Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Манаева Надежда Владимировна

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.

Задачи:

-Учить детей выделять на слух звук (т)

-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.

-Упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец.

-Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

-Формировать способность проводить звуковой анализ слов.

-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.

в пространстве.

-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.

Задачи:

-Учить детей выделять на слух звук (т)

-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.

-Упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец.

-Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

-Формировать способность проводить звуковой анализ слов.

-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.

в пространстве.

-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:

Парк, слух, кот,  глаз, дуб.

II. Основная часть занятия:

Артикуляционная гимнастика.

( «Размять язычок»; «Подуть на язычок»; «Заборчик – хоботок»; «Заборчик»- язычок за нижними зубками, подули на спинку язычка – с-с-с; «Хоботок», язычок за верхними зубками, подули на спинку язычка, ш-ш-ш; Открыли рот)

Зашифрованная картинка

Я стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом.

Будут дети жить в нем. (Молоток)

Послушайте как стучит молоток -Т-т-т!

Многократное изолированное произношение звука

«Как стучит молоток? - т-т-т»

Представим, что у вас молоточки, давайте постучим.

Целый день тук, да тук

Раздается громкий стук

Молоточки стучат

Строим дом для ребят.

Одновременно дети выполняют следующие движения:

1 – постукивают поочередно кулачок на кулачок

2 – наоборот;

3– поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.

-Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем будет жить?

Знакомьтесь кот Том и котенок Тим (Появляется картинка)

У ребят есть друзья, звуковички.

Ребята решили нас познакомить с одним из звуковичков.

С каким попробуйте отгадать.

Этот звук слышим, когда произносим имена детей Таня Толя.

Какой первый звук мы слышим в именах?

-Звук [Т]

-Давайте познакомимся

Характеристика звук: Взрослый показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Т]: б ) артикуляция звука [т] ( губы растянуты в улыбке, широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной); в) различие мягкого и твёрдого звука [т-ть] в зависимости от речедвигательных ощущений ( при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена).

— губки в свободном положении;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— кончик язычка стучит за верхними зубками (дети выполняют перед зеркалом)

Звук [Т]– согласный, так как он не поётся (язычок и зубки создает преграду воздуху), твердый, глухой. Горлышко «спит», чтобы убедился в этом, приложите тыльную сторону руки спереди к шее.

Произносим звук [Т]: тихо.

Обозначение: синий кружок (картинка)

Символ звука:

Большой молоток стучит: ТТТТ....

Ребята, у звука т, есть еще братец по твердости/мягкости. Мы сказали, что звук т у нас твердый, но есть еще и мягкий звук ть.

-Давайте с вами постучим маленьким молоточком ть-ть-ть…

Ребята, звук ть у нас поется?(нет)Значит он у нас какой?(согласный,т.к. встречается преграда язычок и зубы), мягкий или твердый? Глухой или звонкий? (положим ладошку на горлышко)

Обозначение: зеленый кружок (картинка)

Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик  – буква ТЭ. (картинка буквы Т, т.). Напомните мне чем звук отличается от буквы?

-Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей  на столах картинки, со звуком Т – Тому(поднимем синий кружок), ТЬ – Тиму (поднимем зеленый кружок).

Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные кружочки).

Дети вкладывают свою картинку в соответствующий вагон (зелёный или синий), определяя место звука Т (или ТЬ) в слове.

Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ:  лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви… .

Динамическая пауза.

Координация речи с движением

Руки вверх мы поднимаем –

Раз примерно целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело

Так – направо, так – налево.

Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?

Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).

Игра «Топай, хлопай» (топай – если звук – Т; хлопай – Ть)

Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.

 Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

1. Показать образ буквы:

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилось

И на крыше очутилась.

  -Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.

-Отыскать букву Т среди других букв.  Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.

III. Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались на занятии?

Дать характеристику звукам [т], [т’]

 Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.

Рефлексия.

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"

Знакомство со звуком  [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков  чтения и печатания  слогов, слов и предложений с ново...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....