Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.
Тема: Звук (Ц) и буква Ц.

Цели   и   задачи:

Образовательные

- закрепление  понятий  «гласный -  согласный  звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.

- ознакомление со звуками  (Ц) и буквой Ц.

- выделение  заданного  согласного звука в начале, в середине слов, из потока слов, из текстов произведений  К. И. Чуковского

- звуковой анализ,  схема  слова  Птица.

Развивающие

- формирование фонематических процессов

- формирование самоконтроля за речью, речевой активности, интонации

- формирование умения понимать учебную задачу выполнять ее

Воспитательные

-воспитывать  дружелюбное отношение друг  к другу, умение слушать других

 Оборудование:

Буква Ц, наборы для звукового анализа слов  (у  детей и  педагога); буквы на магнитах,         доска, картинки: коса, цапля, курица, бабочка, цыпленок, комарик, крокодил, Мойдодыр, Айболит, лисица, ;  серия сюжетных картинок к сказкам К.И. Чуковского.

Ход  занятия.

I Организационный  момент.

 Л: - Ребята, недавно вы изучали стихи и сказки замечательного детского писателя и поэта К.И. Чуковского. И сегодня мы с вами снова окажемся в удивительном мире его сказок. К.И. Чуковский любил животных, поэтому в его сказках много зверей, птиц, насекомых. А теперь послушайте загадку:

Я назойливая очень, но в стишке, так, между прочим.

Расскажу вам без прикрас: жизнь мою комарик спас.

Д: - Муха Цокотуха.

Л.: - Правильно, молодцы.

Л.: - Ребята, наша речь состоит из предложений. А предложения ?

Д.: - Предложения состоят из слов.

Л.: - Молодцы! А из чего состоят слова?

Д.: - Слова состоят из звуков!

Л.: - Какие бывают звуки?

Д.: - Гласные и согласные.

Л.: - Какие бывают согласные?

Д.: - Звонкие, глухие, твердые и мягкие.

Л.: - А какие звуки поются?

Д.: - Гласные.

Л.: - Молодцы!

II. Основная часть.

На доске картинка с изображением Мухи-Цокотухи.

Л.: - а сейчас вы внимательно прослушаете отрывки из сказок Чуковского и постарайтесь отгадать названия этих сказок (иллюстрации Сутеева к этим отрывкам).

  • Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало,

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно. («Краденое солнце»)

  • Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим как поросята хрюкать» («Путаница»);
  • Муха, Муха-Цокотуха Позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар… («Муха-Цокотуха») .

Л.: - Еще раз проговорим название этих сказок: «Краденое солнце», «Путаница», «Муха-Цокотуха». Какой один и тот же звук повторяется в этих словах –названиях.

Д.:  - Звук [Ц].

Характеристика звука [Ц].

Л.: - Как мы произносим звук [Ц]: губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

- Какой это звук? (Согласный, глухой, всегда твердый) Мягкой пары у него нет.

- Значит какого цвета будет звуковой символ этого звука? (Синий) .

Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой анализ и синтез. 

Л.: - К. И. Чуковский назвал  Муху Цокотухой, потому что она была болтушкой и постоянно «цокола»:

ца-цо-цу        ац-оц-уц

цы-ца-цо        иц-оц-ац

 (Дети проговаривают слоги за логопедом).

Л.: - Сколько звуков вы слышите в каждом слоге (два звука)

Какие звуки в этих слогах подружились со звуком [Ц]. (гласные).

На доске картинки:  курица, комарик, бабочка, Айболит, цыпленок, комарик, бабочка, крокодил, цапля, Мойдодыр, воробей.

Л.: - Найдите предметы, в названии которых есть звук [Ц]. И определите место звука [Ц] в слов (дети на полосках размещают звуковой символ в соответствии с его нахождением в слове).

Физминутка «Нам поможет Айболит».

- Мы веселые ребятки – (шагают на месте);

- Дружно делаем зарядку

Вправо раз, влево раз (руки на пояс, поворот в сторону)

Улыбнемся все сейчас

На носочки дружно встанем (движение по тексту)

Руки к солнышку потянем

Загляни нам солнышко (машут руками к себе)

И погрей нам горлышко

Ну а если заболели

Нам поможет Айболит

Витаминки нам пропишет

И микстурой угостит

Л.: - послушайте отрывок из сказки «Доктор Айболит» и найдите персонаж в названии которого есть звук [Ц].

  • - Но вот поглядите, какая-то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит:

«Да здравствует милая Африка!»

Д.: - Это слово «Птица»

Л.: - Составьте звуковую схему этого слова (дети выкладывают схему слова на звуковых полосках, затем один у доски делает звукобуквенный анализ слова)

Знакомство с буквой Ц.

Л.: - На что похожа буква Ц? (Ответы детей).

Эта буковка-цеплялка

С хитрой цепкой лапкой

Подходи кому не жалко

Мигом оцарапаю

(Дети работают в альбоме Г.Г. Галкиной)

Закрепление.

Игра с мячом « Скажи ласково».

Дело – дельце

Платье-платьице

Блюдо-блюдце

Мыло-мыльце

Зеркало-зеркальце

Варенье-вареньице

Печенье-печеньице

Письмо-письмецо

Масло-маслице

Угощение-угощеньице

Итог занятия.

Л.: - С каким звуком вы сегодня познакомились?  Какой это звук? Вспомните слова из сказок Чуковского, в которых есть этот звук.

C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20210414_095310.jpgC:\Users\Admin\Downloads\IMG_20210414_101106.jpg

C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20210414_095255.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».

Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот  для детей подготовительной группы  с общим недоразвитием речи.Цель:   познакомить  детей со звуком [ы], буквой «Ы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Цель: выделение заданного согласного звука  в начале, в конце и в середине слов, знакомство с буквой С....