Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
статья

Муратова Людмила Григорьевна

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_raboch._programme.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС

                Муратова Л.Г.  Педагог-психолог  МБДОУ д/с №50 города Ставрополя

        Закон «Об образовании в РФ» регламентирует все аспекты деятельности образовательных организаций, в частности касающиеся образовательных программ  различного вида, уровня или направленности.

        Статьи 10, 11, 12, 13 определяют уровни образовательных программ, дополнительные образовательные программы, общие требования к их реализации, вариативность содержания  с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

        Для педагогов-психологов особенно важна статья 12,  определяющая содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию между людьми, независимо от расовой, религиозной и социальной принадлежности и обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

                Образовательные программы дошкольного образования, в том числе  рабочие программы педагогов-психологов, разрабатываются и утверждаются организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования с учетом примерных образовательных программ.

             Федеральным государственным  стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства    образования и науки России от 17.10.2013года №1155,  декларируется сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, полноценное проживание  ребенком всех его этапов, амплификация (обогащение )детского развития, формирование познавательных интересов и способностей  ребенка в зоне его ближайшего развития.

                  Основой рабочей программы педагога-психолога является основная образовательная программа дошкольного образования – программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, а  в образовательных учреждениях комбинированного вида  она должна быть адаптированной, то есть учитывать особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

                При реализации содержания рабочей программы педагога-психолога используются различные образовательные технологии, не наносящие вреда физическому или психическому здоровью обучающихся,

                Во-первых, они должны быть  направлены на выполнение целевых ориентиров образовательной области «Коммуникативно-личностное развитие», а именно: на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, саморегуляции поведения, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности, чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых , позитивных установок к различным видам труда и творчества, основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

                Во- вторых, педагог-психолог  реализует содержание образовательной области «Познание», которая включает в себя развитие интересов, позитивной  познавательной мотивации, познавательных действий, любознательности, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

                Рабочая программа педагога-психолога - важнейший  инструмент его деятельности в учреждении. Она содействует  формированию  необходимых профессиональных компетенций, позволяет психологу намного больще успевать, чувствовать себя защищенным в случае осуществления внутреннего контроля администрацией ДОУ или другими организациями.

                Рабочая программа педагога-психолога начинается с  титульного  листа, содержащего полное  наименование образовательной организации, времени и места утверждения программы, рецензента(если есть).Она должна содержать три раздела:

 - целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения в форме целевых ориентиров);

 - содержательный раздел (описание образовательной деятельности);

 - организационный раздел ( материальное и средовое обеспечения программы).

                Пояснительная записка раскрывает:

 -принципы, реализуемые в программе по возрастным группам, разделам программы ОО;

 -краткое содержание  работы по возрастным группам (формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья);

 - возрастные, психологические, речевые или другие особенности контингента воспитанников (обучающихся), к которым адресована данная программа;

 - целевые ориентиры рабочей программы педагога-психолога (обеспечение планируемых результатов по достижение выпускником целевых установок, формирвание компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями , индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья);

 - обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

 - формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создании необходимых условий для её самореализации;

                В пояснительной записке отражается также периодичность, структура и длительность проведения подгрупповых занятий и других форм непосредственно образовательной деятельности (например,  кружковая работа, дистанционное обучение для детей с ОВЗ), ожидаемые результаты реализации программы, формы и периодичность проведения мониторинга достижений воспитанников (обучающихся) или других показателей результативности программы.

                Содержательный раздел рабочей  программы педагога-психолога включает тематическое планирование психопрофилактических, коррекционно-развивающих и диагностических подгрупповых мероприятий( НОД в форме игровых, развивающих ситуаций, в режимных моментах и совместную деятельность педагога-психолога и детей во всех возрастных группах).

                Организационный раздел программы содержит описание материально-технического   обеспечения    Программы, а именно: обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и  воспитания (наличие ИКТ; оборудования для песочной терапии и пр.), распорядок  или режим дня воспитанников с указанием занятий психолога,  циклограмму и график занятости педагога-психолога, особенности    организации       развивающей безбарьерной предметно-пространственной среды.

                В рабочую программу могут включаться списки и характеристики воспитанников(обучающихся) по возрастным группам, результаты мониторинга психологических, речевых особенностей на начало и конец учебного года, проводимого только с согласия родителей (законных представителей ) воспитанников, ( в форме диаграмм, таблиц и пр.), основным  методом которого является метод психолого-педагогического наблюдения.

Использованная литература.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"

Изучение  особенностей  создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Музыкальный руководитель: Заборова А. К.                  Задача музыкального руководителя в детском саду – ...

Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Статья посвящена раскрытию проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного воз- раста к дошкольному образовательному учреждению в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошк...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС...