Занятие по логопедической ритмике "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кошечкина Елена Владимировна

Конспект занятия по логопедической римике в старшей группе для детей с ОНР "Путешествие в сказку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_-starshaya_gruppa.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по логопедической ритмике

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Путешествие в сказку.

Учитель-логопед

Кошечкина Елена

Владимировна

        МДОУ

        «Детский сад № 3»

г. Дзержинск

2011 г.

Цель:        Формирование слоговой структуры слова через развитие у детей чувства ритма.

        

Обучающие задачи:

        Учить воспроизводить двигательные, звуковые и речевые ритмические ряды по показу, зрительному образцу.

        Учить изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

        Формировать усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого-медленного-умеренного) и метра (чередования долей, паузирования).

        Формировать слоговую структуру слова.

Развивать речевое дыхание, высоту голоса, слитность речи.

Развивать интонационную выразительность речи (повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию).

Расширять и обогащать словарь детей по теме «Посуда».

Коррекционно-развивающие задачи:

Закреплять навык правильного произношения изолированного звука [с].

        Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

        Развивать умение сосредотачивать свое внимание при воспроизведении ритма и сознательно подчинять ему свои движения.

        Развивать координацию слова с движением.

        Развивать мимику, регуляцию мышечного тонуса.

        Упражнять в правильном употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

        Продолжать развивать мелкую моторику руки.

        Закреплять двигательные умения, пространственную ориентировку.

Воспитательные задачи:

Воспитывать произвольное поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, самостоятельности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Пропедевтическая работа:

        Наработка необходимого словаря по теме.

        Упражнение в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

        Музыкально-ритмические упражнения: «Паровозик», «Улица», «Чай».

        Разучивание песенки «Бим-Бом».

        Воспроизведение повторяющихся ритмов с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа.

        

Оборудование:        

        Индивидуальные карточки  с различными ритмическими рисунками, обручи на каждого ребенка, музыкальные  инструменты на каждого ребенка: ложки, колокольчики, бубен; таз с посудой, мяч, магнитофон, компьютерная презентация к занятию, экран.

Методы и приемы:

        Сюжетная основа занятия; словесные игры, игровые упражнения,  пальчиковая гимнастика, художественное слово, музыкально-ритмические упражнения, элементы фонетической ритмики, элементы психогимнастики,  педагогическая оценка.

                

Дифференцированный подход:

                - дети с более или менее высоким уровнем развития.        

                - дети со средним уровнем развития.

                - дети с низким уровнем развития.

Для детей со средним и низким уровнем развития увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.

        Для закрепления умений используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем – дети со средним и низким уровнем развития.

        Вовлечение детей со средним  и низким уровнем развития  в активную работу обеспечивается подбором  зрительных образцов ритмических рисунков.

                        Деятельность логопеда

Дифферен-

цированный подход

Деятельность детей

Ι. Вводная часть.

1. Развитие внимания, ритма и темпа движений, умения реагировать на изменения в музыке.

-Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Садимся в поезд и поехали.

(Музыкально-ритмическое упражнение «Паровозик» С.Железнов)

- Вот мы и в сказке.

Жила-была муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, самовар она нашла. Пригласила всех на чай. Нынче Муха – именинница.

 2. Развитие интонационной выразительности.

-Кто это? (Муха.)

Муха.

                

Муха?

                

Муха!        

3. Развитие чувства ритма, умения держать паузу.

- Прохлопаем слово – му-ха.

-Прохлопаем с паузой – 1,2.

ӀӀ. Основная часть.

  1. Развитие фонематического слуха. Работа над слоговой структурой слова.

- Скоро гости придут, а у Мухи-Цокотухи  посуда не помыта (показывается таз с посудой).

Помогите Мухе посуду помыть, стол накрыть. Если правильно назовете слово, значит, вы хорошие помощники.

Упражнение «Убери лишний слог».

 - Чайтаник -…, тарелбака-…, статакан-…, блюдмице-…, чаштака-…, ложбака-...

  1. Развитие мелкой моторики, координации слова с движением.

Я тарелки разложу,

Ложки, вилки положу,

Мухе помогаю,

На стол я накрываю

  1. Развитие слухового внимания.

- Стол помогли накрыть. И обрадовались блюдца: дзынь-ляля, дзынь-ляля, вместе с чашками смеются: дзынь-ляля, дзынь-ляля.

-Произносим: чашка-блюдце-чашка-…

  1. Работа над грамматическим строем речи (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

-Посмотрите, у нас посуда большая, а у Мухи маленькая.

(Логопед бросает мяч ребенку, называет слово в начальной форме)

  1. Развитие внимания, умения быстро реагировать на изменения в музыке.

- Стол для маленьких гостей мы накрыли. А для себя? Нас муха тоже чаем хочет угостить.

Музыкально-ритмическое упражнение «Улица» - Пассакалия Г.Гендель.

  1. Развитие координации слова с движением, ритма движений, слухового внимания.

-Чтобы заварить чай, надо воды принести из колодца.

Мы к колодцу пошли,

Ведра так мы несли:

топ,топ,топ.

Мы к колодцу побежали,        

Ведра полные набрали:

Топы-топы, топы-топы, топы-топы.

        Мы обратно поскакали,                

Ведра чуть не потеряли:                

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,                

Топ-топ-топ.

-Воду принесли. А чайник где?

Жил-был чайник – посуды                                        начальник,

И были у него: нос,                                                        чтобы наливать -

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,        

Ручка, чтобы поднимать –

Тааааааак, таааааааак,        

Дно, чтоб не проливать –

Плюх!

Крышка, чтобы закрывать –

Бух!

  1. Развитие произносительных навыков. Работа над ритмом, темпом, высотой голоса, длительностью выдоха.

- Начинает чайник закипать: буль-буль (в медленном темпе)

 Кипит чайник: буль-буль-буль (в быстром темпе).

Чайник кипит по-разному.

 Вскипел и загудел: УУУУУУ (высоким голосом, затем низким).

Наливаем в чашки чай. Каждый ребенок соединяет руки в кольцо. «Чайник» наливает в «чашку», а ребенок произносит: ССССССС.

8.  Хоровое пение.

Песенка «Бим-Бом» С.Железнов

9.  Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.

- А вот и гости прилетели, прискакали: хмурая бабочка, веселый кузнечик, злой жук.

Музыкальные пальчиковые игры  «Чай».

10. Игра на музыкальных инструментах.

Игра «Оркестр»

III. Заключительная часть.

  1. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

-Муха будет продолжать именины, а нам пора из сказки домой возвращаться.

Домой попасть поможет облако.

Облака плывут по небу

И пушисты, и легки

То они как медвежата,

То как белые цветы.

                

        

  1. Итог.

- Сказке  конец,

А кто участвовал в ней,

Тот молодец.

Дети друг за другом двигаются по залу.

Слушают.

Правой рукой гладят левую от плеча к кисти.

На уровне груди кисти рук разводят в стороны.

Руки вверх.

Отхлопывают слово.

Прохлопывают слово по слогам с паузой (1-2 считают про себя).

Слушают.

Исправляют ошибки, называя правильно слово. Находят в тазу этот предмет и ставят на стол.

Хлопнуть, правую ладонь поставить перед собой, затем левую.

Правая ладонь – «ковшик» у плеча, на левой растопырить пальцы, поднести к плечу.

Скрестить ладони, «взмах крыльями».

Ладонь правой погладить ладонь левой руки.

Стоят в кругу, передают мяч, произнося поочереди: чашка-блюдце-чашка-блюдце- и т.д.

Ребёнок ловит мяч, образовывает слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом форму и возвращает мяч.

Берут обручи (блюдца) и двигаются под музыку изменяя движения. На конец музыки встают в обруч и ставят одну руку на пояс (ручка чашки).

Ходьба на месте.

3 хлопка.

Бегут на месте.

Поочередные хлопки руками по ногам.

Прыжки.

Отстукивают ритм ногами.

Маршируют на месте.

Сгибают правую руку в локте.

Хлопают в ладоши.

Ставят левую руку на пояс.

Медленно поднимают и опускают левое плечо.

Перекаты с пятки на носок.

Прыжок.

Ладони перед собой.

Ладони положить на голову.

Повторяют.

По индивидуальным схемам отхлопывают ритм, произнося буль.

| | | | | |

| | | 

|  |  |  |

Повторяют.

Из ладошек делают «чашечку».

Произносят звук.

Поют.

Изображают насекомых с различной мимикой.

Выполняют движения по подражанию.

Играют на музыкальных инструментах.

Слушают.

Лежат на ковриках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмическое занятие в старшей логопедической группе (ОНР) "Сказка о красках"

Выступление на региональном семинаре для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольнико...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"

Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...

Индивидуальное занятие в подготовительной логопедической группе Тема: «Сказка о том, как принц Серёжка научился произносить звук [Р]»

Обогащение и расширение словарного запаса.Совершенствование грамматического строя речи: развитие навыков словообразования и словоизменения, определения порядка слов в предложении, совершенствование на...

Занятие для детей логопедической группы «Зимняя сказка».

Занятие по предупреждению дисграфии для детей логопедической группы «Зимняя сказка»....

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе по русской народной сказке "Гуси-лебеди".

Уточнять и обогощать знание детей о русской народной сказке "Гуси-лебеди". Учить узнавать сказку по заданию. Вспомнить порядок появление героев в сказке. Развивать умение действовать согласованно. Раз...

Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы придумывание сказки "Снежинка" с использованием приема разрезных картинок .

В процессе  работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.Работая с детьми старшей...