Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Деменко Наталья Васильевна


Знакомство детей со звуком и буквой  С, характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие фонематических процессов, соотнесение слов со схемами, образование относительных прилагательных, составление предложений по заданному слову, развитие связной  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 116»

Конспект занятия по обучению грамоте

в старшей логопедической группе
по теме  «Звук и буква С»

учитель-логопед

Деменко Н.В.

Рязань 2014 год


Тема: «Звук и буква С »

Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой  С;
  • научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематические процессы;
  • упражнять в соотнесении слов со схемами;
  • учить образовывать относительные прилагательные;
  • продолжать учить составлять предложения по заданному слову;
  • развивать связную речь.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: игрушка Сова,  зеркала, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка,  мяч, игра «Один-много», карандаши, тетради.
Речевой материал: мнемодорожки чистоговорок со звуком С, загадки

Ход занятия:

Организационный момент
Логопед: Ребята я очень рада видеть вас.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай

(Стук в дверь).

Л.: Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.

Актуализация имеющихся знаний

Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
- Какие гласные звуки вы знаете? (поем и наматываем клубочек: а, о, у)
- А остальные звуки какие? (согласные)
- Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Сообщение темы занятия

С.: Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? - догадайтесь сами.

-  Слушайте внимательно:

У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…

- Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара? 
- Какой     первый     звук     в     слове     СССОНЯ?      — СССАМОВАР?      СССТАКАН?

С.: Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе.
 Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.

Упражнение на дыхание  «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

 Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова  предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ. 
Губы улыбаются, видны зубы.
- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С). 
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта,  когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду - это 
согласный звук).
- Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
- Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук С?

Игра «Поймай звук»

С.: Хлопните, когда услышите звук С.

Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:
Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…

Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за логопедом серию слогов:
са-са-са, су-су-су, са-со-су, су-со-са-сы.

С.: Мои совята тоже приготовили для вас игру.

«Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С в словах).

(На карточках в форме совят наклеены картинки со звуком С)

Игра с мячом: «Добавь звук (слог)»  
Добавим С 
в начале слова и получим новые слова: 
Мех -  (смех)
мел -  (смел)
тройка - (стройка),
наряд  -  (снаряд)
клад – (склад)
мешок  - (смешок)

Добавим С в конце слова и получим новые слова: 
Ри (с)
Вку (с)
Но (с)

 (Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля,  у чайника- носик)

«Добавь слово СОК»
Пе (сок)                    ле ( )                            голо ( )
Ку( )                          воло ( )                    бро ( )
Но( )                          коло ( )

С.: Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?

Загадки:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает.
 (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
 (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки.
 (Стол)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, 
А зовут ее –
 (лиса)

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи
 (капуста)

Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается
 (пес)

Красная мышка 
С белым хвостом 
В норке сидит 
Под зеленым кустом
.(редис)

Днем спит, 
Ночью летает.(
 СОВА)

Кос-кос-кос,
В саду вырос
 (абрикос)

Ок-ок
Мы любим вкусный
 (Сок)

С.: Какой звук мы слышим во всех отгадках?


«Какой бывает сок?»  (Работа над словообразованием)
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.

 Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составьте предложение со словом сок.
Соня пьет сок.
Сколько слов в вашем предложении?
Какое первое слово? Обозначим его полоской.                                               Выложите схему всего предложения. В конце ставим точку.

Задание: Распространить предложения.
Соня пьет ананасовый сок.
Соня пьет свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок 
с печеньем.

Заучивание чистоговорки:
(С использование мнемотаблицы)

Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.

Знакомство с буквой С.
Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С.  На что она похожа?

- Сделайте  из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
- Нарисуйте букву С в воздухе.

- Напечатайте букву С в тетради.

Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?

Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я приготовила для вас подарок – игру «Один - много».  До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «звуки [х] [хь]. Буква Х»

Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [х], [хь]. Знакомства с буквой Х. Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепление у детей представле...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;- умение концентрировать внимание;- слухоречевую память, фонематическое восприятие;- мимику;- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонаци...