Артикуляционная гимнастика
план-конспект занятия по логопедии на тему

Карасева Элеонора Алексеевна

   Основной комплекс артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Российская Федерация

Администрация  городского округа город Воронеж

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №11»

                                                                                  Утверждаю

                                                                                                Заведующий МБДОУ

                                                                                                       Е.А.Данилова_________

Выступление на родительском собрании:  

«Артикуляционная гимнастика».

Учитель-логопед: Карасева Э.А.

2014 г.

   Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи-язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого произношения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики (я покажу его позже).

   При подборе упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность-идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным  выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличиваются, доводя до 10-15 раз. Когда ребёнок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

   Взрослый должен показать ребёнку, как правильно выполнять все упражнения.

   Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше 2 раза в день-утром и во второй половине дня. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто ЧИСТЫМ пальцем помогите поднять ребёнку язык вверх.

   Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем или сиропом.

   Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребёнку образом для подражания какому-либо предмету.

   Очень нравиться малышам игра «Рыбки». Из белого картона вырезаны рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Это  удочка(палочка и магнит).Теперь отправляемся «ловить рыбу».Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку».

   Основной комплекс артикуляционной гимнастики.

    «Лягушка»

 Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удержать данное

положение на счёт до пяти. Прикус  должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

     Вот понравится лягушкам,

     Тянем губы прямо к ушкам.

     Потяну и перестану

     И не сколько не устану.

   «Хоботок»

   Губы и зубы сомкнуты. С напряжением губы тянем вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

     Подражаю я слону.

     Губы хоботком тяну.

     А теперь их отпускаю

     И на место возвращаю.

   «Лопаточка»

   Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

     Язык лопаткой положи

     И под счёт его держи:

     Раз, два, три, четыре, пять!

     Язык надо расслаблять!

   «Иголочка»

   Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу открытым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

     Маленького роста я,

     Тонкая и острая.

     Носом путь себе ищу,

     За собою хвост тащу.

   «Качели»

   Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

     На качелях я качаюсь.

     Вверх-вниз, вверх-вниз.

     Я всё выше поднимаюсь,

     А потом-вниз.

   «Часики»

   Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт 1-2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.    

     Наш весёлый язычок

     Повернулся на бочок.

     Смотрит влево,

     Смотрит вправо…

   Детям нравятся стихи о язычке, их легко запомнить.

                                                                                                   

                                                                                                          «Логопедия» Краузе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...