Пальчиковые игры, как способ стимуляции речевого развития ребёнка.
методическая разработка по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_rabochey_programmy_dlya_raboty_na_logopedicheskoy_gruppe.doc | 31.5 КБ |
individualnyy_plan_v_kor._gruppe.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация рабочей программы для работы на логопедической группе
Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, Положением об организации групп компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида, специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи», а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» и специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи». При написании данной рабочей программы был использован опыт работы, представленный в современных технологиях и научно-методических рекомендациях Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной, Н.В.Нищевой, Т.А.Ткаченко, С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко, О.С Гомзяк и др.
Рабочая программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией, предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на полную коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Основной целью представленной программы является создание оптимальных условий для эффективного планирования, организации, управления коррекционно-логопедическим процессом в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Ведущей задачей данной рабочей программы является языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие детей-логопатов и овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность данной группы детей к обучению в общеобразовательной школе, а в дальнейшем, к жизни в современном обществе.
Данная рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, так как логопедическую группу для детей с ОНР посещают дети со второй и третьей группой здоровья, а также имеющие неврологические нарушения.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной со взрослым деятельности детей, чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности, свободное время для игр и отдыха.
Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принципы интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Главной идеей рабочей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
В рабочей программе прописаны особенности психолого-педагогической работы воспитателя в группе с детьми с ОНР, взаимодействие с семьями воспитанников, материально-техническое оснащение кабинета логопеда (учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы для обследования и коррекционной работы).
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Ф.,имя ребёнка :
Дата рождения:
Речевой диагноз: ОНР 2 уровень, дизартрия (свистящие,шипящие, сонорные Л,Р,Р- горловое произношение
Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения. Отработка объёма, силы, точности произвольных артикуляторных движений. Обучение умению производить спокойный, короткий вдох и плавный выдох. Формирование мягкой подачи голоса.Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного к другому.
- комплексы общей гимнастики
- выработка воздушной струи
- элементы массажа
- использование артикуляционных упражнений:
- прогулка;
- ветерок;
- горка;
- заборчик;
- отработка теплой и холодной струи выдыхаемого воздуха;
- часики;
- почистим зубки язычком;
- лопаточка;
- вкусное варенье;
- чашечка;
- грибок;
- побелим потолочек ;
- лошадки скачут;
- барабанщик и т.д.
Формирование правильной артикуляции нарушенных звуков: м, мь, п, пь, ф, фь, с, сь, ц, нь. 3) Приступить к ознакомлению упражнений для развития общей и мелкой моторики. Использование логоритмических упражнений на развитие координации движений в соответствии с текстом.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
1). Последовательная постановка и автоматизация звуков : Ж, Ш, Л, Щ, Ч , Р, Р;
( автоматизация проводится по мере постановки каждого звука в следующей последовательности: закрепление изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах и текстах);
- дифференциация смешиваемых звуков в следующей последовательности: слоги, слова, предложения, тексты: С-Ш. З-Ж, Ть-Ч, Сь –Щ, Л-Р
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Провести ряд упражнений на развитие фонематического восприятия и звуковой памяти на правильно произносимых звуках ( гласные а,у,о,ы,э,и; согласные П,Т,К, и т. Д Совершенствовать навыки употребления форм ед. и мн.ч Совершенствовать навыки употребления притяжательных и относительных прилагательных. Формирование операций обобщения, классификации.Развивать способность устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа. Игры: « Чей малыш?», « Домашние животные и их детёныши», « Чей хвост?» Формировать умения осуществлять сложные формы фонематического анализа с учётом формирования умственных действий: усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава, совершенствовать навыки воспроизведения слов слоговой структуры, развитие орального праксиса. Воспитание слухового внимания к речи. Упражнения:
- выделить начальный ударный гласный из положения в начале слова: аист, астра, Аня, Оля, утка, осень и т.д.)
- определить на слух, какой гласный звук в словах: мак, суп, кот, кит, мышь и т. д.
- научить выделять гласные звуки на слух и по картинкам ( автобус, улитка, иголка, ослик, а также в середине слова мак, слон, стул, мышь и т.д.):
- выделять заданный звук из ряда звуков;
- учить придумывать слова на заданный звук.
2). Задания на различение в речи правильно произносимых поставленных звуков.
Упражнения:
- выделить звук из положения в конце слова;
- определить какой первый звук в слове;
- определить место звука в слове;
- анализ и синтез обратного и прямого слога типа: АП-ПА
- игра: «Живые звуки»;
- анализ и синтез слова типа: суп, мак, кот.
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
Знакомство с различными свойствами предметов ( форма, величина, цвет) Учить различать предметы контрастные и близкие по внешним признакам.
ИГРЫ:
«Что изменилось?» ( работа с картинками – можно поменять местами, добавить или убрать картинку);
«4-й лишний» ( выделить лишнюю картинку по обобщающим понятиям или на заданный звук);
« Кому что нужно для работы» (профессии и инструменты);
«Кто чем питается?» (назвать животных и подобрать им корм);
«Какое время года?» ( определить время года по пейзажным картинкам)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Работа над выразительностью речи. Обучение умению производить спокойный, короткий вдох и плавный выдох. Формирование мягкой подачи голоса. Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Учить сравнивать предметы по их различным сходствам (стул- кресло) Продолжать расширять словарный запас за счёт введения в речь слов. Обозначающих части предметов, обобщения. Формирование навыка составления короткого рассказа. Обучение составлению рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, по представлению. Пересказ текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста
Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...
Консультация для родителей «Пальчиковые игры - как средство эмоционально-речевого развития детей»
....
Статья "Пальчиковые игры - эффективное средство стимулирующее речевое развитие дошкольника"
В статье рассказывается сколько пользы приносят пальчиковые игры, почему они так актуальны, как помогают в развитии речи....
«Театрализованные игры как способ коммуникативно-речевого развития дошкольников с ОВЗ»
Данный проек создан для коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи через театрализованные игры...
Пальчиковые игры и ее роль в развитии ребёнка
Для чего нужны Пальчиковые игры ? И чем они полезны ?!!!...
"ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА"
quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», "Рука – это инструмент всех инструментов"...