Статья для начинающих педагогов "Характеристика приема мнемотехника"
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Коробкова Елена Вячеславовна

В данной статье представлена характеристика мнемохники как приема развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kharakteristika_mnemotekhniki_kak_priema.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика мнемотехники как приема

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких  лет  использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника, как прием развития связной речи

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. 

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

  • Развивать связную речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотехника строится на принципе от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминании
  4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
  5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

I.3. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми

Формы организации коррекционно-развивающей работы

  • Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с включением материалов по заданной теме;
  • Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи.

Эффективные методы и приемы:

  • теоретический анализ изученной научно-практической литературы и нормативно-правовых документов Министерства образования РФ, 
  • эксперимент, 
  • наблюдение деятельности учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной группе, 
  • логопедическое обследование,
  • беседы с детьми, педагогами и родителями,
  • изучение медицинской и психолого-педагогической документации.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
  •  Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.