Копилка для родителей "Домашний логопед"
консультация по логопедии на тему

Крошкина Елена Сергеевна

Очень важные и полезные рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_sovetuet.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советы логопеда Е.С.Крошкина

Слайд 2

Уважаемые родители! Для того чтобы ответить на ваши вопросы и помочь Вам в преодолении трудностей с вашими детьми при поступлении в школу, я решила выпускать такие небольшие справочники как « Советы логопеда ». Здесь Вы можете найти консультации на актуальные темы , развивающие игры, которые Вы можете проводить с детьми в домашних условиях , самостоятельно. Желаю Вам Успеха!

Слайд 3

3 Советы логопеда Выпуск 1 Содержание Адаптация ребёнка к школе………………………………………………………. 4 Рекомендации родителям по профилактике нарушений речи ………………….13 Артикуляционная гимнастика…………………………………………………….16 Артикуляционные упражнения…………………………………………………...19 Зачем логопед задаёт домашние задания ………………………………… …...24 ______________________________________________________

Слайд 4

4 Консультации для родителей Советы логопеда Адаптация первоклассников к школе Мы идем в первый класс, - Всей гурьбой веселой! Принимай, школа, нас! Здравствуй, здравствуй, школа! Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка. Физиологическая адаптация. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов: Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Слайд 5

5 Советы логопеда Консультации для родителей Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Большинство (56%) адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей (30%) нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным». Третья группа (14%) – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья. Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Как помочь..? Самое элементарное – соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата. Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Слайд 6

6 Консультации для родителей Советы логопеда Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Нельзя : Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу; Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами; Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания; Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права; Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий; Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день; Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры; Больше движений. От деятельности мышц напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут поиграть, например, в футбол - и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. Поэтому, если ребенок рвется на улицу побегать во дворе, не запрещайте, даже если уроки еще не сделаны, ведь здоровье дороже! Педиатры и детские невропатологи считают, что ребенок должен активно двигаться 3-4 часа. Если ваш ребенок не очень любит уличные «гонки», можно записать его в бассейн или спортивную секцию. Специальные исследования показали, что у школьников, которые ежедневно занимаются физическими упражнениями, много двигаются, бывают на свежем воздухе, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная ёмкость лёгких и сила мышц. Влияет это и на обмен веществ .

Слайд 7

7 Советы логопеда Консультации для родителей Нельзя : Лишать игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе; Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий; Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время. Психологическая адаптация . Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс. Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание, оно стимулирует организм, и психологическим, например, смена работы или переезд в другой город. У вашего ребенка психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит. Как помочь..? Во-первых, важно, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто разговаривать с ребенком в спокойном тоне. Во-вторых, уделяйте больше внимания своему ребенку, это так важно для него. Внимание - это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, - просто констатация факта, что родители тебя видят. Например, дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом спрашивает «Что, Репку читаешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках «Репка». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе».

Слайд 8

8 Консультации для родителей Советы логопеда Нельзя : Требовать от ребёнка только отличных хороших результатов в школе, если он к ним не готов; Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности; Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика; Ругать ребёнка перед сном; Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно; Не прощать ошибки и неудачи ребёнка. Социальная адаптация. Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности. Еще один важный момент. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

Слайд 9

9 Советы логопеда Консультации для родителей Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов. Обучение первоклассников. Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Объём работы школьников должен увеличиваться постепенно. Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности) обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предостановления детям разных по сложности учебных заданий, и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

Слайд 10

10 Консультации для родителей Советы логопеда Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка. Требования к выполнению школьных норм должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило. Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение. Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя – проявлять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать. При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий,

Слайд 11

11 Советы логопеда Консультации для родителей осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», то есть включать несколько видов деятельности. Для первоклассников ещё очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни первоклассника. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые игры и игры с правилами. Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамические паузы (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления. Памятка для родителей Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Слайд 12

12 Консультации для родителей Советы логопеда Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Слайд 13

Рекомендации родителям по профилактике нарушений речи Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых. Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Речевое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленные повторы, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами. В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме. Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить. 13 С оветы логопеда Консультации для родителей

Слайд 14

В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка, процесс владения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное коррекционное обучение у логопеда. Если родители ребенка страдают речевыми нарушениями, то они должны консультироваться у логопеде о правилах их речевого общения с ребенком. Именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой патологией. Отрицательно сказаться на речевом развитии ребенка могут такие факторы, как: - характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность); - неполная семья; - конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод); - неадекватный тип воспитания; - резкая смена жизненного стереотипа, типа воспитания. В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, так же как и неправильное звукопроизношение, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. 14 Консультации для родителей Советы логопеда

Слайд 15

Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания. Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи. В процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных проявлений у детей, страдающих речевой патологией. 15 Советы логопеда Консультации для родителей

Слайд 16

16 Консультации для родителей Советы логопеда Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов речи. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков .

Слайд 17

17 Советы логопеда Консультации для родителей Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Слайд 18

18 Консультации для родителей Советы логопеда Рекомендации к проведению упражнений: Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж. Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению! Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Слайд 19

19 Советы логопеда Консультации для родителей Статические упражнения 1 . «Улыбочка». Цель. Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 секунд. 2. «Трубочка». Цель. Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 секунд. 3. «Хоботок». Цель. Развивать подвижность губ. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд. 4. «Лопаточка». Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в та­ком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик язы­ка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка. 5. «Иголочка». Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении. Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. 6. «Сердитая кошечка». Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка. Рот приоткрыт, кончик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края при­жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

Слайд 20

20 Консультации для родителей Советы логопеда 7. «Желобок». Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кон­чику; развивать боковые мышцы язы­ка. Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 - 4 раза по 5 - 7 секунд. 8. «Парус». Цель. Развивать растяжку подъя­зычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положе­нии. Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза. 9. «Чашечка». Цель. Упражнять в умении удержи­вать широкий язык в верхнем положе­нии. Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ковые края языка прикасаются к верх­ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза. 10. «Заборчик». Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ. Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5 - 6 раз по 10 - 15 секунд. Динамические упражнения 11. «Утиный клювик». Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по­зиции в другую. Губы сложены трубочкой. Щеки втя­нуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения. .

Слайд 21

21 Советы логопеда Консультации для родителей 12. «Шторки». Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по­зиции в другую. Рот приоткрыт, нижняя губа закры­вает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. За­тем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зу­бы, а верхняя губа опускается, закры­вая верхние зубы. Выполнять 5—6 раз. 13. «Лошадка». Цель. Учить растягивать подъязыч­ную связку языка. Присосать кончик языка к небу. По­щелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно - быстрее - очень быстро). Выполнять 10—15 раз. 14. «Грибок». Цель. Учить растягивать подъязыч­ную связку языка. Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5—6 раз. 15. «Маляр». Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении. Широко открыть рот. Широким кон­чиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5—6 раз. 16. «Дятел». Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка. Широко открыть рот. Языком с си­лой ударять в бугорки за верхними зу­бами. При этом ребенок произносит звук « д », подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд). 17. «Утюжок». Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка. Рот чуть приоткрыт. Широким кон­чиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад - вперед. Выполнять 20—25 раз. 18. «Прогони комарика». Цель. Учить вызывать самостоятель­ное дрожание кончика языка под дей­ствием сильной воздушной струи. Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон­чик языка, приводит его в движение — язык дрожит.

Слайд 22

22 Консультации для родителей Советы логопеда 19. « Покусывание кончика языка». Цель. Активизировать мышцы кончика языка. Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз. 20. «Качели». Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабаты­вать координацию движений кончика языка (вверх— вниз). Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бу­горках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15—20 раз. 21. «Катание шарика». Цель. Укреплять боковые мышцы языка. Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять. 22. «Часики». Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (спра­ва - налево). Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время вы­полнения — 20 секунд. 23. «Мясорубка». Цель. Отрабатывать позиции «тон­кий и широкий язык» с механической помощью (зубы). Губы растянуты в улыбке, зубы плот­но сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдви­нуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3—4 раза. 24. «Прятки». Цель. Развивать подвижность спин­ки языка и умение удерживать дли­тельное время кончик языка за нижни­ми зубами. Рот широко открыт, зубы разомкну­ты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

Слайд 23

23 Советы логопеда Консультации для родителей 25. «Вкусное варенье». Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5—6 раз. 26. «Змейка». Цель. Развивать боковые мышцы языка. Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы­двигать и убирать вглубь рта. Движе­ния производятся в медленном темпе, выполнять 5—6 раз. 27. «Настроение». Цель. Вырабатывать подвижность губ. Губы растянуты в улыбке, зубы за­борчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться). Номера артикуляционных упражнений для отработки определённого звука Отработка звуков «С» и «3» — упражнения 1,4,7,10,12,23,24,27. Отработка звука «Ц» — упражнения 1,4,6,7,23,24,27. Отработка звуков «Ш» и «Ж» — упражнения 2,3,9,11,13-16,20,21, 23,25-27. Отработка звука «Щ» — упражнения 1-4 ,9,12,13,15-17,20,23,25-27. Отработка звука «Ч» — упражне­ния 2,4,9,15-17,25. Отработка звука «Р» — упражнения 1,2,8,9,13-20,27. Отработка звука «Л» — упражнения 1,2,5,8,13,19-22,26,27. Отработка звуков «К» и «Г» — уп­ражнения 1,6,24,27.

Слайд 24

24 Консультации для родителей Советы логопеда Зачем логопед задаёт домашние задания ? Написали мне в тетради Трудное заданье. Папа с мамою сказали: - Что за наказанье! (частушка о выполнении логопедических заданий дома) Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Так что же логопед задаёт для выполнения на дом? Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Задания включают в себя основные разделы: - артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений .

Слайд 25

25 Советы логопеда Консультации для родителей - задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза. - серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов. - задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме);это рассказы-описания по плану и схеме;по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова;пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;заучивание подобранных для ребёнка стихов. - задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов. - задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами Что необходимо знать и помнить родителям при контроле за выполнением задания ребёнком дома: - Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями логопедической группы в четверг или пятницу в вечерние часы. - Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

Слайд 26

26 Консультации для родителей Советы логопеда Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно - все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов. - графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия. - Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник. - Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности. - на протяжении всего учебного года еженедельно по четвергам (с 12. 30 до 16.30)проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

Слайд 27

27 Советы логопеда Консультации для родителей П равила занятий с ребёнком дома: 1-заниматься с ребёнком дома ежедневно. 2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке 3-время проведения занятий 10-15 минут 4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение 5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. 6-все задания(кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. 7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. 8- тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание. Уважаемые родители! Желаю В ам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Копилка советов логопеда для родителей"

Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.   Развитие р...

Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)

подбор речевого материала в виде карточек 10х15  см  по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых  групп...

В копилку методических приёмов логопеда

Универсальная игра, используемая на этапе автоматизации слогов различной структуры....

В копилку педагогу и логопеду

Артикуляционные гимнастики...

Копилка советов учителя-логопеда

Консультация для родителей, воспитателей: Игры на развитие грамматического строя речи....

Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".

Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...

Логопедическая игротека. Копилка игр учителя-логопеда, используемая при автоматизации звуков.

Использование дидактических игр и игровой формы в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собстве...