Проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Времена года"
проект по логопедии на тему

Бикмаева Алла Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Участники проекта - Дети, педагоги, родители.

Возраст детей – 3-7 лет

Тип проекта – познавательный

Вид проекта – группы ДОУ

Формы проведения – НОД, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические игры, досуги, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.

Продолжительность – долгосрочный

Место проведения – группа, музыкальный зал, участки групп, семья.

Проблема –   нет четких представлений о характерных особенностях и признаках каждого периода, не знают последовательность времен года, не умеют противопоставлять противоположные сезонные явления.

Цель проекта – развитие речи детей в процессе формирования целостных представлений о временах года.

Задачи:

- Накопление и активизация словаря детей по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна».

- Развитие грамматического строя речи.

- Формирование умений строить связные высказывания на основе полученных знаний о временах года.

- Приобщение к процессу познания.

- Углубление представлений о сезонных явлениях.

- Пробуждение интереса к предлагаемой деятельности.

- Воспитание бережного отношения и любви к природе.

Ресурсы:

- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Осень», «Зима», «Весна»

- Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам»

- Ю.Г.Илларионова «Учить детей отгадывать загадки»

- С.А.Веретенникова, А.А.Клыков «Четыре времени года»

- М.В.Юдаева «Времена года» (стихи русских поэтов)

- Дидактический материал по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна»

- Интернет-ресурсы

Предполагаемый результат:

- Активизация речи, развитие коммуникативных навыков.

- Возникновение желания наблюдать и замечать изменения в природе, умение видеть главные признаки конкретного сезона.

Содержание проекта:

1.Подпроект «Волшебница осень»

2.Подпроект «Зимушка-зима»

3.Подпроект «К нам весна шагает…»

Подготовительный этап

- Мониторинг

- Постановка проблемы

- Выбор названия проекта

- Изучение методической литературы по теме

- Подбор наглядных пособий и дидактических игр

Основной этап (реализация проекта)

- Проведение НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)

- Чтение художественной литературы, заучивание стихов и народных примет

- Отгадывание загадок

- Беседы

- Наблюдения

- Экскурсии

- Рассматривание иллюстраций

- Рисование

- Дидактические игры

- Конкурс детских рисунков

- Выставка поделок из природного материала

Заключительный этап

- Проведение итоговой НОД,

-Викторины,

-Досуги,

- Мониторинг,

- Презентация проекта на педсовете

Выводы и результативность:

- Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР увеличился словарный запас, уменьшилось количество грамматических ошибок, улучшилось качество связных высказываний.

- У дошкольников появился интерес к данной теме, сформировалось целостное представление о временах года дети

- Усвоили характерные признаки каждого сезона

- Опыт работы показал необходимость привлечения семьи к развитию речи и познавательной деятельности детей

ПОДПРОЕКТ «Волшебница осень»

Цель:  накопление знаний об  осенних изменениях в природе, активизация словаря по лексической теме «Осень».

Работа с детьми

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственный

1

НОД

- «Здравствуй, осень!»

- «Подарки осени»

- «Осень в лесу»

- «Осенняя одежда и обувь»

- «Знатоки осенней природы» (обобщение)

сентябрь-ноябрь

учитель-логопед

Учитель-логопед

Муз.руководитель

Воспитатель по изодеятельности

2

Беседы

- «Осень в гости к нам пришла»

- «Золотая осень»

- «Осенний лес»

сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

3

Экскурсия в уголок леса

октябрь

Учитель-логопед

4

Наблюдения

- За цветами

- За деревьями

- За осенним небом

- За осенним солнцем

- За ветром

- За облаками

- За птицами

- За дождем

Сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

Воспитатель

5

Художественная литература

- Чтение

Русская народная сказка «Репка», «Мужик и медведь», «Вершки-корешки»

И.Соколов-Микитов «Улетают журавли»

- Заучивание стихов

«Осень пришла»

«Осень наступила»

«Дуб»

«Дети овощи учили»

«Осень наступила»

- Отгадывание загадок

Сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

Воспитатель

6

Дидактические игры

«Картинки осени»

«Обведи листочек»

«Что бывает осенью?»

«Отбери картинки»

«Осенние слова»

«Времена года»

«Корзина с овощами»

«Четвертый лишний»

«Волшебный мешочек»

«Овощи малютки»

«Собери картинку»

«Урожай»

«Попробуем яблочко»

«Назови ласково»

«Лес – это дом»

«Заяц в лесу»

«Прогулка в лес»

«Кто где спрятался?»

«Где звери живут?»

«Чьи вещи?»

«Оденем куклу на прогулку»

«Найди пару»

Сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

7

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», «Овощи», «Аленка», «Посчитаем обувь»

- Подвижная игра «Дождик», «Листья», «Осень в лесу»

- Обводка, штриховка

- Пластический этюд «Я – кленовый листочек»

Сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

8

Осенний праздник

Конкурс «Умники и умницы»

Игра-путешествие «В гости к осени»

Ноябрь

Учитель-логопед

Воспитатель

Муз.руководитель

Работа с родителями

Содержание работы

Продолжительность и сроки

Ответственные

1

Консультации

- «На прогулке с ребенком»

- «Читаем стихи об осени»

Сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

2

Совместная природоохранная деятельность

- Сбор урожая

- Уборка листьев

- Изготовление кормушек

Сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

3

Оформление информационного стенда для родителей

«Золотая осень»

Сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

4

Домашнее задание:

- Сбор природного материала, изготовление поделок

Сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

5

Работа с кадрами

Консультации для воспитателей

- «Словарная работа по теме «Осень» с детьми с ОНР»

- «Развиваем речь детей на прогулке»

 

Октябрь-ноябрь

Учитель-логопед

Результат

- Продуктивный: выставка рисунков и работ из природного материала.

- Творческий: обобщающая НОД, Осенний праздник.

- Развивающий: накопление знаний об  осенних изменениях в природе, активизация словаря по лексической теме «Осень».

ПОДПРОЕКТ «ЗИМА»

Цель: расширение и систематизация  знаний о  зимних изменениях в природе, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «Зима».

Работа с детьми

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственный

1

НОД

- «Зима»

- «Новый год»

- «Зимние забавы»

- «Поможем птицам зимой»

- «Зима в лесу»

Декабрь-февраль

учитель-логопед

Учитель-логопед

Муз.руководитель

Воспитатель по изодеятельности

2

Беседы

- «Здравствуй, Зимушка-зима!»

- «Зимние праздники»

- «Веселая зима»

- «Кто как зимует?»

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

3

Экскурсия в уголок леса

январь

Учитель-логопед

Наблюдения

- За погодой

- За деревьями

- За зимним небом

- За зимним солнцем

- За ветром

- За птицами

- За снегом

- Опыты со снегом и льдом

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

Воспитатель

5

Художественная литература

- Чтение Г.Скребицкий «На лесной полянке». «Появились синички»

В.Одоевский «Мороз Иванович»

И.Соколов-Микитов «В берлоге», «Белки», «Волки», «Беляк», «Лисья нора».

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца».

М.Пришвин «Листопадничек», «Беличья память», «Птицы под снегом».

Русские народные сказки «Два Мороза», «Морозко», «Лисичка-сестричка и серый волк».

- Заучивание стихов

А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняет», «Зима! Крестьянин торжествуя»

 С.А. Есенин «Поет зима, аукает» , «Береза»

И.С.Никитин «Встреча зимы»

И.З.Суриков «Зима», «Детство».

С.Дрожжин «Дедушка Мороз»

А.А.Блок «Снег да снег», «Ветхая избушка»

С.Черный «Мчусь, как ветер»

Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»

- Отгадывание загадок

- Заучивание скороговорок, загадок и зимних примет

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

Воспитатель

6

Дидактические игры

«Отбери картинки»

«Почему так не бывает?»

«Когда это бывает?»

«Скажи ласково»

«Путаница»

«Что бывает в Новый год?»

«Кто внимательный?»

«Укрась елку»

«Что принес нам Дед Мороз»

«Четвертый лишний»

«Подбери родственные слова»

«Что надо сделать?»

«Подбери слова»

«Во что играют дети?»

«Кто как зимует?»

«Зимние подарки»

«Как зимуют звери?»

«Что возьмем на прогулку?»

«Чем они похожи друг на друга?»

«Каких птиц много?»

«Кто улетел?»

«Летает-не летает»

«Ателье зимней одежды»

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

7

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

«Собери и наряди елочку»

«Говори и делай»

«Собери снежинку»

«Вьюга»

«Снеговик»

- Пальчиковая гимнастика

«У Зимы в лесу изба»

«Пирог»

«Кормушка»

- Подвижная игра

«Снежинка»

«Снег, метель, вьюга»

«Два Мороза»

- Обводка, штриховка

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

8

Новогодний  праздник

Досуг «Путешествие в зимний лес»

Викторина «Что? Где? Когда?»

Оздоровительный досуг

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

Воспитатель

Муз.руководитель

Работа с родителями

Содержание работы

Продолжительность и сроки

Ответственные

1

Консультации

- «Знакомим детей с приметами зимы»

- «Зима в произведениях детских писателей»

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

2

Совместная природоохранная деятельность

- Уборка снега на участках

- Постройки из снега

- Изготовление кормушек

- Кормление птиц

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

3

Оформление информационного стенда для родителей

«Готовимся к новогодним праздникам»

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

4

Домашнее задание:

- Изготовление новогодних украшений

Декабрь-февраль

Учитель-логопед

5

Работа с кадрами

Консультации для воспитателей

- «Развитие лексико-грамматических категорий вне НОД»

- «Речевые игры по теме «Зима» для детей с ОНР»  

Январь-февраль

Учитель-логопед

Результат

- Продуктивный: выставка рисунков и поделок для новогодней елки.

- Творческий: Новогодний праздник, досуг «Путешествие в зимний лес», викторина «Что? Где? Когда?».

- Развивающий: расширение и систематизация  знаний о  зимних изменениях в природе, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «Зима».

ПОДПРОЕКТ «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ …»

Цель: систематизация знаний о весенних изменениях в природе, закрепление лексико-грамматических категорий и развитие монологической речи по лексической теме «Весна».

Работа с детьми

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственный

1

НОД

- «Здравствуй весна!»

- « 8 Марта»

- « Весна в лесу»

-  « Весенняя одежда и обувь»

- « Весна – красна»

     (обобщение)

Март - Май

Учитель-логопед

Муз.руководитель

Воспитатель по изодеятельности

2

Беседы:

- « Наступила весна»

- « Как изменилась одежда?»

- « Мамин праздник»

- « Птицы прилетели»

Март - Май

Учитель-логопед

3

Экскурсия в уголок леса

Апрель

Учитель-логопед

4

Наблюдения:

- за солнцем

- за таянием снега

- за сосульками

- за капелью

- за птицами

- за весенним небом

- за деревьями

- за ветром

Март - Май

Учитель-логопед

Воспитатель

5

Художественная литература.

- Чтение

Ф.И.Тютчев «Весна»; А.К.Толстой «Вот уж снег последний тает…»;

И.С.Никитин « Полюбуйся: весна наступает…»

К.Д.Ушинский «Четыре желания»

К.Д.Ушинский «Ласточка»

И.Соколов-Микитов «Весна в лесу»; Н.Сладков «Птицы весну принесли»; Н.Сладков «Соловей и лягушка»; С.Я.Маршак

« Двенадцать месяцев»; Э.Шим

 «Камень, ручей, сосулька и солнце» Русская народная сказка

«Снегурочка»

- Заучивание стихов:

А.Прокофьев «Голуби»

Р.Сеф. «Лицом к весне»

В.Берестов « Песенка весенних минут»

Г.Ладонщиков «Весна»

- Отгадывание загадок

Март - Май

Учитель-логопед

Воспитатель

6

Дидактические игры

«Времена года»

«Подбери признак»

«Подскажи словечко»

«Бюро находок»

«Чья, чей, чьи?»

« Один – много»

« Большой – маленький»

« Когда это бывает?»

« Солнечный зайчик»

« Мамы играют с детёнышами»

« Кто где живёт?»

« Назови ласково»

« Найди пару»

« Что весной бывает?»

« Волшебный мешочек»

« Что оденем на прогулку?»

«Женские профессии»

« Какая мама?»

« Подбери слова»

« Какие птицы прилетели?»

« Четвёртый лишний»

« Отбери картинки»

Март - Май

Учитель - логопед

7

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика

« Весна – красна»

« На солнечном окне»

« Ласточка»

« Ветер по лесу летел»

« Кормушка»

« Кап, кап, кап»

« Наши мамы»

- Подвижная игра

« Ручейки и озёра»

« Весенняя прогулка»

« Охотники и зайцы»

- Обводка и штриховка

- Пальчиковый театр

« Снегурочка»

Март - Май

Учитель-логопед

8

Весенний праздник

Досуг « Весной в лесу»

Игра – викторина « Поле чудес»

Музыкально-речевой досуг            « Лучше мамы друга нет на свете»

Май

Учитель-логопед

Муз.руководитель

                    Работа с родителями

Содержание работы

Продолжительность и сроки

Ответственный

1

Консультации

- «Растения весной»

- «Заучивание стихов о весне»

Март- Май

Учитель-логопед

2

Совместно природоохранная деятельность.

- Уборка снега на участках

- Изготовление скворечников

- Расчистка клумбы

- Высадка растений в грунт

Март - Май

Учитель-логопед

3

4

Оформление информационного стенда для родителей

«Женский день 8 Марта»

Домашнее задание

 Изготовление рисунка « Портрет мамы»

Март

Март

Учитель-логопед

Учитель-логопед

5

Работа с кадрами

Консультации для воспитателей

- Формирование глагольной лексики через дидактическую игру

- Грамматика в играх по теме «Весна» для детей с ОНР

Март- Май

Учитель-логопед

Результат

- Продуктивный: выставка рисунков и поделок для праздника « 8 Марта»

- Творческий: Весенний праздник, досуг «Весной в лесу», викторина «Поле чудес»

- Развивающий: расширение и систематизация  знаний о  весенних изменениях в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Быть хорошим пешеходом разрешается» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Тип: творческо-информационныйВид: познавательно-игровойПродолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2012 г. - май 2015г.)Участники проекта: педагоги, дети, родители (законные представители), сотр...

Экологический проект на тему «Юные защитники природы» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Экологический  проект «Юные защитники природы»Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ «МИЛЫЕ БУКАШЕЧКИ» (НАСЕКОМЫЕ) для детей среднего и старшего дошкольного возраста

В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти от...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)

Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...

педагогический проект "Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники экологического содержания"

В публикации представлен проект по развитию речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники...

Проект «Мусор в дело! Или вторая жизнь бросового материала» для детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей.

Проект «Мусор в дело! Или вторая жизнь бросового материала» для детей среднего и старшего  дошкольного возраста и их родителей....