   детский,    взрослый,    зимний,    летний,    весенний,    осенний,
    короткий, длинный, шерстяной, вязаный, ситцевый, шелковый, меховой,
    кожаный, резиновый, новый, старый, чистый, грязный и т.д.);
  • наречия (быстро, медленно, красиво, нарядно, аккуратно, удобно и т.д.);

УМЕТЬ:

  • подбирать признаки (платье - красивое, нарядное, разноцветное и т.д.);
  • образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов (кофта - кофточка
    и т.д.);
  • согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже
    (две - блузки, пять - блузок и т.д.);
  • составлять описательный рассказ по одному из предметов одежды.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Одень куклу»;
  • «К нам гости пришли»;
  • «Магазин одежды»;
  • «Что из чего сделано»;
  • «Кому что нужно?».
    ЛИТЕРАТУРА:
  • В. Волина, «Учимся играя», 1994 г.;

•        О.Л.  Князева,  М.Д.  Маханева  «Приобщение  детей  к  истокам  русской
народной культуры», 1997 г.


ТЕМА: ПОСУДА.

ЗНАТЬ:

  • название посуды;
  • из чего делают и где;
  • назначение посуды (служит для еды и для приготовления пиши);
  • виды посуды (столовая, чайная, кухонная и т.д.);
  • предметный словарь (посуда, тарелка, чашка, нож, вилка, ложка, блюдце,
    кастрюля,  сковорода,  поднос,  половник,  чайник,  хлебница,  ведро,  таз,
    стакан, кружка, солонка, перечница, бидон, бутылка, мясорубка, дуршлаг,
    кувшин, ручка, донышко, дно, крышка, носик, горлышко и т.д.);
  • глагольный  словарь  (наливать,   есть,   готовить,   пить,   мыть,   полоскать,
    вытирать, сушить, расставлять, накрывать (на стол), складывать, чистить,
    купить, подать);
  • качественный    словарь    (чайная,    столовая,    кухонная,    металлическая,
    эмалированная,    стеклянная,    фарфоровая,    деревянная,    пластмассовая,
    глиняная, мелкая, глубокая, большая, маленькая, острый, длинный, чистая);

УМЕТЬ:

  • показать и назвать основные части посуды;
  • образовывать   глаголы   с   разными   приставками   (наливать,      разливать,
    выливать и т.д.);
  • образовывать   уменьшительно-ласкательные   существительные   (ложечка,
    чашечка, подносик, ножичек и т.д.);
  • образовывать родственные слова (чайник - чайная, чаевничать и т.д.);
  • согласовывать существительные с предлогами (кастрюля - в кастрюлю, из
    кастрюли, с кастрюлей и т.д.);
  • образовывать падежные конструкции (сковорода - сковороды, сковороде,
    сковороду, сковородой, в сковороде и т.д.);
  • согласовывать существительные и числительные в роде, числе и падеже
    (три чашки - трех чашек, два ножа - двух ножей и т.д.);
  • согласовывать существительные и прилагательные  по падежам  (чистая
    посуда - чистой посуды и т.д.);
  • составлять рассказ-описание по одному из предметов посуды.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Из чего делается посуда?»;     • «Где что лежит?»;
  • «Чудо-вещи вокруг нас»;        • «Разложи картинки».

ЛИТЕРАТУРА:

•        В.И. Селивестров «Игры в логопедической работе с детьми», М., 1987 г.;

  • А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», М., 1991 г.;
  • А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя», М., 1983 г.;
  • А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду», М., 1982 г.;
  • «Тридцать три пирога», обработка М. Булатова, М., 1988г.;
  • Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», М., 1985 г.

ТЕМА: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ.

ЗНАТЬ:

  • названия продуктов (хлеб, масло, сыр, колбаса, яйца, творог, крупа, молоко,
    сливки, кефир и т.д.);
  • для чего нужна пища (для того чтобы человек мог жить);
  • что древние люди собирали еду для себя на деревьях, в лесах, ели ее в
    сыром виде);
  • где покупают продукты (на рынке, в магазине);
  • кто готовит пищу из продуктов (повар и т.д.);
  • что дают на завтрак (бутерброды, кофе, сыр, яйцо, кашу и т.д.), на обед
    (суп, борщ, рассольник, котлеты, рагу, салат и т.д.), на ужин (кефир, кашу);
  • из фруктов и ягод варят кисель, компот и т.д.;

УМЕТЬ:

  • подбирать прилагательные к существительными, согласовывая их в роде,
    числе и падеже (вкусный - невкусный суп, сладкий - несладкий компот,
    соленый - несоленый борщ, ароматный кофе, горячий - холодный чай,
    мягкий - черствый хлеб, жирный - постный борщ, сытный обед и т.д.);
  • рассказывать из каких продуктов можно приготовить различные блюда;
  • подбирать признаки (булка - свежая, мягкая, ароматная, румяная и т.д.);
  • подбирать родственные слова (хлеб - хлебный, хлебница, хлебушек и т.д.);
  • описывать один из продуктов питания.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Магазин продуктов»;
  • «Готовим обед»;
  • «Съедобное - несъедобное»;
  • «Что чем было, что чем станет»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Определи на вкус»;
  • «Отгадай по описанию».

ЛИТЕРАТУРА:

•        «Все обо всем» - популярная энциклопедия для детей. М.,1994.


ТЕМА: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

ЗНАТЬ:

  • названия домашних животных и их детенышей (собака - щенок - щенята,
    кошка - котенок - котята, корова - теленок - телята, лошадь - жеребенок -
    жеребята,...);
  • названия частей тела животных (морда, пасть, уши, рога, лапы, коготки,
    хвост, клыки, усы, пятачок, шерсть, щетина, грива, вымя...);
  • признаки (домашние животные, пушистый, рогатый, бодливый, добрый,
    полезный);
  • действия (лает, кусает, охраняет, лакает, мычит, ржет, блеет, хрюкает;
    доить, пасти, ухаживать, кормить);
  • где живут ( кролик - в крольчатнике, лошадь - в конюшне, свинья - в
    свинарнике, собака - в конуре,...);
  • кто чем питается ( корова - сеном, травой; коза - сеном; лошадь - овсом;
    кролик - капустой, травой и т.д.);
  • кто ухаживает за ними (за коровами - телятница, за свиньями - свинарка, за
    лошадьми - конюх, пасет стадо - пастух и т.д.);
  • какую пользу приносят людям (дают молоко, шерсть, мясо, охраняет дом,
    ловят мышей, перевозят грузы и т.д.);
  • когда   приручил   человек   животных   и   для   чего,   почему   называются
    «домашними животными»?

УМЕТЬ:

•        образовывать множественное число от названий детенышей (теленок -
телята), родительный падеж множественного числа (нет кого? - телят);

  • образовывать притяжательные прилагательные (чья морда - лошадиная,
    коровья; чьи рога - коровьи, козьи; чей хвост - собачий, кошачий.);
  • согласовывать существительные с числительными «два»  и  «пять»  (две
    коровы - пять коров и т.д.).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «У кого кто?»;        • «Угадай по описанию»;
  • «Кто где живет?»;        • «Что лишнее?»;
  • «Кто как кричит?»;        • «Четвертый лишний»;
  • «Часть и целое»;        • «Расположи по порядку».
  • «Один-много»;

ЛИТЕРАТУРА:

  • Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Екатеринбург,
    1998, (тексты о животных и задания к ним).
  • Т.И. Тарабарина. И учеба и игра: природоведение. Ярославль. Академия
    развития, 1998. (Игры, это интересно. Кроссворды, ребусы).
  • Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. Готовимся к школе. Аквариум 1998, (игры).
  • Энциклопедия «Все обо всем».

  • 1000 загадок. Ярославль. Академия развития, 1998.
  • Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. Дельта,С.-Петербург, 1998.

ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

ЗНАТЬ:

  • названия диких животных и  их детенышей  (медведь  -  медвежонок  -
    медвежата, еж - ежонок - ежата, белка - бельчонок - бельчата, рысь -
    рысенок - рысята и т.д.);
  • названия частей тела (морда, лапы, туловище, уши, кисточки на ушах,
    когти, усы, клыки, пасть, грива, хобот, иголки, сумка (у кенгуру), шерсть);
  • признаки (дикие, свирепые, хищные, рыжая, пушистая, хитрая, трусливый,
    пугливый, голодный, колючий, мохнатый, бурый, неуклюжий и т.д.);
  • действия (охотится, выслеживает (добычу), крадется, нападает, убегает,
    скачет, прыгает, воет, рычит, петляет, заготавливает на зиму припасы,
    грызет, прячет, линяет и т.д.);
  • кто где живет (медведь в берлоге; лиса, барсук - в норе; заяц под кустом;
    волк в логове);
  • кто чем питается (белки - орешками, грибами; зайцы - корой; лисы, волки -
    мясом других животных и т.д.);
  • как добывают пищу (хищные выслеживают и нападают, травоядные -
    пасутся);
  • как спасаются от врагов;
  • какую пользу приносят в природе (волки - санитары леса и т.д.);
  • зверей наших лесов (медведь, лиса, волк, заяц, белка, куница, еж, лось и

т.д.);

  • зверей жарких стран ( лев, тигр, обезьяна, слон, бегемот, пантера, носорог,
    жираф, крокодил, кенгуру и т.д.);
  • зверей севера (тюлень, морж, северный олень, белый медведь и т.д.).

УМЕТЬ:

  • образовывать от названий животных притяжательные прилагательные (чьи
    следы - медвежьи, лисьи, заячьи; чей хвост - заячий, лисий; чья морда -
    лисья, медвежья и т.д.);
  • образовывать множественное число (еж - ежи, волк - волки, лиса - лисы и
    т.д.);
  • согласовывать существительные с числительными (две - лисы, пять - лис,
    два волка, пять - волков и т.д.);
  • сравнивать домашних и диких животных по внешним признакам;
  • описывать по плану (кто - дикий или домашний, где живет, чем питается,
    как спасается от врагов, какую пользу приносит и т.д.);

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «У кого кто»;        • «Узнай по описанию»;
  • «Найди маму»;        • «Кто в лесу живет»;
  • «Кто чем питается»;        • «Изобрази голос (повадки) животного»;
  • «Четвертый лишний».

ЛИТЕРАТУРА:

Атлас «Мир и человек». М, 1990 г. Животные разных континентов.

Л.В.    Тихомирова    «Развитие    познавательных    способностей    детей».

Ярославль, 1998 г.

Т.И. Тарабарина. И учеба и игра: природоведение. Ярославль. Академия

развития, 1998. (Игры, это интересно. Кроссворды, ребусы).

Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. Готовимся к школе. Аквариум 1998, (игры).

Энциклопедия «Все обо всем».

1000 загадок. Ярославль. Академия развития, 1998.

Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. Дельта,С.-Петербург, 1998.


ТЕМА: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.

ЗНАТЬ:

  • названия домашних птиц (курица, петух, индюк, утка, гусь и т.д.);
  • названия детенышей;
  • части тела (грудка,  хвост,  лапы,  оперенье,  клюв,  крылья,  перья,  пух,
    хохолок, шпоры, перепонки и т.д.);
  • где живут (в курятнике, птицеферме и т.д.);
  • чем питаются;
  • какие звуки издают (петух - кукарекает, гусь - гогочет и т.д.);
  • кто ухаживает (птичница);
  • какую пользу приносят (мясо, перо, пух и т.д.);
  • действия (плавает, переплывает, отплывает, ныряет, летает, перелетает,
    несется и т.д.);
  • признаки   (красивые,   разноцветные,   шумные,   домашние,   заботливые,
    задорные, драчливые и т.д.);
  • почему называются домашними;
  • чем отличаются от других животных?

УМЕТЬ:

  • согласовывать числительные с существительными (две - курицы, пять -
    куриц и т.д.);
  • образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов (утка - уточка,
    петух - петушок и т.д.);
  • образовывать притяжательные прилагательные (курица - куриное перышко,
    яйцо; гусь - гусиные лапки; утка - утиный клюв и т.д.);
  • составлять описательный рассказ об одной из птиц.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Кто как кричит»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Узнай по описанию»;

  • «Подбери действие»;
  • «Птичий двор»;
  • «Скажи иначе» (синонимы);
  • «У кого кто»;
  • «Назови ласково».

ЛИТЕРАТУРА:

  • Т.И. Тарабарина «И учеба и игра: природоведение».
  • Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».

ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.

ЗНАТЬ:

  • зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока, синица, снегирь и т.д.);
  • обитателей степей Дона (дрофа, степной и полевой луни, степной орел);
  • обитателей донского леса (черный коршун,  седой и большой пестрый
    дятел, большая синица, горлица, щегол, филин и т.д.);
  • названия птенцов (ворона - воронята и т.д.);
  • показывать и называть части тела птиц (грудка, хвост, лапы, оперенье,
    клюв, крылья, перья, пух, хохолок и т.д.);
  • признаки    (быстрые,    красивые,    разноцветные,    шумные,    зимующие,
    проворные, трудолюбивые, заботливые, задорные и т.д.);
  • действия (летать, зимовать, кормить, клевать, прыгать, ходить и т.д.);
  • какие звуки издают (голубь - воркует, синица - щебечет, филин - ухает,
    воробей - чирикает, ворона - каркает и т.д.);
  • почему не улетают в теплые края?
  • Где живут?
  • Как люди помогают голодным птицам?
  • Чем можно подкармливать птиц (крупой; семенами подсолнечника, тыквы,
    арбуза; крошками хлеба; творогом; салом и т.д.)?
  • Какую пользу приносят?

•        Чем отличаются птицы от животных (крылья, перья, клюв и т.д.)?
УМЕТЬ:

  • употреблять приставочные глаголы (взлетать, перелетать, влетать, отлетать,
    подлетать и т.д.);
  • подбирать  родственные  слова  (снегирь  -  снег,   снегириха,   снегиренок,
    снежок, снежки, снеговик и т.д.);
  • образовывать притяжательные прилагательные (ворона - вороний и т.д.);
  • образовывать       существительные       с       уменьшительно-ласкательными
    суффиксами (ворона - воронушка, воробей - воробышек и т.д.);
  • подбирать синонимы (летать - порхать, носиться, мчаться, виться, парить,
    реять и т.д.);

  • составлять описательный рассказ об одной из птиц.
    ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:
  • «Телефон»;        • Домино «Птицы»;
  • «Назови действия»;        • «Большой - маленький»;
  • «У кого кто»;        • «Чей голос»;
  • «Кто с кем»;        • «Зоологическое лото»;
  • «Назови ласково.
    ЛИТЕРАТУРА:
  • Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение»;
  • Ю.А. Жданов «Природа Донского края»;
  • Д. Вересов «Азбука экологического воспитания»;
  • Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми», с. 48.

ТЕМА: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.

ЗНАТЬ:

  • перелетных  птиц  (ласточка,  лебедь,  журавль,   соловей,   грач,   скворец,
    жаворонок, кукушка, аист и т.д.);
  • обитателей степей Дона (перепел, коростель, стрепет, чибис, черный стриж,
    чирки, журавль-красавка, степной жаворонок и т.д.);
  • обитателей    донского    леса    (грач,    иволга,    зеленушка,        лазоревка,
    обыкновенный соловей, малая мухоловка, удод и т.д.);
  • названия птенцов (журавль - журавленок, аист - аистенок и т.д.);
  • показывать и называть части тела у птиц (грудка, хвост, крылья, оперенье,
    перья, пух, хохолок и т.д.);
  • понятия (стая, клин, певчие птицы и т.д.);
  • признаки    (перелетные,    проворные,    быстрые,    шумные,    голосистые,
    трудолюбивые, дружные, задорные, звонкие, заботливые и т.д.);
  • действия   (улетать,   возвращаться,   кормить,   выводить,   вить,   клевать,
    высиживать, откладывать яйца, уничтожать вредных насекомых и т.д.);
  • почему улетают в теплые края?
  • Где живут?
  • Какую пользу приносят?
  • Чем отличаются птицы от животных? (крылья, клюв, перья и т.д.).

УМЕТЬ:

  • употреблять приставные глаголы (перелетать, влетать, отлетать, подлетать,
    взлетать и т.д.);
  • подбирать признаки ( ласточка - проворная, быстрокрылая, заботливая,
    голосистая, щебечущая, белогрудая, красивая, звонкоголосая, забавная и

т.д.);

•        образовывать притяжательные прилагательные (соловей - соловьиный и
т.д.);

  • подбирать   предметы   к   признакам   (журавлиный   -   клюв,   клин,   крик;
    журавлиная - стая, песня; журавлиное - крыло, перо и т.д.);
  • образовывать       существительные       с       уменьшительно-ласкательными
    суффиксами (журавль - журавушка, журавлик);
  • составлять описательный рассказ об одной из птиц.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Улетают - не улетают»;
  • «Кто как кричит»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Узнай по описанию»;
  • «Подбери действие»;
  • «Скажи иначе» (синонимы);
  • «Волшебная цепочка».

ЛИТЕРАТУРА:

Составитель В.В. Волина, «В гостях у природы»;

И. Белавина, Н. Найденская, «Планета - наш дом»;

Т.Д. Нуждина, «Экология для малышей»;

С.Н.   Николаева,   «Воспитание   экологической   культуры   в   дошкольном

детстве»;

журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 1995 г., стр.28.

Ю.А. Жданов, «Природа Донского края».


ТЕМА: ИНСТРУМЕНТЫ.

ЗНАТЬ:

  • названия инструментов (пила, игла, рубанок, стамеска, коловорот, топор,
    клещи, молоток, дрель, отвертка, ножницы, кисти, лопата, лебедка и т.д.);
  • в  основе  изготовления  вещи лежит труд  человека,  преобразующего  с
    помощью инструментов материал в вещь;
  • дети должны соотносить профессию и используемые в ней инструменты;
  • как пользоваться инструментом;
  • как себя вести, если в руках находится инструмент (ОБЖ);
  • где хранятся инструменты;
  • исторические сведения (откуда появились ножницы, кто изготовил первую
    иголку);
  • глагольный   словарь   (подравнять,   копать,    пилить,    колоть,    строгать,
    обтачивать, сколачивать, резать, заливать и т.д.);
  • качественный   словарь   (зубастая,   железный,   тяжелый,   металлический,
    деревянный и т.д.).

УМЕТЬ:

  • подбирать признаки (пила - зубастая, железная, острая и т.д.);
  • подбирать предметы к признакам (строительный - материал, инструмент;
    строительное - сооружение и т.д.);
  • согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже
    (два - топора, пять - топоров и т.д.);
  • составлять рассказ об одном из инструментов.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНОРОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Угадай чей инструмент?»;
  • «Чем похожи и чем отличаются?»;
  • «Что я делаю?»;
  • «Угадай по описанию»;
  • «Кто нам поможет?»;

  • «Что кому нужно для работы?»;
  • «Для чего этот инструмент?».

ЛИТЕРАТУРА:

  • Энциклопедия «Все обо всем»;
  • Лопухина «Логопедия. 550 упражнений»;
  • Маршак «Откуда стол пришел»;
  • Маяковский «Кем быть?».

ТЕМА: ПРОФЕССИИ.

ЗНАТЬ:

  • названия профессий (врач, медсестра, повар, шофер, учитель, воспитатель);
  • кому что нужно для работы, как выполняется та или иная работа (врач -
    лечит детей, ставит градусник, чтобы измерить температуру, выписывает
    лекарства; медсестра - делает уколы, мажет ранку йодом или зеленкой;
    повар - готовит завтрак, обед или ужин; шофер - водит машину, чинит ее,
    перевозит людей и грузы; учитель - учит учеников читать, писать, считать;
    воспитатель - занимается с детьми в детском саду, читает им книги, водит
    на экскурсии, учит рисовать, лепить, дружно играть; портниха - шьет на
    швейной машине одежду, пришивает пуговицы, штопает одежду; строитель

-        строит дома, магазины, заводы; логопед - учит детей правильно говорить;
художник - рисует картины; уборщица - моет полы, двери, убирает в
группе; дворник - убирает двор, подметает улицу, очищает снег; и т.д.);

УМЕТЬ:

•        образовывать   существительные,   обозначающие   лиц   по   их   занятиям,
качествам, профессиям (мужского и женского рода) (шахматы - шахматист

-        шахматистка, учить - учитель - учительница и т.д.);

  • подбирать слова-действия (повар - варит, жарит, печет, моет, чистит и т.д.);
  • распространять предложения путем введения наречий по вопросу как?
    (шофер ведет машину - осторожно, внимательно, быстро и т.д.);
  • составлять рассказ об одной из профессий.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Кому что нужно»;        • «Кто что делает»;
  • «Почта»;        • «Скажи иначе»;
  • «Магазин»;        • «И я тоже»;
  • «Кто где работает».

ЛИТЕРАТУРА:

  • Этнография. Изд. «Дрофа»;
  • Тувим, «Все для всех»;
  • Юрмин, «Все работы хороши, выбирай на вкус»;
  • Яниковская, «А ты знаешь».

ТЕМА: КОСМОС.

ЗНАТЬ:

  • что Россия, как и другие страны мира, расположена на земном шаре, на
    планете Земля;
  • адрес Земли:  страна Вселенная (космос).  Вселенной является все,  что
    можно видеть, все, что можно представить и многое другое. Во Вселенной
    находятся ты и твой дом - планета Земля и Млечный путь, огромная
    звездная система, в которой мы живем;
  • город - Галактика, дом - Земля, родной район - Солнечная система. В этом
    районе живут и другие планеты, их всего девять: Меркурий, Венера, Земля,
    Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон;
  • Движение Земли вокруг Солнца (зима, лето), Земли вокруг самой себя
    (смена дня и ночи);
  • названия созвездий, местоположение их на карте звездного неба;
  • почему в космос летят на ракете?
  • Почему ракета летит?
  • Кто побывал в космосе до человека?
  • Когда состоялся первый полет в космос, кто полетел?
  • Почему космонавтов называют героями?
  • Зачем летают в космос?
  • Понятия: планета, обсерватория, невесомость, скафандр, светила, телескоп;
  • глагольный словарь (кручусь, верчусь, сияет, вращается, угасает, наступает,
    освещает и т.д.);
  • качественный    словарь    (небесные,    ярчайшая,    красноватая,    звездная,
    солнечная, огромная и т.д.);

УМЕТЬ:

  • согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже
    (две - планеты, пять - планет);
  • подбирать действия (солнце - сияет, освещает, греет и т.д.);
  • подбирать родственные слова (космос - космический, космонавт и т.д.);

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Звездочки-превращения»;
  • «День и ночь»;
  • «Обитатели космоса»;
  • игра-моделирование «Солнечная система»;
  • «Мы изучаем космос».

ЛИТЕРАТУРА:

  • Попова «Мир вокруг нас»;
  • Т.В. Касименко «Веселая астрономия»;
  • Дитрих, Юрмин «Почемучка»;
  • Волина, Маклаков «Естествознание».

ТЕМА: ТРАНСПОРТ.

ЗНАТЬ:

  • основные виды транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный,
    железнодорожный, пассажирский, грузовой, легковой и т.д.);
  • чтобы поехать в город, нужно сесть в автобус, трамвай, троллейбус, такси;
  • чтобы доехать в другой город, нужно сесть в поезд, самолет, корабль и т.д.;
  • транспортом     управляет:      шофер,     водитель,     машинист,      капитан,
    вагоновожатый, летчик и т.д.;
  • транспорт отправляется от вокзала, от пристани и т.д.;
  • транспорт делают на машиностроительных заводах;
  • из каких частей состоит (кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колесо,
    руль, корпус, крыло, мотор, двери, фары, трап, хвост, корма, борт, якорь и

т.д.);

•        основные правила дорожного движения для пешехода (ОБЖ);

УМЕТЬ:

  • подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде,
    числе и падеже (быстрый самолет, удобный автобус, пассажирский поезд,
    грузовой автомобиль, скорый поезд и т.д.);
  • подбирать действия - глаголы (двигаться, отчаливать от пристани; водить
    автобус; управлять самолетом, кораблем и т.д.);
  • подбирать синонимы (ехать - мчаться, гнать, нестись и т.д.);
  • составлять рассказ об одном из видов транспорта.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Четвертый лишний»;
  • «Угадай по описанию»;
  • «Быстрее - медленнее»;
  • «Едем в город»;
  • «Выставка машин»;
  • «Что изменилось»;
  • «Кто на чем едет».

ЛИТЕРАТУРА:

  • В. Гоушка, «Дайте мне точку опоры», Прага, 1971.
  • Г. Юдин, «Букваренок», М.,1997.

И. Кобитина, «Дошкольникам о технике», М., «Просвещение», 1991. «Все обо всем» - популярная энциклопедия для детей, М., 1994.


ТЕМА: ЛЕС И НАСЕКОМЫЕ.

ЗНАТЬ:

  • какой бывает лес, из чего он состоит, какие породы деревьев в лесу бывают;
  • называть  и  показывать:  ствол,  ветки,  листья,  появляющиеся  из  почек
    весной, осенью сухие листья падают на землю. У ели и сосны вместо
    листочков тонкие иголки, их называют хвойными деревьями. Деревья у
    которых есть листья, называются лиственными;
  • называть и определять виды деревьев: сосна, ель, дуб, береза, клен, тополь,
    рябина, осина, каштан, ясень, ольха и т.д. Осенняя пора, когда опадают
    листья, называется листопад. В лесу летом растут грибы. Грибы бывают
    съедобные   и  ядовитые.  Ядовитые  грибы   очень  опасны  для  здоровья
    человека. Сырые грибы нельзя пробовать, необходимо отличать съедобные
    грибы от несъедобных. В лесу летом созревают ягоды. На полянах в лесу и
    опушках цветут цветы;
  • в лесу много живет насекомых. Называть признаки насекомых: шесть ног,
    есть крылья, лапки. Называть: бабочку, жука, гусеницу, божью коровку,
    муравья,   стрекозу,   пчел  и  т.д.  Многие  растения  не  могут  жить  без
    насекомых, а насекомые - без растений. Они зависят друг от друга, а гибель
    одних ведет к гибели других.
  • предметный словарь: лес, поляна, река, тропинка, ручей, дерево, почка,
    листва, деревья (сосна,  ель, дуб, береза,  клен, тополь, рябина,  осина,
    каштан, ясень, ольха и т.д.), ствол, кора, стебель, насекомые (бабочка,
    стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, гусеница, божья коровка и
    т.д.),  крылышки,  голова,  брюшко,  хоботок, лапки,  спинка,  подкрылья,
    личинка, яйцо, куколка, полет, жужжание и т.д.;
  • глагольный   словарь:    набухать,   расцветать,   распускаться,    прилетать,
    прыгать,   скакать,   порхать,   жужжать,   пищать,   повреждать,   собирать,
    вредить,   поедать,   откладывать,   ловить,   приносить,   ползать,   клевать,
    садиться (на цветок), распускаться, складывать (крылья) и т.д.;
  • качественный    словарь:    голубой,    серый,    теплый,    черный,    зеленый,
    ядовитый, съедобный, лиственные, хвойные, колючий, высокий, низкий,
    толстый, тонкий, красивый, густой, березовый, еловый, сосновый, круглый,
    вкусный, чистый, прозрачный, широкий, узкий, нарядный, разноцветные,
    вредные, полезные, опасные и т.д.;
  • наречия: ярко, рано, быстро, тепло, холодно, скоро, хорошо,  красиво,
    весело, красочно, полезно, вредно, нарядно, высоко, низко и т.д.

УМЕТЬ:

употреблять    приставочные    глаголы    (перелетать,    влетать,    отлетать,

подлетать, взлетать от глагола «летать»);

подбирать признаки (бабочка - красивая, разноцветная, белая, узорчатая,

порхающая, восхитительная, легкокрылая и т.д.);

подбирать действия (бабочка - летает, порхает, садиться, восхищает и т.д.);

образовывать   признаки      от   предметов   (пчела   -   пчелиный,   комар   -

комариный, лес - лесной, береза - березовый и т.д.);


  • образовывать   признаки   от   действий   (вредить   -   вредный,   жужжать   -
    жужжащий и т.д.);
  • образовывать       существительные       с       уменьшительно-ласкательными
    суффиксами   (пчела   -   пчелка,   пчелочка,   пчелушка;   береза   -   березка,
    березонька; лес - лесок, лесочек и т.д.);
  • подбирать предметы и признаки (лесной (-ая, -ое) - аромат, поляна, воздух,
    озеро; березовый - сок, ствол, пень; пчелиный - улей, рой, мед; пчелиная -
    семья, пасека, матка; пчелиное - жужжание, семейство, молочко и т.д.);
  • подбирать    родственные    слова    (муравей,    муравьишка,    муравейник,
    муравьище, муравьед, муравушка и т.д.);
  • уметь составлять описательные рассказы о насекомых, о деревьях.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Соберем грибы в корзинку»;        • «Кто где живет»;
  • «Четвертый лишний»;        • «Телефон»;
  • «Съедобный - несъедобный»;        • «Кто как передвигается?»;
  • «Запомни - положи»;        • «Запомни, повтори»;
  • «Найди похожие по форме предметы»;    • «Узнай по описанию»;
  • «Отгадай, какое насекомое я загадала»;   • «Подбери признак»;
  • «Кто больше назовет насекомых»;        • «Подбери действие».

ИГРЫ-ПРЕВРАЩЕНИЯ (см. кн. Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», стр.73, 82):

  • наблюдения стр.65;         • практическая работа стр.104;
  • загадки стр.72;        • театрализованная игра стр.79;

  • стихи стр. 71, 78, 79;        • чтение и обсуждение произведений стр.69-71;
  • опиши бабочку по плану (название, строение, окраска, как передвигается,
    какие звуки издает, где живет, пользу или вред приносит?).

ЛИТЕРАТУРА:

  • В.А. Сухомлинский, «Пусть будет и соловей, и жук...»;
  • А. Лопатина, М. Скребцова, Книга I «Искусство видеть мир», Книга II
    «Природа - глазами души», Книга III «Мир твоей души»;
  • Н.Ф. Виноградова, «Дети, взрослые и мир вокруг», гл. «О насекомых»,
    стр.96;
  • В. Морозов, «Рассказы о русском лесе»;
  • В.А. Дрязгунова, «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
    растениями», М., 1981 г.;
  • Л. Молодова, «Игровые экологические занятия с детьми», М., 1996 г.;
  • А. Смирнов, «Зачем елке иголки», М., 1986 г.;
  • Т.И.  Попова,  «Мир  вокруг нас»,  (материалы  комплексной  программы
    культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей
    дошкольного возраста), М., 1998 г.

ТЕМА: РАСТЕНИЯ (цветы, деревья, кустарники).

ЗНАТЬ:

  • названия цветов, деревьев, кустарников, их характерные и отличительные
    признаки;
  • определять по внешнему виду к какому виду относятся растения (садовые,
    полевые, дикорастущие);
  • цветы (розы, тюльпаны, астры, пионы, нарциссы, ландыши, маки, васильки,
    лютики, ноготки, ромашки и т.д.);
  • деревья (сосна, ель, береза, дуб, клен, тополь, рябина, осина, каштан, ясень,
    ольха. Вишня, груша, слива, яблоня, черешня, персики - фруктовые деревья
    и т.д.);
  • кустарники (бирючина, бузина, жимолость, жасмин, лещина обыкновенная
    (лесной орех), облепиха, шиповник, самшит и т.д.);
  • цветы,  деревья  и  кустарники  -  все  это  живая  природа.  Характерные
    особенности «живой природы»: растет, питается, движется, размножается,
    изменяется. К ним надо бережно относиться: любить и уметь хорошо
    ухаживать,   т.к.   «живая   природа»   приносит   людям   пользу:   очищает,
    обезвреживает воздух и обогащает его кислородом.
  • предметный словарь (деревья: лес, сад, поляна, опушка, поле, луг, листва,
    дерево, ствол, крона, сосна, ель, тополь, дуб, береза, рябина, ольха, ясень и
    т.д.;   цветы:   роза,   тюльпан,   нарцисс,   астра,   одуванчик,   мак,   василек,
    ромашка и т.д.; кустарники: бирючина, бузина, жимолость, жасмин, лещина
    обыкновенная, облепиха, шиповник и т.д.);
  • глагольный словарь (набухать, расцветать, распускаться, растет, питается,
    движется,   дышит,   размножается,   изменяется,   ухаживать,   заботиться,
    любить, выращивать и т.д.);
  • качественный   словарь   (полевые,   садовые,   фруктовые,   дикорастущие,
    культурные, ароматные, березовый, еловый, сосновый, лесные, хвойные,
    лиственные, нарядные, разноцветные, красивые, яркие, красные, голубые,
    зеленые, алые, полезные, вредные, ядовитые и т.д.);
  • наречия (высоко,  низко, ярко,  быстро,  тепло, холодно,  скоро,  весело,
    полезно, вредно, хорошо, нарядно и т.д.).

УМЕТЬ:

образовывать и употреблять приставочные глаголы от глагола (лить -

переливать,    подливать,    вливать,    отливать;    сажать    -    пересаживать,

отсаживать, высаживать, подсаживать; копать - перекапывать, подкапывать,

вкапывать, откапывать);

подбирать   признаки   (роза  -   красивая,   алая,   пахучая,   восхитительная,

нежная, кремовая, желтая, белая; роза - растет, раскрывается, набухает,

пахнет, благоухает, восхищает);

образовывать и употреблять относительные прилагательные (от названий

деревьев: клен - кленовый, дуб - дубовый, липа - липовый, роза - розовый,

жасмин - жасминовый, облепиха - облепиховый);


  • соотносить существительные с местоимениями мой, моя, мое (мое дерево;
    мой куст, тюльпан, василек, пион; моя роза, ромашка, гвоздика);
  • употреблять глаголы множественного числа прошедшего времени (Таня и
    Катя покупают пионы. Таня и Катя покупали пионы. Поливают - поливали,
    сажают - сажали и т.д.);
  • договаривать предложения по картинкам (существительные в родительном
    падеже множественного числа со словом -
    много. Тома покупает много
    (пион). У Томы много (пион).);
  • составлять   описательные   рассказы   о   труде   цветовода   (с   помощью
    вопросов).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

  • «Чей лист? Ветка? Полено?»;        • «Умный телефон»;
  • «Четвертый лишний»;        • Лото «Цветы растут»;
  • «Узнай дерево по листу, плоду»;        • «Подбери признак»;
  • «1-2-5-9»;        • «Запомни, повтори»;
  • «Много - нет»;        • «Путешествие»;
  • «Путаница»;        • «Лесник»;
  • «Эхо»;        • «Найди дерево по семенам»;
  • «Назови ласково»;        • «Угадай, какой наш дом»;
  • «Волшебная цепочка»;        • «Кто где живет»;
  • «Образуй родственные слова»;        • «К названному дереву - беги»;
  • «Что где растет»;        • Магазин «Цветы»;

  • «Узнай по описанию»;        • «Собери букет»;
  • «Отгадай цветок по звуку, слогу».

ЛИТЕРАТУРА:

  • Н.Ф. Виноградова, «Дети, взрослые и мир вокруг»;
  • В. Морозов, «Рассказы о русском лесе»;
  • Л. Молодова, «Игровые экологические занятия с детьми», М., 1996 г.;
  • Т.И.  Попова,  «Мир  вокруг нас»,  (материалы  комплексной  программы
    культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей
    дошкольного возраста), М., 1998 г., гл. «Растительное царство»;
  • Н.А.    Рыжова,    «Наш    дом    -    природа»,    Программа    экологического
    образования дошкольников, М.,1998 г.;
  • Н.М. Павлова, «Загадки цветов», 1977 г.;
  • С. Романовский, М. Родина, «Легенды о цветах», М., 1990 г.;
  • А. Смирнов «Зачем елке иголки», М., 1986 г.

Автор: Тарасова Оксана Олеговна и учителя- логопеды МО Советского района  г. Ростова-на-Дону.

Должность: учитель-логопед

Место работы: МБДОУ № 243 «Дубравушка»

Место расположения: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область, Российская Федерация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Картотека по взаимодействию учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы и воспитателя (обучение грамоте)

Картотека составлена на год по календарно-тематическому планированию по обучению грамоте детей подготовительной к школе логопедической группы (программа Филичева, Чиркина)...

Родительское собрание на тему: «Рекомендации учителя – логопеда родителям детей старшей логопедической группы»

Дети находятся в том возрасте, когда уже осознанно воспринимают речь взрослого, выполняют все его рекомендации и стараются правильно произносить все слова. Мы с вами должны во всем поддерживать ребёнк...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

В коррекционной работе можно выделить два этапа:1.Подготовительный. 2. Коррекционный.Подготовительный этап.Цель  этапа — подготовить ребенка к усвоению однокоренных сл...

Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в космос»

Данное занятие посвящено Дню Космонавтики и проводилось в качестве открытого мероприятия для родителей в рамках "Дня открытых дверей" в ДОУ....

Картотека по взаимодействию учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы и воспитателя (обучение грамоте)

Картотека составлена на год по календарно-тематическому планированию по обучению грамоте детей подготовительной к школе логопедической группы (программа Филичева, Чиркина)...