"Семья -- источник развития речи"
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Кузьменко Ирина Ростиславовна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya22.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по логопедии:

«СЕМЬЯ – ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.  Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде, чем начать говорить, ребенок учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постоянно накапливает запас слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь.

Обычно родители интуитивно находят приемы, облегчающие ребенку понимание речи окружающих. Показывая игрушки или какие-либо предметы, они называют их: («Вот кукла», «Вот мячик».) или предлагают ему показать, где часы, где машинка, где стол. И в ответ на это большинство детей в возрасте примерно около года уже сами произносят первые слова: «би-би», «ма-ма», «па-па». А к двум годам появляются первые фразы.

Надо с самого начала приучать ребенка внимательно относиться к тому, как он говорит, точно выражать свою мысль, подбирая нужные слова. Если он ошибается, его надо поправить, изложив сказанное в правильной форме и предложив ему повторить.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Очень

важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно.(«Смори» вместо «смотри»,  «не бежи»  вместо  «не беги» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.  

Основные направления работы по речевому развитию ребенка:

  1. Обогащение словарного запаса.

Основная масса детей приходит в д/с  в 3 года, имея за плечами определенный словарный запас. Чаще всего дети имеют широкий пассивный словарь (то, что понимают, а в речи не используют).

               Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет ему не понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием.

Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5 – 3 тысячи слов, в то время, как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи ребенка играет правильное воспитание в семье.

  1. Развитие связной речи.

Развитию речи ребенка способствует чтение книг. Но не ограничивайтесь только этим. Чтобы научить ребенка общаться, надо, рассказывая ту же сказку, вовлекать его в беседу, побуждать не только слушать, но и спрашивать.

Рассказывая, вы сможете наблюдать за реакцией ребенка и , если нужно, замедлять темп речи, изменять интонацию.

Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно «да», «нет».

Одновременно с усвоением речи у малыша должны сформироваться и навыки речевого поведения, его надо приучать вовремя включаться в разговор, не перебивать собеседника, внимательно вслушиваться в содержание разговора.

  1. Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза.

Развитие фонематического слуха является  необходимым условием для дальнейшего успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Очень полезно проводить с детьми звуковые игры:

-с какого звука начинаются слова?

                  -придумать слова на заданный звук?

                  -сколько звуков в слове? (3-4 звука)

                  -«цепочки» слов на последний звук?

                 -найти картинку с заданным звуком  и т.д.

        

  1. Работа над звукопроизношением.

Преодоление различных отклонений в звуковом строе речи у детей имеет огромное значение. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить трудности в овладении детьми на начальных этапах обучения чтением и письмом, а на более поздних – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

Почему же так важно, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки еще до школы?  Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок может отразить свое дефектное произношение на письме, что проявится в заменах, пропусках букв. Чтобы избежать многих ошибок письма, важно еще до школы помочь ребенку в преодолении нарушений устной речи.

Чтобы добиться четкого произношения, необходимо развивать артикуляционный (речевой) аппарат. Рекомендуется в течение длительного времени (для каждого ребенка оно будет различным) систематически выполнять упражнения в форме артикуляционной гимнастики. Цель – выработка полноценных движений и артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.   Занятия с детьми по закреплению поставленных логопедом звуков также необходимо проводить систематически. Кроме целенаправленных занятий, нужно следить за речью ребенка в общении с родителями, исправлять, если ребенок ошибся и неверно произнес свой звук, очень спокойно, доброжелательно.

Нужно помнить, что немалую роль в становлении личности играет речь и нарушение её звукопроизносительной стороны могут вызвать трудности психологического характера: ребенок будет стесняться отвечать перед классом, бояться, что его могут не понять, будут над ним смеяться. Он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно. Может появиться замкнутость, неуверенность в себе. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с товарищами, не участвуют в детских выступлениях на праздниках, не проявляют активности в групповых занятиях.

  1. Развитие  мелкой  моторики.

Исследованиями ученых установлено, что становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев рук. В процессе  действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии мелкой моторики  рук.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие  путем тренировки движений пальцев рук. Дома ребенку всегда можно найти на развитие мелкой моторики: лепить из теста, пластилина, перебирать рис, горох и т.д. Малышам можно давать катать шарики различного диаметра, бусы, вовлекая в движение все пальчики., Полезно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, счетные палочки, застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, выполнять шнуровки.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ( т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую активность, подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Такая комплексная подготовительная работа (обогащение словарного запаса, развитие связной речи, фонематического слуха, работа над звукопроизношением, развитие мелкой моторики ) поможет ребенку, имеющему речевые нарушения, в овладении им на начальных этапах обучения письмом и чтением и поможет избежать многих ошибок письма логопедического характера. И в этом большую помощь логопеду могут оказать сами родители.

Список литературы:

  1. «Логопедия». Учебное пособие. .М.,1995
  2. «Основы теории и практики логопедии». Под редакцией Р.Е. Левиной. М., Просвещение 1968.
  3. А.И. Богомолова.,  «Логопедическое пособие для занятий с детьми». –СПб., 1994.
  4. Р.Залмаева. «Сам себе логопед». СПб., 1995.
  5. З.А.Репина,  В.И. Буйко. «Уроки логопедии» Екатеринбург., 1999.
  6. В.И. Селиверстов., Речевые игры с детьми»., М., 1994.
  7. И.С. Лопухина., «Логопедия» 550 занимательных упражнений для развития речи. Пособие для логопедов и родителей., М., 1995.
  8. Е.А. Алифанова., Н.Е. Егорова., «Логопедические упражнения в рифмах»., М., 2000.
  9. WWW. LOGOPED.RU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Фольклор - источник развития речи детей дошкольного возраста."

Цель моей работы - это создание благоприятных условий развития личности старших дошкольников через речевое воспитание. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и разви...

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

Речь воспитателя - основной источник развития речи детей в детском саду

Какие требования предъявляются к речи воспитателя?...

Речь воспитателя - основной источник развития речи детей

Для   воспитателя   детского   сада   владение  образцовой   речью   —   этопоказатель   его   профессиональной   подготовленности. ...