Развитие мелкой моторики пальцев рук.
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) на тему

В статье рассказывается о роли мелкой моторики для дальнейшего умственного развития ребенка., приводятся примеры игр и занятий с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дегтева Н.А., учитель-логопед

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК.

(Советы логопеда для родителей и воспитателей, учителей начальных классов)
      Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Опознание фигур, цифр или букв, `написанных` на правой и левой руке.
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов.
Перекатывание карандаша (с гранями) между пальцами.
`Повтори движение`.
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо `фигуру` (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить `фигуру`. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму, то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
`У сосны, у пихты, елки.
Очень колкие иголки. 
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник`.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. `Ходить` можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
`В зоопарке мы бродили, 
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд: 
Медвежат, волчат, бобрят`.

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

`Пальцы, как пчелы, летают по сотам, 
И в каждую входят с проверкою: что там? 
Хватит ли меда всем нам до весны, 
Чтобы не снились голодные сны?`.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
`Месим, месим тесто, 
Есть в печи место. 
Будут-будут из печи 
Булочки и калачи`.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - `лыжи`. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на `лыжах`, делая по шагу на каждый ударный слог:

`Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы`.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно `кусаем` ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

`Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: `Кыш!`.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. (По материалам сайта ПроШколу ру)

(Эти материалы можно распечатать)

3612147-164428b85ede24ff.jpg

3612153-84514dcaaf994dd1.jpg

Заштрихуй картинки - проведи линии цветными карандашами.

3612150-7ff2ffc13faddad5.jpg

Попробуй дорисовать картинки. Раскрась их.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 

ИГРЫ С КРУПАМИ

3612134-d8408c81bfb9fa60.jpg
Возьмите яркий цветной поднос. Тонким слоем рассыпьте по нему крупу (манку, Пшено, рис и т.д.). Проведите пальчиком ребенка по крупе - получится контрастная линия. Позвольте малышу самому "нарисовать" на крупе все, что захочется. После этого приступите к рисованию узоров, предложенных ниже. На первом этапе может понадобиться ваша помощь, которая заключается в
манипулировании рукой ребенка. Но уже через некоторое время стоит проверить - быть может, малыш справится с заданием самостоятельно.
Нарисуй на крупе пальчиком узоры.

ИГРЫ СО СПИЧКАМИ

3612137-202c97154f4944fa.jpg  Рассмотрите вместе с малышом картинки, выложенные из спичек. Обсудите, на что они похожи. После этого приступайте к выкладыванию рисунков по образцам. Если ребенок хорошо справляется с заданием, попросите его выложить рисунки из спичек по памяти. Вы можете придумать свои узоры из спичек.
Выложи из спичек фигурки.


ИГРЫ С ФАСОЛЬЮ И ГОРОХОМ

3612139-8d4ed09049b9db34.jpg Для начала малыш может попробовать выложить предложенные схемы предварительно распечатав их. Затем попросите его придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасолинок и гороха. Поощряйте любые проявления фантазии ребенка.
Выложи из фасоли и гороха дорожки.

ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: http://www.boltun-spb.ru

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЙЧИК»

Зайчик:


Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕЧЕК»

Человечек:


Бегаем указательным и средним пальцами по столу.

УПРАЖНЕНИЕ «ЁЖИК»

Ёжик:


Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

УПРАЖНЕНИЕ «КОШКА»

Кошка:


Соединить средний и безымянный пальцы с большим; указательный и мизинец поднять вверх.

УПРАЖНЕНИЕ «КОЗА»

Коза:


Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нарушение графомоторных функций у детей дошкольного возраста и их коррекция». учитель-логопед Дегтева Н.А.

Слайд 2

Роль двигательных анализаторов в развитии речевой деятельности Двигательный анализатор – совокупность нервных образований воспринимающих, анализирующих и синтезирующих импульсы, идущие от мышечно-суставного аппарата. Термин введён Павловым И.П. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Установлена взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторикой. Двигательный анализатор связан со всеми структурами центральной нервной системы и участвует в их деятельности. Площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Слайд 3

Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной) при стертой дизартрии Специфические нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи), фонации, дыхания и другие позволяют сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы у детей. Симптомы органического поражения центральной системы выражаются в форме стёртых парезов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избыточных произвольных и непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре. Это расстройство носит термин «стертой формы дизартрии» . У детей со стертыми формами дизартрии психомоторное развитие в раннемвозрасте имеет легкую дисфункцию, формируется диспропорционально с незначительным запаздыванием. Общая моторика - отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью, - дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений, - совершают много лишних движений, быстро утомляются .

Слайд 4

Мелкая моторика рук. - Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений, испытывают трудности при одевании, обувании, трудом овладевают навыками самообслуживания, -Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности из-за вялости пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой, -Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. Артикуляционная моторика. -Проявляется в следующих формах: неудерживание статических поз, тремор, нарушение дыхания, гиперсаливация, девиация, (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка. Могут проявляться и вегетативные дисфункции: потливость, покраснение или побледнение кожных покровов.

Слайд 5

Тетистирующие движения парезов мышц губ и языка Сглаженность или отсутствие носогубной складки; Неумение изменять положение губ в улыбке на трубочку; Невозможность вытянуть губы вперёд; При растягивании губ в улыбку наблюдается ассиметричность; Невозможность удерживать язык распластанным (;появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). При высовывании языка изо рта, он как бы смещается в одну сторону, и, кончик языка загибается вниз; Невозможность поднять кончик языка вверх. При выполнении этого движения ребёнок старается подтолкнуть язык нижней губой; При передвижении языка в уголки рта язык ведёт себя как «бревно»; При высовывании языка изо рта и удерживании, наблюдаются характерные подёргивания, дрожание языка; Характерное положение языка «комком».

Слайд 6

Причины стертой дизартрии Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков. Оральная апраксия. Минимальная мозговая дисфункция.

Слайд 7

Диагностика нарушений моторного развития Обследование общей произвольной моторики. Исследование ориентации в сторонах собствен­ного тела и тела сидящего напротив. Исследование дифференциации пространствен­ных понятий. Исследование зрительно-пространственной ори­ентации движения (проба Хэда). Исследование развития кинестетической основыдвижений руки. Исследование оптико-кинестетической органи­зации движений («праксис позы»). Определение конструктивного праксиса. Выявление синкинезий. Исследование кинетической основы движений руки. Исследование пространственного восприятия. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы). Монометрический тест. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий). Обследование кинестетического орального прак­сиса. Обследование кинетического орального праксиса. Обследование динамической координации арти­куляционных движений. Обследование мимической мускулатуры. Обследование губной мускулатуры. Обследование язычной мускулатуры

Слайд 8

Выводы: Развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующим развитие речи. Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны. Тонкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Моторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Все двигательные патологические симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями .

Слайд 9

Коррекция моторных функций Выделяют следующие направления коррекционной работы при стертой дизартрии: Развитие общей моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие артикуляционной моторики. Развитие фонематических процессов. Развитие общих речевых навыков. Развитие лексико-грамматического компонента языка. Логопедическая работа по коррекции стертой формы дизартрии проводится в три этапа: Подготовительный. Формирования первичных произносительных умений и навыков. Формирования коммуникативных умений и навыков.

Слайд 10

Логопедическая работа при стертой форме дизартрии на подготовительном этапе обеспечивает эффективность коррекции на всех последующих этапах коррекционной работы Основное - развитие артикуляционного аппарата Проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса. Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Проводится работа по развитию мимических мышц лица . С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. Проведение работы по борьбе с саливацией . (Беседа, массаж, произвольное закрытие рта) Работа по развитию подвижности губ . (непроизвольное растягивание, вытягивание губ ребёнка вперёд). Работа по развитию подвижности языка . Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям Подготовительный

Слайд 11

Развитие общей моторики и двигательной координации: Логопедическая ритмика на музыкальных занятиях; Специальные комплексы ритмических упражнений на физкультурных занятиях; Различные виды ходьбы для развития динамической координации в различной деятельности детей. Развитие мелкой моторики рук: массаж и самомассаж пальцев и кистей рук; игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор; комплексы пальчиковых гимнастики; формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом; занятия с пластилином и ножницами; подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

Слайд 12

Использование нетрадиционных форм. В коррекционно-развивающих играх применяю: природный, бросовый, рукотворный материал: каштаны, грецкие орехи, шишки, фасоль, горох, много мелких предметов, пуговицы, шнуровки, различные по размеру мозаики, бусины, трафареты; различные по размеру, материалу изготовления и фактуре мячики, шарики, которые стимулируют пальчиковую моторику, вырабатывают силу рук; в качестве массажа, а также с целью общего укрепления организма я стала более активно использовать приёмы Су-Джок; для массажа ладоней использую коврик-аппликатор Кузнецова во всех группах у нас созданы коррекционные, сенсорно-речевые уголки с разнообразным материалом. Здесь имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, пуговиц для выкладывания узоров, круп в мешочках, трафареты, мозаики, различных размеров шары, суджоки, верёвочки, сухие бассейны и т.п.

Слайд 17

Игры с фасолью. рРи

Слайд 18

Пальчиковые игры.

Слайд 19

Песочное рисование

Слайд 20

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории Дегтева Нелли Антоновна

Слайд 2

Причины нарушений речи

Слайд 4

Задержка психоречевого развития у детей раннего возраста Когда ребенок должен начать говорить ? В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов. В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов. В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме "л", "р" и шипящих, задавать вопросы "где?", "куда?". В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу.

Слайд 5

Помощь специалистов Воспитатели ДОУ Психологи (развитие внимания, памяти, мышления, моторики) Логопеды (с 4 лет) Неврологи (лечат патологию, которая привела к ЗРР)

Слайд 6

Методы лечения ЗПРР Лекарственная терапия Электрорефлексотерапия Воспитатель-психолог-логопед

Слайд 7

Последствия К 5 годам диагностируют ЗПРР Итог: отставание в интеллектуальном развитии. ЗПРР- это не умственная отсталость. Но если с ребенком не заниматься с раннего возраста, диагностику провести сложно. При правильном подходе в ДОУ (лечение + педагогика) ЗПРР излечивается.

Слайд 8

Дети –это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит бог. Дети, как ни странно, также испытанье. Дети, как деревья, сами не растут. Им нужна забота, ласка, понимание. Дети- это время, дети—это труд. Дети- это радость, Дети- это счастье,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...

Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии.

Описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии...

«Игры с пластиковыми крышками и развитие мелкой моторики пальцев рук, а так же развитие творческих способностей дошкольников»

 На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.   Дети с плохо развитой ручной моторик...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...