Конспект НОД по развитию речи старшей группе
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Коробкова Елена Вячеславовна

Представлен конспект занятия по развитию речи с применением приемов мнемотехники

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи  с применением приемов мнемотехники в старшей группе

Тема: «Золотая осень»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить названия времен года, осенних месяцев;

2.Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

3.Закреплять основные приметы осени;

4. Обратить внимание на поведение лесных зверей и птиц осенью, изменения с деревьями и кустарниками, растениями луга и сада, в одежде людей;

5. Обогащать словарный запас

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать связную речь с помощью мнемотаблицы;

2. Развивать лексико-грамматические категории;

3. Развивать правильное звукопроизношение;

4. Развивать  зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
  2. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
  3.  Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность. 

Пропедевтическая работа: Ведение с детьми календаря погоды и природы. Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений, загадок. Пальчиковых игр, пословиц об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Игра «Подбери признаки к предметам», «Подбери действия к предметам»

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень»,  корзина с листьями, мнемосхемы, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.


- О каком времени года говорилось в стихотворении?

- Назовите осенние месяцы.

- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

- Что такое листопад?

- Назовите приметы осени.

II. Основная часть

 Объявление темы.

- Сегодня мы поговорим об осенней поре, будем учиться составлять рассказ об осени.

3. Игра «Подбери действие».

- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают, летят, кружатся, ложатся, вянут.

- Дождь осенью — моросит, идет, стучит, капает, льёт.

- Ветер осенью – дует, задувает, срывает.

- Урожай осенью — убирают.

- Птицы осенью — улетают.

- Деревья осенью — роняют листья.

- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра «Подбери признак».

- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий, грибной, мелкий.

- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, солнечная.  морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

- День осенью (какой?) – пасмурный, дождливый, холодный, солнечный, ветреный, хмурый.

- Ветер осенью (какой?) – сильный, порывистый, ураганный.

5. Физкультминутка

Осень в гости к нам пришла        (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает                     (руки  над головой, движения из стороны 

С веточек листву сдувает               в сторону)

Листья по ветру кружатся            (дети изображают движения)

И под ноги к нам ложатся:

Листья березы, клена, осины        (загибают пальчики на обеих руках, 

Листики ивы и тополиные              начиная с большого пальца)

Кружат под ноги летят                 (руки перед собой снизу, движения из 

Знают, все дети в лесу листопад   стороны в сторону).

6. Составление рассказа об осени.

Дети, посмотрите,  сколько под деревом лежит листочков, но они какие-то не простые, на каждом листочке свой символ.

-Какое наступило время года? 

-Как греет солнце осенью?                      (символ «солнце»)

- Какой дует ветер?                                  (символ «ветер»)

- Что появляется на небе?                        (символ «тучи, дождь»)                   

-Какой осенью идёт дождь?

- Какие листья на деревьях?                    (символ «листья»)

-Какими становятся деревья и кусты?     (символ «деревья, кусты»)

- Куда улетают птицы?                             (символ «птицы»)

-Куда прячутся насекомые?                     (символ «насекомые»)

- Что происходит с дикими животными? (символ «животные»)

- Какие дары собирают осенью люди?     (символ «дары»)

-Как одеваются люди осенью?                  (символ «люди»)

 

Вот  и получился у нас рассказ об осени

 

Рассказ «Осень»

Осенью у солнца короткие лучи и поэтому оно греет слабо.

Осенью дует (холодный, сильный) ветер.

Осенью на небе много туч и часто идет (моросящий) дождь.

Листья желтеют, краснеют и опадают.

Деревья и кустарники стоят голые.

Осенью птицы улетают на юг.

Насекомые прячутся под кору деревьев.

Животные  делают запасы на зиму, меняют шубку, залегают в спячку.

Люди собирают урожай: овощи, фрукты. В лесу грибы, ягоды.

Люди одевают теплую одежду и обувь.

Рассказывание рассказа детьми.

III. Подведение итогов: О чем мы с вами говорили сегодня? Что вам понравилось?

С каким настроением заканчивается для вас наше занятие? 

Вы сегодня все были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...