Коррекционная работа в ДОУ с учетом гендерных особенностей детей
статья по логопедии по теме

   Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.                     

  В наше время возрождаются традиции раздельного воспитания и обучения детей, это обусловлено с одной стороны необходимостью установления связей с системой образования, создававшейся в России веками, с другой –  различиями в  психологии мальчиков и девочек, что доказано наукой. Учет этих различий в учебно-воспитательном процессе требует иной его организации с мальчиками и девочками. По данным нейрофизиологов мозг мальчиков и девочек устроены и работают по-разному и  индивидуальные особенности базируются на генетических факторах, заложенных еще до рождения, разные темпы физического созревания, разные уровни активации, разные интересы, разные эмоциональные доминанты. В связи с этим В.Ф. Базарный выдвинул идею о необходимости полоролевого дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек. Дошкольный период детства (онтогенеза) является наиболее значимым для речевого развития детей, а также гендерной социализации мальчиков и девочек. Помочь детям справиться с проблемами социализации, составной частью которой является самоидентификация мальчика или девочки, призвана зарождающаяся гендерная педагогика. Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные особенности дошкольников, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия, соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karrektseonnaya_rabota_v_dou.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа в ДОУ с учётом гендерных особенностей детей.

   Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.                     

  В наше время возрождаются традиции раздельного воспитания и обучения детей, это обусловлено с одной стороны необходимостью установления связей с системой образования, создававшейся в России веками, с другой –  различиями в  психологии мальчиков и девочек, что доказано наукой. Учет этих различий в учебно-воспитательном процессе требует иной его организации с мальчиками и девочками. По данным нейрофизиологов мозг мальчиков и девочек устроены и работают по-разному и  индивидуальные особенности базируются на генетических факторах, заложенных еще до рождения, разные темпы физического созревания, разные уровни активации, разные интересы, разные эмоциональные доминанты. В связи с этим В.Ф. Базарный выдвинул идею о необходимости полоролевого дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек. Дошкольный период детства (онтогенеза) является наиболее значимым для речевого развития детей, а также гендерной социализации мальчиков и девочек. Помочь детям справиться с проблемами социализации, составной частью которой является самоидентификация мальчика или девочки, призвана зарождающаяся гендерная педагогика. Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные особенности дошкольников, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия, соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола.

К концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. Логическое оперирование элементами языка и составление сложных синтаксических конструкций успешнее развито у мальчиков. Анализ связной речи показал, что лексический уровень рассказов мальчиков характеризуется большим объёмом высказывания, чем  у девочек. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов, тогда как рассказы девочек – больше существительных и прилагательных. Большее число прилагательных в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. В силу преобладания глагольной лексики высказывания мальчиков  характеризуются большей динамичностью и информированностью. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки — с помощью слуха. У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Случаи задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов), склонность к девиантности чаще встречаются у мальчиков. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы делать только это.

Девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. Психологи отмечают, что период включения в занятие у детей, зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.  Педагогам нужно учитываем эту особенность, и самый трудный материал планировать на первую половину занятия. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Учитывая все эти особенности,  нужно использовать красочный материал с предпочтением красного спектра, подавать материал – от частного к общему, эмоционально окрашенный. Именно такой подход целесообразен и должен применяется при работе  в группе девочек.

Особенностью мальчиков, по мнению ученых-психологов,  является то, что с ранних лет у них возникает острая потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как воспринимают его самого, что он может, кем и каким станет взрослым. Для организации оптимального процесса обучения мальчиков можно использовать принципы, разработанные учеными-нейропсихологами Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой. Логопедические занятия (и не только) в группе мальчиков  проводить в быстром темпе. Использование разнообразных нестандартных логических заданий в учебно-воспитательном процессе позволяет мальчикам становиться собранными, организованными, внимательными.

Работа должна проходить в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений создает условия для проявления индивидуальных особенностей каждого мальчика, формирует атмосферу доверительных отношений: каждый имеет возможность высказать свою точку зрения, предложить свой вариант, привести примеры из личного опыта. Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснение задания должно быть четким, немногословным. Однополовая группа дает возможность детям избавиться от речевых комплексов, быстрее преодолеть имеющуюся у некоторых из них замедленную реакцию, проявить себя среди сверстников.

Необходимо удовлетворить потребность мальчиков в соревновательности и победе. Для этого использовать групповые формы работы со сменой лидера, с элементами соревновательности. Также учитывать особенности интересной мальчикам игровой деятельности, способствующей становлению мужественности. На занятиях мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности.

Подобраться к эмоциям мальчика особенно трудно. Необходимо использовать  искусство театральных действий, музыку, этим развиваем их чувства, ведь они более уязвимы, чем девочки, их мозг предпочитает информацию радостную, позитивную. Мальчики особенно нуждаются в ощущении радости и добрых взаимоотношений. Радостный индивид в эволюции более предпочтителен, его мозг быстрее и прогрессивнее развивается. Потому что радость – это какие-то дополнительные активации всего мозга. Это прогрессивное развитие.

 В коррекционно-логопедической работе  необходимо учитывать  психофизиологические особенности детей. Для оптимального процесса обучения и воспитания использовать принципы работы с мальчиками: быстрый темп подачи материала, высокую двигательная активность, поисковую деятельность, элементы соревновательности, большое количество логических заданий, подход к формированию правил через практические действия и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкция к заданиям были чёткими и немногословными, а принципы работы с девочками: невысокий темп подачи материала, использование красочного материала с предпочтением красного спектра; при сообщении важного момента концентрация внимания на нём; эмоционально окрашенная подача материала; увеличение количества  повторений пройденного материала; подача материала от частного к общему; подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.

Таким образом, для более эффективного развития и коррекции речи,  необходимо учитывать гендерные особенности детей, но самое важное - это индивидуальный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни с учетом гендерных особенностей детей

Цель проекта :- Воспитание у детей культурного здоровья;- формирование привычки к здоровом образу жизни;- ознакомление с половой принадлежностью....

Мастер-класс для педагогов «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений»

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» с учетом гендерных особенностей детей в средней группе

Учить детей видеть основные признаки и внешние сходства и различия между мальчиками и девочки;Закрепить знание детей о круге увлечений, интересах и различных видах деятельности детей в зависимост...

Дидактические игры с учетом гендерных особенностей детей

Вашему вниманию представлены дидактические игры.  Которые я сделала своми руками.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22948010","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"t...