« Предупреждение дисграфии у детей с ОНР, с помощю кинезиотерапии, как метода корреционно- логопедической работы»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей, поступивших в нашу логопедическую группу, показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей  и мелкой моторики: движения детей характеризуются неуверенностью, недостаточной четкостью, затруднение удержания позы, суетливость, слабое развитие ритма, низкая переключаемость, истощенность, нарушения координации движений с речью. У всех детей наблюдается несформированность пространственно-временных представлений: дети не ориентируются в своем теле, не различают «справа-слева».  В коррекционных программах  вопросу развития моторной сферы уделяется недостаточное внимание, в большей степени разработаны методы коррекции  речевой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО « Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра специального и инклюзивного образования

Тема проекта: « Предупреждение дисграфии у детей с ОНР, с помощю кинезиотерапии, как метода корреционно- логопедической работы»

                                                                                                                Выполнила:

Гурова Ирина Владимировна,

учитель- логопед МБДОУ

 д/с № 74 «Аленький цветочек»

Ставрополь 2017г.

Актуальность проблемы:

Кинезиотерапия – эта наука о развитии головного мозга через движение.

Сухомлинский В.А. утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей, поступивших в нашу логопедическую группу, показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей  и мелкой моторики: движения детей характеризуются неуверенностью, недостаточной четкостью, затруднение удержания позы, суетливость, слабое развитие ритма, низкая переключаемость, истощенность, нарушения координации движений с речью. У всех детей наблюдается несформированность пространственно-временных представлений: дети не ориентируются в своем теле, не различают «справа-слева».  В коррекционных программах  вопросу развития моторной сферы уделяется недостаточное внимание, в большей степени разработаны методы коррекции  речевой моторики. Такие  дети могут пополнить  группу риска неуспеваемости в школе, поэтому была разработана система игровых занятий по предупреждению кинетической (моторной) дисграфии для детей с общим недоразвитием речи.

  Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, составляет значительный процент среди других  нарушений речи, встречающийся у детей. Это нарушение является серьезным препятствием в овладением грамотой в школе. Известно, что затруднения в выполнении пространственных движений могут привести к «зеркальному письму», неправильному расположению буквы в пространстве и неточному ее начертанию. Все это приводит к графическим ошибкам: замены буквы на другую, похожую по графическому сходству («зеркальное письмо»).      Учителя начальных классов отмечают, что   нарушения письма является распространенной формой речевой патологии в школе, потому что добукварный период обучения в школе очень короткий (2-3 месяца), что не позволяет, решит поставленные задачи. Исследования Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой показали распространенность специфических ошибок у учащихся начальных классов – это смешения букв по кинетическому сходству, по оптическому сходству, зеркальному написанию букв, не дописыванию элемента буквы, неточность графической передачи букв.  Для устранения и предупреждения ошибок чтения и письма необходима единая система коррекционного воздействия.  Своевременное выявление у дошкольников этих нарушений и организация коррекционного обучения может, предупредить нарушение письма в школе.

Цель проекта:

  • Кинезологическая коррекция речевых нарушений у детей с ОНР и успешная адаптация детей к условиям школьного обучения;
  • Формирование графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.

Задачи проекта:

  • Коррекция речевых способностей детей и подготовка руки к письму методом кинезиотерапии;
  • Развивать мелкую моторику рук, гибкость и координацию;
  • Формировать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  • Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия;
  • Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;
  • Знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, словосочетание, предложение);
  • Формирование пространственно-временных  представлений;
  •  Развитие высших психических процессов;

Сроки реализации:

  • Добукварный период  ( с детьми 5 – 6 лет);
  • Букварный период  ( с детьми 6 – 7 лет)

Вид проекта: долгосрочный

 Участниками  реализации проекта являются учитель-логопед,  воспитатели групп, музыкальный руководитель, психолог, родители.

Основные направления реализации проекта:

  • познавательно-речевое.

 Методы осуществления:

  • Практические;
  • Игровые.

 Игровые упражнения и задания реализуются в индивидуальных, подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей совместно со взрослыми.

Методы формирования письменной речи:

-  Кинетический метод – дети усваивают начертание букв в  порядке

возрастной сложности, а не в порядке алфавита;

          - Копировальный метод – написание букв по заданному образцу,      обводка, работа с прописями;

          - Тактильный метод – шаблоны букв: из наждачной бумаги, пуговиц, крупы и другие;

           - Метод прописывания букв в воздухе.  

Этапы реализации проекта

  Цель: повышение результатов развития тонкой моторики рук, речевого и интеллектуального развития детей с ОНР.

Содержание деятельности:

Ι этап – подготовительный.

Мероприятия: Диагностика двигательного, речевого, интеллектуального развития детей. Нейропсихологическое обследование общей и тонкой моторики рук. Обследование пространственно-временных представлений. Обследование зрительного и слухового восприятия. Мониторинг мнения родителей. Создание условий для реализации проекта: пополнить новыми играми по развитию моторики рук. Обогащение практического материала по обучению грамоте. Использование нетрадиционных методов, форм работы с детьми:

- ИКТ- игры по обучению грамоте по предупреждению

дисграфии;

- ребусы, кроссворды, изографы.

Работа с родителями: проведение консультаций, анкетирования, дни открытых дверей, родительское собрание, семинар-тренинг.

ΙΙ этап целью которого является: разработать содержание коррекционно-развивающих кинезиологических занятий.

Направление работы: добукварный период (5 – 6 лет).

1. Имитация движений:

 - Вращение пальцами карандаша;

- Закручивание болтика, винтика, волчка;

- Кормление рыбок, цыплят…;

- Тест – «Кулак-ребро-ладонь» (ритм ладонями);

- Поочередное отстукивание каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола;

- Отстреливать каждым пальцем теннисный шар;

- Тренировка захвата мяча разного диаметра;

- Тренировка каждого пальца: сгибание и разгибание в кулак;

-  Пальчики здороваются (каждый пальчик с большим). - Вращение пальцами карандаша; - Закручивание болтика, винтика, волчка;

- Кормление рыбок, цыплят…;

- Тест – «Кулак-ребро-ладонь» (ритм ладонями);

- Поочередное отстукивание каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола;

- Отстреливать каждым пальцем теннисный шар;

- Тренировка захвата мяча разного диаметра;

- Тренировка каждого пальца: сгибание и разгибание в кулак;

-  Пальчики здороваются (каждый пальчик с большим).

2.  Работа с пуговицами, бусами, мозаика, пазлы.

-  Разбор пуговиц по величине, цвету, форме;

-  Нанизывание пуговиц на проволоку, леску;

-  Нанизывание шариков, бус, , счетных косточек на шнурок. (бусы, часы, браслет);

- Застегивание и расстегивание пуговиц;

-  Выкладывание рисунка из пуговиц;

-  Пришивание пуговиц;

-  Работа с пазлами: составить из частей целый рисунок;

3. Работа со шнурком, лентой, полосками бумаг, ткани

- Продевание шнурка с правой и левой стороны: следы на дорожке, капельки дождя…;

-  Завязывание и развязывание шнурков, узлов, банта, обуви..;

-  Продевание шнура в отверстия, получая контур предмета: грибок, солнце, листок…;

- Плетение коврика из бумаги, ткани…;

- Изготовление елочных украшений из фантиков, цветных полосок (бусы, цепочки)

-«Солнышко с лучами», «Туча с дождиком»;

- «Кто быстрее намотает шнур?»;

-  Плетение косичек: из ткани, «Манекен»;

4. Работа с карандашом:

 - Рисование свободное и на заданную тему;

-  Штриховка;

-  Дорисовывание;

-  Обводка предметов по контуру;

-  «Трудные виражи»;

- Продолжи узор дальше;
- Срисуй;

- Работа в тетради с клеточкой.

5. Оригами, геометрические конструкторы:

 -  Действие с бумагой: складывание, разворачивание, перелистывание, скатывание, разрывание, разглаживание;

- Поделки игрушек: «Кошелек», «Лодочка», «Собака, кот»…

-  Накручивание ленты в диски (посуда);

-  «Танграм» , «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора»..

-  Работа со счетными палочками.;

6. Развитие тонкокоординированных движений рук:

- лепка, рисование, аппликация, раскраска, работа с ножницами, нанизывание бус, конструирование, трафареты и т.д.;

- комплекс упражнений для мелкой моторики рук;

7. Пространственное  восприятие и ориентировка в своем теле:

 - подними свою «главную» руку, подними другую, назови ее; покажи левую бровь, подними правое колено;

- Усложнение: закрой правой рукой левый глаз; дотронься левой рукой правого уха, по хлопку логопеда меняем руки;

- Стоя в колонне , назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, справа;

 Использование изотерапии:

- В книге А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (СПб, КАРО, 2007год) описываются нетрадиционные художественно-графические технологии:

  • Тычок жесткой полусухой кистью,
  • Рисование пальчиками,
  • Оттиск печатями из картофеля, ластика, паралона;
  • Кляксография;

Рисование веревочкой.

Букварный период (6 – 7 лет)

 Восприятие и узнавание на материале предметов и геометрических фигур

- назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;

- найти ошибку в изображении предмета;

- распределить предметы по высоте;

- геометрическое и цветовое лото;

- матрицы Равена;

- сложить простые и сложные предметы из геометрических фигур ( цветок, машина…);

-найти среди многих контуров фигур изображения заданной фигуры.

Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания:

- проследить взглядом за прямой, кривой, ломаной линии;

- найти определенное число различий в изображении предметов;

- Игра «Счет с помехой» - называть и записывать цифры;

-находить и вычеркивать буквы с крупным, мелким шрифтом, фигуры из ряда цифр, букв;

- зашумленные картинки;

- лабиринты:

 Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти:

 - работа с образцом: из палочек простые фигуры, рассмотреть 2 секунды, ребенок повторяет изображение;

- запомнить цифровой ряд из фигур, повторить, постоянно увеличивая ряд;

- рассмотреть изображения разных предметов, запомнить и на другом рисунке найти эти предметы;

- игра «Найди отличия»;

- запомнить парные картинки и восстановить пары;

-игра: «Что изменилось». «Что на стало»;

- - копировать фигуры с левым-правым поворотом;

- дорисовать недостающие детали фигур;

- дорисовать вторую половину картинки;

- найти в ряде фигур, похожую на образце и обвести контур не отрывая карандаш от бумаги;

-обвести контур по точкам,

- заштриховать рисунок по заданному направлению;

- провести линию от одного предмета к другому;

- точно воспроизвести графический ряд;

- рисовать в большой фигуры уменьшая и наоборот;

- игра «Самолеты за облаками» - дети рисуют облака;

- штриховка по образцу: очень сильно, средний нажим, слабый нажим;

Формирование пространственного восприятия,зрительно-пространственного анализа и синтеза:

 - ориентировка в собственном теле;

- определение расположения предметов по отношению к самому ребенку, сбоку, между двумя предметами

- понимание и правильное употребление предлогов;

- ориентировка в пространственном расположении частей предметов, изображений, букв, цифр;

- назвать предметы, фигуры, цифры, буквы по порядку, слева направо, сверху-вниз;

- расположить предметы по указанной схеме; по стрелкам,

- найти предмет, букву, цифру по описанию.

 Формирование временных ориентировок и представлений:

- части суток дни недели,  и их последовательность;

- последовательность времен года; месяцы

- понимание наречий временного значения и их использования в речи;

  Знакомство с тетрадью:

- знать: обложка, лист, страница, поля, линии: справа-налево, сверху-вниз, клетки-квадраты;

- ориентировка на странице;

-печатание букв, цифр по клеткам

- графический диктант, считая по клеткам

 Развитие букварного гнозиса:

- выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие буквы от звука;

- подбор зрительного образа к букве;

- стихотворное описание буквы;

- анализ размеров и расположения элементов буквы;

- конструирование элементов буквы;

- знакомство с обьемными вариантами буквы, закрепление образа буквы;

- развитие тактильного восприятия буквы;

- подбор  пары для буквы (другой шрифт);

- узнавание недописанных букв, наложенных, непривычно расположенных;

- нахождение букв, цифр неправильно написанных;

- нахождении е букв, цифр и сочетание букв по заданному образцу.

Автоматизация смешиваемых букв:

- знакомство с траекторией движения рук при написании;

- написание букв по образцу, словесной инструкции;

- изображение буквы (ф – встать, руки в бока);

- слуховые и зрительные диктанты;

- нахождение буквы по графическому изображению;

- автоматизация изучаемой буквы в слогах; словах;

- запись букв и составление из них слов.

Дифференциация смешиваемых букв:

 - разобрать чем похожи, чем отличаются, уточнить артикуляцию звука;

- записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;

- реконструкция буквы в другую;

- штриховка букв по образцу, символов («о» - круг);

- найти и раскрасить буквы по различным  цветам;

- дифференция букв в слогах ( составить слоги из букв, выделить различным цветом слоги), словах ( слова с пропущенными буквами, составить словосочетание из букв), предложениях ( найти буквы в предложениях и раскрасить разными цветами, вставить в предложение недописанные буквы)

Графический диктант.:

- Игровые упражнения:

-«Нарисуй как можно больше звезд» - рисуем краткие отрывистые точки;

- «Изобрази осадки весной и летом, зимой» - ограничиваем верхние и нижние границы (тучи и земля);

-«Нарисуй лучики солнца, стараясь не отрывать карандаш от бумаги» - плавные, медленные движения сверх вниз, снизу вверх.

-«Котята собрались в гости к мышке» - выбрать определенный ход;

-«Обведи карандашом бабочку, жука…» - ребенок выбирает определенный цвет ( формирование понятия «насекомые»)

-«Помоги бабушке связать свитер, носки..» - штриховка различными способами (тема «Одежда»)

-«Помоги котенку размотать и смотать клубки» - обвести клубочки по пунктирам;

-«Найди картинку» - рисунки наложены друг на друга;…

Заключительный этап:

  • Цель: Сформированость  графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.

Обследование провожу с помощью игровых заданий:

  • «Допиши пропущенную букву и прочитай  слова», «зачеркни неправильную букву», « Буквы рассыпались, собери из них слова»
  •  « Путаница букв», «Помоги буквам встать на свои места», «Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква»,
  • «Прочитай слова по первым буквам названий картинок»
  • Кроссводы, ребусы, изографы.

 Результаты реализации проекта:

Протокол результата оценки готовности детей к школе логопедической группы № 7за 2016 – 2017 г.г.

Результат.

Сентябрь

Декабрь

Высокий

-

10 – 77%

Средний

3  -  25%

3 – 23%

Низкий

9 – 75%

-

  Таким образом, кинезиотерапия имеет коррекционно-развивающее, образовательное и воспитательное значение для детей с ОНР. Их можно рассматривать как эффективное средство предупреждения дисграфии .

    Реализация предложенных направлений коррекционно-логопедической работы в ходе обучения детей с ОНР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе.

Оценкой результатов работы является:

  • Анализ положительных  отзывов родителей по данной проблеме;
  • Положительный отзыв учителей, которые посещали открытые занятия ДО;
  • Обобщение и представление опыта работы, публикация опыта работы;
  • При использованию  кинезиологической коррекции, у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и общая моторика. Снизилась утомляемость детей на занятиях;
  • Диагностика готовности детей к обучению в школе, проведенная психологом, показала хорошую положительную динамику .

   У детей с ОНР плохо развита мелкая моторика рук, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы, повышен уровень тревожности

  Таким образом,роект с использованием кинезиологии – как метода предупреждения дисграфии предназначен для детей с нарушениями речи  5 – 7 лет, рассчитан на два года обучения. Проблема нарушений письменной речи не утратила своей актуальности, ежегодно у детей появляются значительные трудности в овладении  грамотой.

  Данный проект носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала (игровых упражнений и заданий, демонстрационного и раздаточного материала). Игровые упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, фонематического восприятия, зрительного восприятия, предупреждение дисграфии. Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, зрительного, слухового анализаторов: хлопки, рисование букв воздухе, на столе пальцами, обведение букв, штриховку.

  Все это служит не только предупреждению нарушений письменной речи у детей с общим нарушением речи, но и для работы с детьми, не имеющими речевых отклонений.

Используемая литература:

1.Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010

2. Н.В. Нищева.  Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

3.Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

4.Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011

5.О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001

6.Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005

7.М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007