проект "Кинезиология- как метод предупреждения дисграфии"
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Предлагаемый опыт работы по развитию мелкой моторики и предупреждение оптической дисграфии с детьми общего недоразвития речи. В своей работе предлагаю опыт работы с детьмина 2 года обучения. Предлагается план добукварного периода для детей 5-6 лет, букварного периода для детей 6-7 лет. В добукварном периоде предлагаю игровые упражнения и задания по развитию  мелкой моторики рук,  также игровые задания арт-терапии. В букварном периоде предлагаются игровые упражнения на развитие фономатического слуха и игры с буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_proekta.docx57.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №109 комбинированного вида »

г. Сыктывкара

Проект

«Кинезиотерапия – как метод

коррекционно-логопедической работы

по предупреждению дисграфии у детей с ОНР»

Автор проекта:

учитель-логопед, дефектолог

Савенкова В.А.

Сыктывкар 2014 г.

Логопедическая группа №13 с общим нарушением  речи ДОО №109

г. Сыктывкара

Кинезиотерапия – как метод

коррекционно-логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей с ОНР.

  Кинезиотерапия – эта наука о развитии головного мозга через движение.

Сухомлинский В.А. утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».  

Цель проекта:

  • Кинезологическая коррекция речевых нарушений у детей с ОНР и успешная адаптация детей к условиям школьного обучения;
  • Формирование графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.

Задачи проекта:

  • Коррекция речевых способностей детей и подготовка руки к письму методом кинезиотерапии;
  • Развивать мелкую моторику рук, гибкость и координацию;
  • Формировать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  • Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия;
  • Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;
  • Знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, словосочетание, предложение);
  • Формирование пространственно-временных  представлений;
  •  Развитие высших психических процессов;

Сроки реализации:

  • Добукварный период  ( с детьми 5 – 6 лет);
  • Букварный период  ( с детьми 6 – 7 лет)

Вид проекта: долгосрочный

 Участниками  реализации проекта являются учитель-логопед,  воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психолог, старший воспитатель,  родители.

Основные направления реализации проекта:

  • познавательно-речевое.

 Методы осуществления:

  • Практические;
  • Игровые.

 Игровые упражнения и задания реализуются в индивидуальных, подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей совместно со взрослыми.

  • Методы формирования письменной речи:

-  Кинетический метод – дети усваивают начертание букв в  порядке

возрастной сложности, а не в порядке алфавита;

          - Копировальный метод – написание букв по заданному образцу,      обводка, работа с прописями;

          - Тактильный метод – шаблоны букв: из наждачной бумаги, пуговиц, крупы и другие;

           - Метод прописывания букв в воздухе.

Название и форма итогового мероприятия:

  • Семинар-тренинг для родителей: «Пальчиками играем – ум развиваем» ноябрь  2013год;
  • Открытое занятие по обучению грамоте с учителями СОШ №33 апрель 2014 год.

       

Актуальность проблемы:

  Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей, поступивших в нашу логопедическую группу, показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей  и мелкой моторики: движения детей характеризуются неуверенностью, недостаточной четкостью, затруднение удержания позы, суетливость, слабое развитие ритма, низкая переключаемость, истощенность, нарушения координации движений с речью. У всех детей наблюдается несформированность пространственно-временных прендставлений: дети неориентируются в своем теле, не различают «справа-слева».  В коррекционных программах  вопросу развития моторной сферы уделяется недостаточное внимание, в большей степени разработаны методы коррекции  речевой моторики. Такие  дети могут пополнить  группу риска неуспешности в школе, поэтому мы  с воспитателями группы разработали систему игровых занятий по предупреждению кинетической (моторной) дисграфии для детей с общим недоразвитием речи.

  Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, составляет значительный процент среди других  нарушений речи, встречающийся у детей. Это нарушение является серьезным препятствием в овладением грамотой в школе. Известно, что затруднения в выполнении пространственных движений могут привести к «зеркальному письму», неправильному расположении буквы в пространстве и неточному ее начертанию. Все это приводит к графическим ошибкам: замены буквы на другую, похожую по графическому сходству. («Зеркальное письмо»)               Учителя начальных классов отмечают, что   нарушения письма является распространенной формой речевой патологии в школе, потому что добукварный период обучения в школе очень короткий (2-3 месяца), что не позволяет, решит поставленные задачи. Исследования Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой показали распространенность специфических ошибок у учащихся начальных классов – это смешения букв по кинетическому сходству, по оптическому сходству, зеркальному написанию букв, недописыванию элемента буквы, неточность графической передачи букв.  Для устранения и предупреждения ошибок чтения и письма необходима единая система коррекционного воздействия Своевременное выявление у дошкольников этих нарушений и организация коррекционного обучения может, предупредит нарушение письма в школе.

   

Этапы реализации проекта:

  Цель: повышение результатов развития тонкой моторики рук, речевого и интеллектуального развития детей с ОНР.

Содержание деятельности

       Мероприятия

Сроки.

Ответ-й

Ι этап – подготовительный

1

Диагностика двигательного, речевого, интеллектуального развития детей.

- нейропсихологическое обследование общей и тонкой моторики рук;

-обследование пространственно-временных представлений;

-обследование зрительного и слухового восприятия»;

Сентябрь.

Январь

Май.

Педагоги группы, специалисты ДОУ, логопед

2

Диагностический срез за Ι полугодие

3

Диагностика по итогам года.

4

Мониторинг мнений родителей

Анализ результатов анкетированияобследования

Май.

Логопед.

родители

5

Разработка плана реализации проекта

- план для детей 5-6 лет;

- план для детей 6-7 лет.

Сентябрь  Октябрь

Педагоги группы, специалисты ДОУ, логопед, родители

6

Создание условий для реализации проекта

- пополнить новыми играми по развитию моторики рук.

- Обогащение практического материала по обучению грамоте.

В течении года

Учитель-логопед,

педагоги группы,родители

7

Нетрадиционные методы, формы работы с детьми

- использование Арттерапии;

- ИКТ- игры по обучению грамоте по предупреждению

дисграфии;

- ребусы, кроссворды, изографы

В течении     года

8

Работа с родителями

Проведение консультации, анкетирования, дни открытых дверей, родительское собрание., семинар-тренинг.

В течении года

Учитель-логопед,

педагоги группы,родители

ΙΙ этап - Цель: разработать содержание коррекционно-развивающих кинезиологических занятий.

Направление работы

Перечень игр, игровых упражнений, заданий.

Добукварный период (5 – 6 лет)

1 Имитация движений

- Вращение пальцами карандаша;

- Закручивание болтика, винтика, волчка;

- Кормление рыбок, цыплят…;

- Тест – «Кулак-ребро-ладонь» (ритм ладонями);

- Поочередное отстукивание каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола;

- Отстреливать каждым пальцем теннисный шар;

- Тренировка захвата мяча разного диаметра;

- Тренировка каждого пальца: сгибание и разгибание в кулак;

-  Пальчики здороваются (каждый пальчик с большим).

2  Работа с пуговицами, бусами, мозаика, пазлы.

-  Разбор пуговиц по величине, цвету, форме;

-  Нанизывание пуговиц на проволоку, леску;

-  Нанизывание шариков, бус, , счетных косточек на шнурок. (бусы, часы, браслет);

- Застегивание и расстегивание пуговиц;

-  Выкладывание рисунка из пуговиц;

-  Пришивание пуговиц;

-  Работа с пазлами: составить из частей целый рисунок;

3  Работа со шнурком, лентой, полосками бумаг, ткани.

- Продевание шнурка с правой и левой стороны: следы на дорожке, капельки дождя…;

-  Завязывание и развязывание шнурков, узлов, банта, обуви..;

-  Продевание шнура в отверстия, получая контур предмета: грибок, солнце, листок…;

- Плетение коврика из бумаги, ткани…;

- Изготовление елочных украшений из фантиков, цветных полосок (бусы, цепочки);

-  Сложная шнуровка (несколько шнурков)-«Солнышко с лучами», «Туча с дождиком»;

- «Кто быстрее намотает шнур?»;

-  Плетение косичек: из ткани, «Манекен»;

4 Работа с карандашом.

- Рисование свободное и на заданную тему;

-  Штриховка;

-  Дорисовывание;

-  Обводка предметов по контуру;

-  «Трудные виражи»;

- Продолжи узор дальше;
- Срисуй;

- Работа в тетради с клеточкой.

5 Оригами, геометрические конструкторы.

-  Действие с бумагой: складывание, разворачивание, перелистывание, скатывание, разрывание, разглаживание;

- Поделки игрушек: «Кошелек», «Лодочка», «Собака, кот»…

-  Накручивание ленты в диски (посуда);

-  «Танграм» , «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора»..

-  Работа со счетными палочками.;

6 Развитие тонкокоординированных движений рук.

- лепка, рисование, аппликация, раскраска, работа с ножницами, нанизывание бус, конструирование, трафареты и т.д.;

- комплекс упражнений для мелкой моторики рук;

7 Пространственное  восприятие и ориентировка в своем теле.

 

- подними свою «главную» руку, подними другую, назови ее; покажи левую бровь; подними правое колено;

- Усложнение: закрой правой рукой левый глаз; дотронься левой рукой правого уха, по хлопку логопеда меняем руки;

- Стоя в колонне , назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, справа;

Арттерапия

1 Кукольный театр.

-  Обыгрывание потешек, считалок, диалогов с использованием мягких игрушек, сказочных «варежек» , масок;

-  Настольный театр;

-  Театр «Би-ба-бо», «Теневой театр»;

- Драматизация сказок, сценок, веселых стихов;

-  В лечении заикания;

- Во время проведения релаксации;

-  Постановка кукольных спектаклей, сочинение историй, сказок;

- Терапия детских неврозов, разрешение конфликтов;

- В домашней обстановке;

-

2 Логоритмика

-  Разработаны и собраны стишки с движением рук по всем лексическим темам (см. Приложение).

3 Психогимнастика

- Разработаны игры на развитие внимания, памяти,мышления (см Приложение).

4 Изотерапия

- В книге А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (СПб, КАРО, 2007год) описываются нетрадиционные художественно-графические технологии:

  • Тычок жесткой полусухой кистью,
  • Рисование пальчиками,
  • Оттиск печатями из картофеля, ластика, паралона;
  • Кляксография;
  • Рисование веревочкой.

5 Пескотерапия

Рисуем:

- Плоскими фигурами, формочками;

- Пальчиком;

- Природным материалом: камешками, ракушками, травинками…;

- Одновременно двумя руками;

- На мокром песке;

- Детскими грабельками;

- Печатание ладонями;

- Дорисовывание изображения.

              Игры:

  - «Песочный дождик», «Волшебные отпечатки», «Необыкновенные следы», «Мы идем в гости к ежику – фигурки зверей», «Забавные ладошки», «Картины на песке», «Дорожки на песке», «Волшебные дюны», «Песочная река».

6 Музыкотерапия

- развитие ритмопластики;

-физкультурно-оздоровительные упражнения;

7 Физкультурные занятия

Букварный период (6 – 7 лет)

1 Восприятие и узнавание на материале предметов и геометрических фигур

- название контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;

- найти ошибку в изображении предмета;

- распределить предметы по высоте;

- геометрическое и цветовое лото;

- матрицы Равена;

- сложить простые и сложные предметы из геометрических фигур ( цветок, машина…);

-найти среди многих контуров фигур изображения заданной фигуры.

2 Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

- проследить взглядом за прямой, кривой, ломаной линии;

- найти определенное число различий в изображении предметов;

- Игра «Счет с помехой» - называть и записывать цифры;

-находить и вычеркивать буквы с крупным, мелким шрифтом, фигуры из ряда цифр, букв;

- зашумленные картинки;

- лабиринты:

3 Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

- работа с образцом: из палочек простые фигуры, рассмотреть 2 секунды, ребенок повторяет изображение;

- запомнить цифровой ряд из фигур, повторить, постоянно увеличивая ряд;

- рассмотреть изображения разных предметов, запомнить и на другом рисунке найти эти предметы;

- игра «Найди отличия»;

- запомнить парные картинки и восстановить пары;

-игра: «Что изменилось». «Что на стало»;

- - копировать фигуры с левым-правым поворотом;

- дорисовать недостающие детали фигур;

- дорисовать вторую половину картинки;

- найти в ряде фигур, похожую на образце и обвести контур не отрывая карандаш от бумаги;

-обвести контур по точкам,

- заштриховать рисунок по заданному направлению;

- провести линию от одного предмета к другому;

- точно воспроизвести графический ряд;

- рисовать в большой фигуры уменьшая и наоборот;

- игра «Самолеты за облаками» - дети рисуют облака;

- штриховка по образцу: очень сильно, средний нажим, слабый нажим;

4 Формирование пространственного восприятия,зрительно-пространственного анализа и синтеза.

- ориентировка в собственном теле;

- определение расположения предметов по отношению к самому ребенку, сбоку, между двумя предметами

- понимание и правильное употребление предлогов;

- ориентировка в пространственном расположении частей предметов, изображений, букв, цифр;

- назвать предметы, фигуры, цифры, буквы по порядку, слева направо, сверху-вниз;

- расположить предметы по указанной схеме; по стрелкам,

- найти предмет, букву, цифру по описанию,

5 Формирование временных ориентировок и представлений.

- части суток дни недели,  и их последовательность;

- последовательность времен года; месяцы

- понимание наречий временного значения и их использования в речи;

. 7  Знакомство с тетрадью

- знать: обложка, лист, страница, поля, линии: справа-налево, сверху-вниз, клетки-квадраты;

- ориентировка на странице;

-печатание букв, цифр по клеткам

- графический диктант, считая по клеткам

.

8  Развитие букварного гнозиса.

- выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие буквы от звука;

- подбор зрительного образа к букве;

- стихотворное описание буквы;

- анализ размеров и расположения элементов буквы;

- конструирование элементов буквы;

- знакомство с обьемными вариантами буквы, закрепление образа буквы;

- развитие тактильного восприятия буквы;

- подбор  пары для буквы (другой шрифт);

- узнавание недописанных букв, наложенных, непривычно расположенных;

- нахождение букв, цифр неправильно написанных;

- нахождении е букв, цифр и сочетание букв по заданному образцу.

9 Автоматизация смешиваемых букв.

- знакомство с траекторией движения рук при написании;

- написание букв по образцу, словесной инструкции;

- изображение буквы (ф – встать, руки в бока);

- слуховые и зрительные диктанты;

- нахождение буквы по графическому изображению;

- автоматизация изучаемой буквы в слогах; словах;

- запись букв и составление из них слов.

10 Дифференциация смешиваемых букв.

- разобрать чем похожи, чем отличаются, уточнить артикуляцию звука;

- записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;

- реконструкция буквы в другую;

- штриховка букв по образцу, символов («о» - круг);

- найти и раскрасить буквы по различным  цветам;

- дифференция букв в слогах ( составить слоги из букв, выделить различным цветом слоги), словах ( слова с пропущенными буквами, составить словосочетание из букв), предложениях ( найти буквы в предложениях и раскрасить разными цветами, вставить в предложение недописанные буквы)

11 Графический диктант.

- Игровые упражнения:

-«Нарисуй как можно больше звезд» - рисуем краткие отрывистые точки;

- «Изобрази осадки весной и летом, зимой» - ограничиваем верхние и нижние границы (тучи и земля);

-«Нарисуй лучики солнца, стараясь не отрывать карандаш от бумаги» - плавные, медленные движения сверх вниз, снизу вверх.

-«Котята собрались в гости к мышке» - выбрать определенный ход;

-«Обведи карандашом бабочку, жука…» - ребенок выбирает определенный цвет ( формирование понятия «насекомые»)

-«Помоги бабушке связать свитер, носки..» - штриховка различными способами (тема «Одежда»)

-«Помоги котенку размотать и смотать клубки» - обвести клубочки по пунктирам;

-«Найди картинку» - рисунки наложены друг на друга;…

12 ИКТ

-компьюторные игры по обучению грамоте

Заключительный этап:

  • Цель: Сформированость  графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.

Обследование провожу с помощью игровых заданий:

  • «Допиши пропущенную букву и прочитай  слова», «зачеркни неправильную букву», « Буквы рассыпались, собери из них слова»
  •  » Путаница букв», «Помоги буквам встать на свои места», «Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква»,
  • «Прочитай слова по первым буквам названий картинок»
  • Кроссводы, ребусы, изографы.

 

Результаты реализации проекта:

Протокол результата оценки готовности детей к школе логопедической группы № 13 за 2012 – 2014 г.г.

Результат.

Сентябрь 2012г.

Май 2014г.

Высокий

-

10 – 77%

Средний

3  -  25%

3 – 23%

Низкий

9 – 75%

-

  Таким образом, кинезиотерапия имеет коррекционно-развивающее, образовательное и воспитательное значение для детей с ОНР. Их можно рассматривать как эффективное средство предупреждения дисграфии .

    Реализация предложенных направлений коррекционно-логопедической работы в ходе обучения детей с ОНР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе.

Оценкой результатов работы является:

  • Анализ положительных  отзывов родителей по данной проблеме;
  • Положительный отзыв учителей, которые посещали открытые занятия ДО;
  • Обобщение и представление опыта работы, публикация опыта работы;
  • При использованию  кинезиологической коррекции, у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и общая моторика. Снизилась утомляемость детей на занятиях;
  • Диагностика готовности детей к обучению в школе, проведенная психологом, показала хорошую положительную динамику .

 

Приложение 1

Использование технологии арттерапии в работе с

детьми ОНР

Система деятельности по арттерапии предполагает несколько направлений:

 «Ручная терапия»

  • Массаж пальцев и ладоней
  • Самомассаж , сопровождая веселыми стихами, поговорками, чистоговорками на автоматизацию проблемных звуков.
  • Материал: камушки, шишки, орешки,пластмассовые шарики, мячи, карандаши, деревянные ложки, музыкальные игрушки и  т.д.

«Сказкотерапия» -  кукольный театр  -  Би-ба-бо», куклы марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, куклы костюмы, БИБАБО, перчаточные куклы.

  • В формировании мелкой и общей моторики важное место занимает театр би-бо-бо, а также варежковый театр. Совместно с родителями мы сделали своеобразную стойку – теремок. Она вмещает в себя одежду для ряженья и сказочные варежки – зверюшки. Дети имеют возможность самостоятельно надеть варежку любого героя и манипулировать ею при показе сказки, потешки или инсценировки.  Сначала варежки с персонажами я надеваю на свои руки и рассказываю сказку, затем я только рассказываю, а дети выполняют движения руками, потом включаю в диалог детей, а уже после этого дети самостоятельно обыгрывают те или иные сказки и ситуации. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, интонационной выразительности речи, координации речи, а также развитию моторики.

«Пескотерапия»

  У детей с ОНР плохо развита мелкая моторика рук, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы, повышен уровень тревожности, поэтому в работе мы решили использовать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают движения пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи. Существует выражение «через руки к речи». Игра с песком – это доступная и естественная для каждого ребенка форма деятельности. Песок обладает медиативными свойствами, снимает возбуждение, полезен гиперактивным детям. Рисуя песком дети фантазируют, развивают свои творческие способности. Результатом коррекционной работы, с использованием игр на песке, становится постепенное развитие творческой активности, расширение ролевого поведения, коммуникативной функции речи.

Психогимнастика.

  Это курс специальных занятий ( этюдов, упражнений, игр) Дети обучаются азбуке  выражения эмоций – выразительным движениям. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками.

«Логоритмика»  является частью кинезиотерапии. Это система двигательных упражнений, которые сочетаются  с произнесением речевого материала.

Драматерапия  (театрализованная деятельность)

  Во время обучению постановке инсценировки  дети учатся подчинять свои действия определенному образцу, правилу поведения, пытается вникнуть в причины поступков литературных героев. Театрализация способствует развитию фантазии, воображения, концентрации внимания, совершенствованию познавательной деятельности. Подготовка и участие в театрализованных действиях расширяют знания детей об окружающем мире, повышает познавательную активность. Драматизация положительно влияет на сюжетно-ролевую игру, усложняя ее содержание и формы.

Музыкотерапия:

  Метод, использующий музыку в качестве коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, коммуникативных затруднений, отклонений в поведении. Развивает двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений, движение рук и мелкой моторики, учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;

Приложение 2

Содержание работы с родителями.

Формы работы

Содержание

Ответственные

Срок

1

Родительские собрания:

«Подготовка руки к письму»

Профилактика дисграфии

- учитель-логопед, воспитатели группы

Ноябрь 2013г

2

Консультации:

-создание предметно-развивающей среды дома для развития мелкой моторики рук;

- Как помочь ребенку, если он забывает, неправильно пишет букву?

В течении года

3

Анкетирование

- В какие игры играет Ваш ребенок дома?

Октябрь

4

Открытые занятия

Занятие – сюрприз работа с буквами

По плану

5

Оформление стендов

«Пальчиками играем-речь развиваем»

6

Дни открытых дверей.

- общая и мелкая моторика

декабрь

7

Выставки,презентации

-Кинезиотерапия – как метод предупреждения дисграфии.

В течении года

Февраль

2014

8

Родительский клуб, сайт группы.

- знакомство с программами, с определенным опытом;

- получить помощь узких специалистов

В течении года

9

«Школа будущего первоклассника»

-семинар - тренинг-- выработка активной родительской позиции;

- повышение самооценки, познания, родительского поведения, понимания своего ребенка, методы общения;

В течении года

10

Пропаганда семейного опыта.

Игры, которые можно провести вместе с родителями в домашней обстановке. (Приложение)

По плану

11

Беседы, рекомендации

По просьбам родителей

Приложение 3

Схема использования нейропсихологического тестирования и инновационных методов обследования детей.

Функции

Описание

1 Кинестетический праксис – выполнение по зрительному образцу.

1

2

Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо (правой, левой рукой)

Пальцы сжаты в кулак, 2 и3 пальцы вытянуты .

2 Пространственный праксис – выполнение по зрительному образцу..

1

2

3

4

«Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх.

Рука перед грудью ладонью вниз.

Левая рука касается правого уха

Правая рука касается левого уха

3 Динамический праксис – смена трех положений.

1

Игра: « Кулак, ребро, ладонь»

4 Выполнение графических проб – рисование узора в течении 20 секунд.

1

2

- рисование по образцу;

- дорисовывание.

5 Слухо-моторные – оценка ритмов.

1

2

Определить, сколько раз стучит логопед – 1, 2, 3

Воспроизведение ритмов по слуховому образцу – 1,2,3

6 Стереогноз – на ощупь узнать предмет

1

2

Ощупывание правой рукой.

Ощупывание левой рукой.

7 Статистическая координация

1

Стоять с закрытыми глазами, вытянуть руки вперед, приставив носок к пятке другой ноги.

8 Зрительная память

1

-Узнать изображения на одном листе:

Схематичные,  наложенные изображения, сюжетная картинка

9 Слухо-моторная память

1

2

- Воспроизведение ритмов по слуховому образцу:11-11-11;  111-111-111;

- Акцентированные ритмы: 11-111-11;

10 Речь

1

2

3

4

- назвать изображения на сюжетной картине;

- Повторить звуки: «у. б.л.н.д.т»; слоги: «ба-па, да-та» , слова: «точка, дочка, кораблекрушение; фраза: «В саду за высоким забором  росли яблони»

- запоминание 5 слов в заданном порядке: «дом, кот, лес, ночь, звон»

- повторение короткого рассказа

11 Рисунок

1

2

3

- самостоятельно нарисовать: дом, человек;

- Срисовать правой, левой рукой;

-срисовать 5 фигур, образец убирается и ребенок выполняет по памяти

12 Чтение , письмо (подготовительная группа)

1

2

3

-назвать буквы, прочесть отдельные слова, фразы;

- скопировать 5 букв, затем воспроизвести их по памяти;

-написать слова: дом, окно – правой и левой рукой.

Аннотация

  Проект «Кинезиология – как метод предупреждения дисграфии» предназначен для детей с тяжелыми нарушениями речи  5 – 7 лет, рассчитана на два года обучения. Проблема нарушений письменной речи не утратила своей актуальности, ежегодно у детей появляются значительные трудности в овладении  грамотой.

  Данный проект носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала (игровых упражнений и заданий, демонстрационного и раздаточного материала) Игровые упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, фонематического восприятия, зрительного восприятия, предупреждение дисграфии. Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, зрительного, слухового анализаторов: хлопки, рисование букв воздухе, на столе пальцами, обведение букв, штриховку. В работе включены технологии арттерапии для развития психических процессов.

  Все это служит не только предупреждению нарушений письменной речи у детей с общим нарушением речи, но и для работы с сохранными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.   ...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...

Эффективные методы и приёмы предупреждения дисграфии у детей с нарушением зрения

Интересные и эффективные методы и приёмы, используемые на логопедических занятиях по предупреждению дисграфии у детей с нарушением зрения...

« Предупреждение дисграфии у детей с ОНР, с помощю кинезиотерапии, как метода корреционно- логопедической работы»

Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей, поступивших в нашу логопедическую группу, показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей  и мелкой моторики:...

Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики

Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов  развития мелкой моторики....

Доклад из опыта работы на тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»

Доклад из опыта работына тему:  «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»...