Деловая игра "Грамотеи"
методическая разработка по логопедии на тему

Дуркина Марина Владимировна

В ходе активного взаимодействия во время деловой игры  есть возможность дать педагогам больше информации, активизировать их творческий потенциал, выявить недостаточные знания по различным вопросам логопедии, наметить план дальнейшей работы с педагогами.

  Рекомендую проводить деловую игру, как заключительный, обобщающий этап после изучения определенной темы, во время совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей. Таким образом,  подводится итог работы, направленной на углубленное изучение определенного материала.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotei.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей

«Грамотеи»

 

Цель игры:  систематизация  знаний, умений и навыков  воспитателей в образовательной области «Речевое развитие».    

Задачи игры.

1. Совершенствовать методы, приемы, формы работы с педагогами.

2.Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры.

Участники:

- педагоги всех возрастных групп, специалисты.

Регламент: 1 час.

Предварительная работа:

- проведение консультации  «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

-изучение методической литературы по теме.

 Реквизит: 

- мультимедийная доска, красные, зеленые, синие фишки, бумага в клеточку, карандаши.

 План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап.

2. Содержательный этап.

3. Заключительный этап.

Ход деловой игры.

  1. Мотивационно-организационный этап.

     Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о грамматическом строе речи, об умении правильно изменять и образовывать слова. Вы знаете, что грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В возрасте трех лет дети, пользуясь конструкцией простого распространенного предложения, употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д.

   При нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.

    Сегодняшняя игра, поможет нам вспомнить основные правила словообразования и словоизменения, проверить свою грамотность.

Ведущий объявляет правила игры, выбирается жюри.

                                                  2. Содержательный этап.

Конкурс «Блиц». За 1 минуту необходимо ответить на большее число вопросов.

1 команда

1.        Что такое словоизменение? (Это раздел языкознания, изучающий разные формы одного и того же  слова).

2.        Что изучает синтаксис? (Словосочетания и предложения).

3.        Перечислить грамматические категории существительных. (Род, число, падеж, одушевлённость – неодушевлённость).

4.        Назовите падежи  (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

5.        Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой? чей?).

6.        Определите,  какая  часть речи слово «пешеход» (существительное).

7.        Что такое простое  предложение?  (Простые предложения состоят из одной грамматической основы).

8.        Назовите 5 глаголов прошедшего времени  (искал, ел, гулял, рисовал, читал).

9.        Назовите ударный гласный в слое «крокодил»  (и).

10.        Что такое склонение существительных? (Изменение по падежам).

2 команда

1.        Что такое словообразование? (Это раздел языкознания, изучающий строение и способы образования слов).

2.        Образуйте новые слова от слова «велосипед» (велосипедист, велосипедная)

3.        Что означает слово аграмматизм? (Ошибки, допущенные при согласовании слов).

4.        Назовите род и число слов «ведро», «человек», «заря», «педаль».

5.         Что характеризуют притяжательные прилагательные? (Характеризуют предмет по его принадлежности к лицу, живому существу).

6.        Назовите 3 притяжательных прилагательных (лисий, волчий, собачья)

7.        Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

8.        Что такое   сложное предложение? Какие бывают сложные предложения? ( Сложные из 2-х или более грамматических основ; Сложные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые).

9.         Что изучает морфология? (части речи)

10.        Приведите пример повелительного наклонения глагола (принеси).

Конкурс «Телеграф». За 1 минуту поделить слова на слоги, назвать самое длинное и самое короткое слово.

Конкурс «Один – много». За 1 минуту назвать множественное число существительных И.п., Р.п.

Конкурс «Самый догадливый». За 1 минуту   пять  определений к данным  словам.

Конкурс «Самый грамотный». За 1 минуту образуйте притяжательные прилагательные от существительных.

Конкурс «Аналитический». За 1 минуту сделайте  звуковой анализ слов.

Конкурс «Самый сообразительный». За 1 минуту подберите  по 5 существительных к каждому прилагательному.

Конкурс «Зашифрованное письмо». За 1 минуту выполните графический диктант.

Конкурс «Логическая цепочка».

1 команда:

 за 1 минуту  придумайте  логические цепочки для воспитанников  5 -6 лет.

2 команда:

за 1 минуту  придумайте  логические цепочки для воспитанников  6 -7  лет.

Конкурс «Конкурс русского языка».

1 команда:

за 1 минуту  исправить ошибки в тексте.

«Радился человек. Но кто знает что будит из него? Понятее человека вобще так безгранично, что на такой вопрос отвечать не возможно. Из ребёнка может выйти великий художник, великий мыслитиль, великий деятель, может выйти Аристотель, Калумб или Шекспир – словом  один из тех людей, каторых называют благадетелями человечества. Может, разумееться, выйти не только прастой, обыкновеный человек, но даже и человек совершено ничтожный.

Совершено ясно, что каждый человек может развиватся только тогда, когда развивает сам себя. Воспитанее, образованее непроизводят развития, а только дают ему возможность; они открывают пути, но ни  ведут по ним. Итти вперед в своем развитие человек может только на собственых ногах в корете ехать нельзя. Никто ни  сможет воспитать человека, если она сама себя не воспитывает.

«Родился человек. Но кто знает, что будет из него? Понятие человека вообще так безгранично, что на такой вопрос отвечать невозможно. Из ребёнка может выйти великий художник, великий мыслитель, великий деятель, может выйти Аристотель, Колумб или Шекспир - словом, один из тех людей, которых называют благодетелями человечества. Может, разумеется, выйти не только простой, обыкновенный человек, но даже и человек совершенно ничтожный.

Совершенно ясно, что каждый человек может развиваться только тогда, когда развивает сам себя. Воспитание, образование не производят развития, а только дают ему возможность; они открывают пути, но не ведут по ним. Идти вперед в своем развитии человек может только на собственных ногах, в карете ехать нельзя. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает».

2 команда:

«От каких же пречин всё это зависет? На этот вопрос обыкновено отвечают, не запинаясь: от воспетания, от обстоятельств часной жизни - словом, от всевозможных влеяний, только не от самово человека. Но жестоко ошебаються те, кто дальше такого взгляда нечего ни видит. Не из обстаятельств чяще всего праистекает величее и дастоинства  человека. Это потверждает ежедневный опыт. Часто не смотря на все хлопоты радителей, наставления, наказания, награды

 непроизводят жилаемого действия: книги недают мыслий, картины природы не дают ощющений и, вообще всевозможные действия на питомца не раждают его самадеятельности, а нередка даже мешают её развитию.

Наша Родина представляет нам много премеров самабытного розвития. Даже до последнего времени бальшая часть наших замичательных людей - самаучки, люди получившее в акружающей сриде только слабое указание, слабый талчок и сами создавшее свою деятельность. Вспомните ламаносова бегущего за абозом рыбы в москву. Вот образец многих наших деятелей».

«От каких же причин всё это зависит? На этот вопрос обыкновенно отвечают, не запинаясь: от воспитания, от обстоятельств частной жизни - словом, от всевозможных влияний, только не от самого человека. Но жестоко ошибаются те, кто дальше такого взгляда ничего не видит. Не из обстоятельств чаще всего проистекает величие и достоинство человека. Это подтверждает ежедневный опыт. Часто, несмотря на все хлопоты родителей, наставления, наказания, награды не производят желаемого действия: книги не дают мыслей, картины природы не дают ощущений, и, вообще, все возможные действия на питомца не рождают его самодеятельности, а нередко даже мешают её развитию.

Наша родина представляет нам много примеров самобытного развития. Даже до последнего времени большая часть наших замечательных людей - самоучки, люди, получившие в окружающей среде только слабое указание, слабый толчок и сами создавшие свою деятельность. Вспомните Ломоносова, бегущего за обозом рыбы в Москву. Вот образец многих наших деятелей».

3.Заключительный этап.

Сегодня мы вспомнили особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников, работали в команде, проверили знания русского языка.

Подведение итогов игры. Награждение команды победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов « Древо Мудрости»

Проверить, выяснить и уточнить знания педагогов по экологическому воспитанию дошкольников....

Деловая игра на педагогическом совете "Что вы знаете о здоровье"

Эта игра позволяет выяснить знания воспитателей о методах оздоровления детей. Воспитывать умение решать педагогические ситуации. Совершенствовать навыки общения с коллегами....

Деловая игра "Технологии интеллектуального развития"

Как часть заседания  педагогического совета проводится деловая игра "Технологии интеллектуального развития". В материале представлены вопросы для игры....

Деловая игра ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоце...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Контрольная работа По дисциплине: Культура деловой речи Тема: «Культура деловой речи»

План: 1.     Общая характеристика официально – делового стиля2.     Динамика нормы официально – деловой речи3.      Устная деловая...

Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»

Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...