Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «звуки [х] [хь]. Буква Х»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Забара Алина Александровна

Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [х], [хь]. Знакомства с буквой Х.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`];

-уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  Ш , учить детей давать  их полную характеристику;

-учить дифференциации  звук х на слух;

-познакомить с буквой Х, её графическим изображением.

-Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]);

- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Коррекционно-развивающие:

-Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

-Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

-Развитие зрительного внимания;

-Развитие слухового внимания, слуховой памяти, мышления

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_h_h.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «звуки [х] [хь]. Буква Х»

Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [х], [хь]. Знакомства с буквой Х.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`];

-уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  Ш , учить детей давать  их полную характеристику;

-учить дифференциации  звук х на слух;

-познакомить с буквой Х, её графическим изображением.

-Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]);

- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Коррекционно-развивающие:

-Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

-Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

-Развитие зрительного внимания;

-Развитие слухового внимания, слуховой памяти, мышления

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.

Оборудование: демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки, цветные круглые фишки для звукового анализа, поезд для заселения звука в вагончики.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются с гостями, садятся на свои места.)

- А пригласил к нам гостей наш друг. А чтобы узнать, что это за друг отгадайте мою загадку:

Я устраиваюсь ловко,

У меня с собой кладовка,

Где кладовка? за щекой!

Вот я хитренький какой. Кто это? (хомяк)
-Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим.

-А теперь ребята послушайте мое стихотворение и скажите, какой же звук здесь чаще всего встречается:

Хорь хорьку хвостом хвалился:
-Хвост мой, братец хорь, хорош!
- Хвост хорош,-хорёк ответил,-
Хвостик твой на мой похож!

-Какой же звук чаще всего встречается? (звук х)

-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х, хь). Мы будем упражняться в различении этих звуков.

II. Основная часть занятия:

Артикуляционная гимнастика

- Наши герои принесли нам вот такую схему. Как вы думаете что это за схема?

-Чтобы правильно  произнести  звук  Х, нужно сделать  гимнастику  для нашего язычка. Возьмите  зеркала, слушайте  сказку  и  выполняйте  упражнения.

Толстый хомячок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Акустико-артикуляционный анализ звука:

Но сначала вспомним с вами, чем звуки отличаются от букв (Звук- мы слышим и произносим, а букву – мы видим, пишем и читаем).

- Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки. (Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук)

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия (язычок). кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко)

- Значит, какой это звук? (согласный). Каким кружочком мы его будем обозначать?
- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А теперь произнесём звук [Х`]

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий). Каким кружочком его мы будем обозначать?
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]?  (согласный, мягкий, глухой)

Различение звуков [Х] и [Х`] на слух. Игра с флажками.

- Хома и Хим хотят поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], поднимите синий флажок, а если назову слово со [Х`], поднимите зеленый флажок, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).

Слова:  мех, хитрый, горох, орех, восход, стихи, хлопушка, хищный, халва, хомяк, муха, петух, мох.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Давайте поможем Хоме и Химу поймать наши звуки

«Вы должны  сначала Хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Х]»:

в звуковом ряду: а, х, р, ж, о, м, х, л, с, х, р, х …;

А теперь топните ногами если услышите звук хь:

из слогового ряда: п, о, хь, у, р, хь, ж, ш, хь, с, м, хь …;

Выполним с вами звуко-буквенный анализ слов ХОМА и ХИМ.

А ТЕПЕРЬ ХОМА И ХИМ ПРЕДЛАГАЮТ НАМ РАЗМЯТЬСЯ.

Эмоционально-динамическая разминка 

Мы ногами  - Топ-Топ                     (Имитация шага)

Мы руками -  Хлоп-Хлоп                (Хлопки)

Мы глазами  - Миг-Миг                   (Помаргивание глазами)

Мы плечами - Чик-Чик                     (Ритмичное одновременное приподнимание плечиков)

Раз  - сюда, два – туда                       (Наклон вправо – влево)

Повернись вокруг себя.                     (Поворот вокруг себя)

Раз - присели, два - привстали.         (Приседание)

Руки кверху все подняли.                  (Руки поднять вверх)

Раз- два, раз- два – заниматься нам пора.

А теперь с хомой и химом разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять -
(разгибаем пальцы)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулик.)

Дидактическое упражнение «Крестики-нолики». (КАРТОЧКА)
-У детей карточка с  расчерченым квадратом, как для игры в «Крестики-нолики».
Если логопед произносит слово со звуком [х] или [хь], то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
Речевой материал: ХАТА, САМОЛЕТ, ХЛЕБ, ХАЛАТ, ХИЩНИК, КОФТА, ХОККЕИСТ, ФУТБОЛ, ШЛЯПА.

Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:

- Ребята, наши гости хомячок Хома и хорек Хим принёсли с собой ещё что-то.(Логопед вывешивает изображение буквы «Х».)

«X» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.

Как вы думаете, что это? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
- Это буква «ХА», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])
- Из каких элементов состоит буква? (Из 2-х палочек).

- Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Ха в воздухе.
- Итак, давайте повторим: Буква «ХА» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой.

Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «Х» и пластилин зелёного и синего цветов.

- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
- Почему Хома и Хим приготовил синий и зелёный пластилин?(буква «ХА» обозначает два звука [Х] и [Х`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого - зелёный)
- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [Х`], если синим - [Х].

Дети выполняют задание

III. Подведение итогов занятия:

- Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем, что мы узнали о звуках [Х, ХЬ]:
• Звук [Х] - согласный или гласный? (согласный);
• Какая преграда у звука [Х]? ( язык);
• Звонкий или глухой? (глухой);
• Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
• Каким цветом обозначаем? (синим).

Звук ХЬ согласный, глухой, мягкий, зеленый цвет.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»

Знакомство детей со звуком и буквой  С, характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие фонематических процессов, соотнесение слов со схемами, образование относительных...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме " Звук и буква О"

Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н»Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н....