Владение выразительной речью, как необходимый рабочий инструмент педагога
статья по логопедии на тему

Гаева Оксана Николаевна

Педагог - это профессия, для которой голосовые данные, умение говорить четко и выразительно, являются необходимым рабочим инструментом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vladenie_vyrazitelnoy_rechyu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Владение  выразительной  речью,  как  необходимый  рабочий  инструмент  педагога

Рассматривая  основы  здоровьесбережения  обязательно  надо  коснуться  образовательных  технологий,  здоровьесберегающий  потенциал  которых  активизируется  только  компетентным  учителем.

«Учитель» - это  одна  из  профессий,  для  которых  голосовые  данные,  умение  говорить  чётко  и  выразительно,  являются  необходимым  рабочим  инструментом.  Речь  учителя  служит  образцом,  который  воспринимает  ребёнок  и  по  которому  он  учится  строить  свою  речь.  При  этом  следует  помнить,  что  для  ученика  речь  учителя  зачастую  является  единственным  образцом  литературной  нормы  и  правильного  представления  речи  вообще.  В  силу  этого  особое  внимание  следует  обратить  на  «владение  нормами  устного  и  письменного  литературного  языка  (правилами  произношения,  ударения,  грамматики,  словоупотребления  и  т.д.),  а  также  на  умение  использовать  выразительные  языковые  средства  в  разных  условиях  общения  в  соответствии  с  содержанием  речи» (профессор  Л.И. Скворцов).

Качество  речи  можно  определить  следующими  параметрами:  правильность  произношения  слов,  дикция,  дыхание,  голос,  логико-интонационная  структура  речи.

Ясное  и  чёткое  произношение  возможно  при  наличии  нормального  речевого  аппарата  и  при  правильной  работе  его. Для  развития  органов  речи  необходимо  заниматься  артикуляционной  гимнастикой,  с  её  помощью  вырабатывается  гибкость  и  податливость  речевого  аппарата  и  отдельных  мышц.

Один  из  параметров  речи – это  дикция.  Под  хорошей  дикцией  подразумевается  чёткое  и  ясное  произношение  каждой  гласной  и  согласной  в  отдельности,  а  также  слов  и  фраз.

Плохая  дикция  затрудняет  понимание  сути  произносимого.  Таким  образом,  педагог  должен  научиться  ощущать  артикуляционные  позы  и  движения.  В  данном  случае  движений.  Для  улучшения  этих  ощущений  используются  упражнения  с  сопротивлением.

Очень  важное  качество  устной  речи,  особенно  учителя – это  правильно  поставленный  голос (звучность  голоса).  Практически  все  голосовые  проблемы  можно  решать  с  помощью  специальной  системы  упражнений.

Проделывая  систематически  эти  упражнения,  тренируются  мышцы,  которые  участвуют  в  звукообразовании.  И  чем  более  тренированы  они,  тем  лучше  звучит  ваш  голос.  

Существует  неразрывная  связь  между  голосом  и  дыханием.  Правильно  организованное  дыхание  играет  в  речи  важную  роль.  Отсутствие  необходимого  запаса  выдыхаемого  воздуха  приводит  к  срывам  голоса,  неоправданным  паузам,   искажающим  фразу.  Это  всё  затрудняет  восприятие  речи  учителя  учащимися.  Такая  речь  воспринимается  как  «каша  во  рту».  Также  существуют  упражнения  по  тренировке  дыхания.

Но  яркость  речи  можно  усилить  не  только  за  счёт  самого  голоса.  Существуют  так  называемые  экстралингвистические  средства  речи – жест,  мимика,  ритм,  интонация,  взгляд,  улыбка,  пауза.  Очень  важно  использовать  все  эти  возможности.  Не  надо  бояться  живого  поведения.  Любая  аудитория,  а  особенно  детская,  ценит  в  учителе  не  только  его  профессиональные  качества,  но  и  эмоциональные  проявления,  которые  являются  существенным  элементом  для  точного  воздействия  на  слушателей.  Учитель  может  добиться  ситуации  успеха  разными  способами:  за  счёт  формы  подачи  содержания  учебного  материала,  который  надо  сделать  более  доступным  и  привлекательным,  за  счёт  соответствующих  качеств  учителя  (у  любимого  учителя  и  успевают  лучше).  Лучший  способ  внушить  свои  мысли  слушателю  и  мотивировать  его  к  действиям – это  высокая  эмоциональность  речи (так  называемая  аффективная  речь). Для  выразительности  речи  можно  можно  порекомендовать  следующие  приёмы,  которые  доступны  каждому:  растяжка  и  удлинение  звучания  гласных (протяжённость  звучания);  резкие  перепады – то  громче,  то  тише – общего  тона  речи;  возрастание  темпа  артикуляции;  изменение  длительности  реакции  на  реплику  собеседника (пауза);  ярко  выраженные  колебания  частоты,  выше-ниже,  основного  тона;  усиление  логического  ударения;  возрастание  количества  слов,  выделяемых  логическим  ударением.

Таким  образом,  из  всех  существующих  специальных  педагогических  технологий  в  обеспечении  здоровьесбережения  на  уроке,  которые  наиболее  часто  используются  учителями – это  технология  эффективной  речевой  деятельности.  Владея  этой  технологией,  учитель  способен  постоянно  отслеживать  качество,  как  своей  речи,  так  и  речи  учащихся,  причём  независимо  от  того,  какой  предмет  он  преподаёт.  Данная  технология  помогает  педагогу  снять  эмоциональную  напряжённость  и  дискомфорт  у  детей.  Преподаватель  должен  обладать  не  только  психологическими,  специальными  знаниями,  но  также  и  навыками  профессионального  общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Выразительность речи педагогов"

Теоретический и практический материал для проведения семинара-практикума с педагогами  "Выразительность речи педагогов....

Семинар практикум для педагогов ДОУ «Выразительность речи педагогов»

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, за...

Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»

Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС...

мастер-класс для педагогов "Речь педагога как образец и инструмент для воспитания выразительности речи дошкольника

мастер - класс для педагогов по развитию ритма, темпа, выразительности речи и развитию речевого дыхания...

Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительной речи дошкольников".

Предназначен для ММО начинающих воспитателей. Включает в себя деловые игры для присутствующих педагогов....