методическая разработка занятия для детей подготовительного возраста с ТНР (ОНР)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Свиридова Галина Александровна

Это логопедическое занятие. в котором деети не только повторяют группы всегда мягких и твердых звуков, но и оказываются в чудесном мире сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_skazkam_.docx337.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 41 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия

в подготовительной группе для

детей с ТНР (ОНР)

«Путешествие по сказкам»

                                                                               Логопед ГБДОУ № 41

                                                                       Свиридова Галина

                                                                Александровна

Санкт-Петербург

2013

Методическая разработка занятия

в подготовительной группе для детей с ТНР (ОНР)

Цель: Воспитание любви к сказкам.

Используемые  информационные и образовательные  технологии:

Игровая технология, презентация    «Сказочный зимний лес», здоровьесберегающая среда – физминутка,  речь с движением, развитие мелкой моторики,   обеспечение эмоционального комфорта, психологического самочувствия ребенка.    

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

  1. Повторить знания о гласных и согласных звуках, группах согласных звуков.
  2. Закрепить умения находить место звука в слове.
  3. Развивать умения  определять кол-во слогов в словах и называть в них гласные звуки.
  4. Способствовать развитию умений придумывать предложения с предлогами.
  5. Закрепить умения образовывать  существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные.
  6. Развивать умения употреблять антонимы.
  7. Развивать умения считать в пределах 10.
  8. Закрепить умения читать выразительно стихи из произведений  А.С.Пушкина.

Коррекциооно-развивающие :

  1. Развивать речь с движением и мелкую моторику.
  2. Способствовать развитию зрительного внимания и памяти.
  3. Развивать слуховое внимание и память.
  4. Закрепить умение послогового чтения.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Учить детей внимательно слушать своих товарищей.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Формирование бережного отношения к одежде и обуви

Предварительная работа:

  1. Беседа о признаках зимы, зимующих птицах, весенних первоцветах, сказочном транспорте и сказочных животных.
  2. Чтение книг, рассматривание различных иллюстраций и картин.
  3. Обучение детей звуковому  синтезу и анализу.
  4. Наблюдение за признаками зимы на прогулке.
  5. Обучение детей заучиванию и чтению заученных стихотворений.
  6. Развитие у детей умений отвечать на вопросы по прочитанным стихам.

Демонстрационный материал: проектор,  наборное полотно, ширма, бибабо Бабы Яги, изображения птиц и животных из сказки «Лиса и заяц», картонные цветы, домики лисы и зайца, рисунки детей, магнитофон, ковер, полка с книгами.

ХОД

Логопед (Л):: У нас сегодня необычное занятие, поэтому надо внимательно слушать, четко и правильно отвечать. (Дети стоят полукругом  около полки, на которой выставлены книги сказок ).

А С К  К  А  З

3  1  5  2  6  4

Л: Угадайте, что здесь написано?  Логопед показывает карточку  

Дети читают и говорят «СКАЗКА».

Л: Вы любите сказки?

Д: Да.

Л: Где можно взять книги со сказками?

Дети называют места, где можно купить или взять книги.

Л: Представьте себе, что мы пришли в библиотеку. Прочитайте названия книг, которые стоят на полке.

Д: Дети читают.

Л: Скажите, в какой сказке действие начинается под Новый год.

Дети: Двенадцать месяцев.

Логопед берет в руки эту книгу.

Л: Зачем девочку зимой мачеха послала в лес?

Д: За подснежниками.

                           Слайд 1. Зимний лес.

Л: Посмотрите на экран и представьте себе, что в этот лес пришла девочка.

                           Слайд 2.  В зимнем лесу появляется девочка.

Л: В лесу было холодно и много  снега. Скажите, какой бывает снег?

Дети называют прилагательные о снеге.

Л: Животным и птицам зимой холодно и голодно в лесу.  Поэтому их надо подкармливать.

Логопед обращает внимание детей на наборное полотно  с изображением кормушки, деревьев, зимнего поля.

Л: Вспомните названия  зимующих птиц, разделите их на слоги.    Кто правильно назовет, тот посадит птичку на кормушку или около нее.

Дети называют  слоги. Логопед некоторых детей просит назвать гласные в слогах. Дети посадили всех птичек и один ребенок читает стихотворение З. Александровой «Кормушка»:                      

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.

Л: Девочка пошла по поляне дальше и кого она увидела на поляне?

                                           Слайд 3. Двенадцать месяцев, сидящих у костра.

Л: Назовите зимние месяцы, весенние, летние и осенние.

Дети называют месяцы.

Л: Какой месяц сделал так, что в декабре на 1 час наступила весна?  Апрель.

Л: Почему в апреле растут подснежники?  

Дети: в апреле светит солнце и тает снег.

Дети  выполняют речь с движением «Выйди солнышко»

                                                   Выйди, выйди солнышко.              (руки поднимают вверх)

                                                   Золотое донышко.                           (  Рисуют руками круг).

                                                 Свети, свети солнышко,            (Делают несколько движений

                                                    Золотое донышко.                     руками вперед).

                                                                                                          Рисуют руками круг в воздухе.)      

Логопед  показывает детям солнышко.

Л: Вышло солнышко. Растаял  снег и выросли первые весенние цветы.

                                            Слайд 4. Поляна с подснежниками.

Л: Назовите первые весенние цветы. Подснежники.

Л: Послушайте стихотворение и назовите слова со всегда твердыми звуками.

Ребенок читает стихотворение о подснежнике.

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра.
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора,

Дети называют  слова со всегда твердыми звуками.

Л: назовите всегда мягкие звуки. Дети называют звуки Й, Щ, Ч.

Л: Представьте себе, что у нас в зале появится весенняя сказочная полянка. Вот ручей. Логопед выстилает голубую ленточку. Ребята, разложите цветы с написанными на них буквами. Справа – с буквами, обозначающими  парные звонкие звуки. Слева – с буквами, обозначающими парные глухие звуки.

Дети раскладывают цветы.

Л: Оставшиеся, положите на проталинку.

Дети называют буквы парами.

Л: Дети,  встаньте вокруг полянки и представьте, что вы стали бутончиками цветов.  Движения под музыку. Дети изображают, как распускаются бутончики цветов.

Л: Возьмите каждый по белому цветочку ветреницы. Прочитайте и скажите, как в русских народных сказках и песенках называют животных, птиц. (На цветах написаны названия животных и птиц).

Дети читают «Кот» и называют «Котофеич» . Лиса – Краса. Зайчик – Попрыгайчик.  Лягушка – квакушка. Мишка – косолапый. Волк – серый бочок. Петушок – золотой гребешок. Лягушка – поскакушка.

Л: Из какой сказки эти животные. «Ледяная и лубяная избушка».

Л: Расскажите о животных, как я: «У лисы рыжий лисий хвостик».

Дети образовывают относительные и притяжательные прилагательные.

Л: А сейчас дети собирут  домик  для лисы, а мальчики собирут домик для зайчика. Правильно считайте.  На карточках , изображающих бревнышки  и льдинки написаны арифметические примеры по сложению в пределах 10.

Л: Какой домик у лисы – Ледяной.

     Какой домик у зайца – Деревянный.

Л: Посмотрите внимательно на картину (Нарисован дом Бабы Яги в лесу) и назовите слова с шипящими  и свистящими звуками.

Дети называют слова и определяют место звуков.

За ширмой появляется Баба Яга. Она принюхивается  и говорит: «Что-то в моем лесу человеческим духом запахло. Хороший у меня будет обед.»

Л: Давайте дети уйдем быстро отсюда.

Баба Яга: «Я Вас не выпущу, пока не отгадаете мои загадки». Баба Яга называет  прилагательные о животных, а дети  называют к ним антонимы.

Заяц храбрый – трусливый.

Волк добрый – злой.

Ежик быстрый – медленный.

Жираф низкий – высокий.

Слон маленький – большой.

Лиса глупая – умная (хитрая).

Медведь ловкий – неуклюжий.

Баба Яга: «Я молодая».  Дети: «Нет, старая» .

Баба Яга: Раз вы отгадали мои загадки. Я дам вам клубочек и он покажет дорогу, чтобы выйти из леса.

Логопед катит клубочек и дети подходят к ковру. А ковер скатан. На ковре приклеена записка

КОВЕР –

Самолет

  Л: Ребята, а что это такое?

Дети: Это сказочный вид транспорта.

Л: Какие сказочные виды транспорта вы  еще знаете. Назовите их по пять.

Дети называют виды транспорта по 5.

Л: Хотите полететь на этом ковре домой?

Дети сели на ковер.

                                                     Слайд 5. Ковер-самолет.

Включается музыка с шумом ветра.

Л: Ребята, возьмите свои рисунки по сказкам. Составьте предложение с предлогом  по ним и нарисуйте его схему.

Дети составляют предложения и рисуют к ним схемы. Логопед спрашивает кол-во слов в предложении и предлог.

Л: Вы составили интересные и разнообразные предложения по сказкам. Правильно отвечали на вопросы. Выразительно читали стихи. Я поняла, что вы любите сказки. Вы молодцы! А сейчас сюрприз.

Сюрпризный момент. Детям раздаются маленькие книжечки со сказками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста на тему: "Радость и грусть"

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «РАДОСТЬ И ГРУСТЬ»   Цель: -   ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; оп...

методическая разработка занятия для детей подготовительного возраста с ТНР (ОНР)

Это логопедическое занятие. в котором деети не только повторяют группы всегда мягких и твердых звуков, но и оказываются в чудесном мире сказок....

методическая разработка занятия для детей подготовительного возраста с ТНР (ОНР)

Это логопедическое занятие. в котором деети не только повторяют группы всегда мягких и твердых звуков, но и оказываются в чудесном мире сказок....

Методическая разработка занятия для детей раннего возраста. «Рыбки живые и игрушечные»

Методическая разработка занятия для детей  раннего возраста. «Рыбки живые и игрушечные»Методическая разработка занятия для детей раннего возраста. «Рыбки живые и игрушечные»Предлагаю методическую...

Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд»

Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд» Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу...

Методическая разработка занятия для детей подготовительной группы "Времена года.Весна."

Презентация может быть использована для закрепления представлений о временах года, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о особенностях природы весной....

Методическая разработка занятия для детей подготовительной группы по теме "Путешествие по планетам Солнечной системы"

Методическая разработка занятия для детей подготовительной группы по теме "Путешествие по планетам Солнечной системы"Цель: формирование у детей представлений о космосе, Солнечной систем...