Семинар-практикум для педагогов. "Дыхательная гимнастика"
консультация по логопедии на тему

Пичикина Юлия Васильевна

В этом материале можно найти немного теории о дыхательной гимнастике,   разновидностях и некоторые приемы её выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dykhatelnaya_gimnastika_.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум.

Дыхательная гимнастика.

 Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и  голос.

 Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,  

- профилактике возникновения болезней  дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его  нарушении.

При проведении дыхательной гимнастики  необходимо соблюдать следующие требования:

  • Занятия  можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой  должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
  • Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
  • Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
  • Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
  • Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
  • Вдыхать легко  и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
  • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе  и не опускать при выдохе.
  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
  • Все упражнения выполнять в игровой форме.
  • Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.

Дыхательные упражнения делятся на :

  • на упр., вызывающие длительный направленный  выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),
  • игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),
  • игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),
  • упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох  через рот и нос),
  • упражнения с проговариванием звуков.

Упражнения на развитие дыхания также можно объединять в комплексы, и использовать как весь комплекс или только его часть.

Мной собран большой  материал по дыхательной гимнастике, многие игры и упражнения  использую в своей работе.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей, формирующие сильную воздушную струю через рот.

Все упр. имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.

«воздушный мобиль»  по  временам года;

«котенок играет с клубком»

«гонки» (на машинах, кораблях, самолетах);

«пчела собирает нектар»

«задуй свечку»;

«угостим мишку шишками»;

«рыбак и рыбка»;

 «буль-бульки» в стакане с водой;

«морское дно»;

 «лети, бабочка!».

Можно использовать предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки….

Москва, 2013.