обучение детей с нарушением развития речи творческому рассказыванию
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

представлена система работы по данному вопросу, перечислены приёмы, используемые для формирования навыков составления творческих рассказов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей с нарушениями развития речи творческому рассказыванию.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Составление творческого рассказ предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.).

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствуют активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Даже у детей с нормой развития речи, творческий рассказ не может появиться спонтанно. Для этого требуется систематическая работа по обучению детей составлению рассказов. Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций.

Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению творческих рассказов и рассказов с элементами творчества и к использованию адекватных приемов обучения с учетом особенности этой группы детей.

Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится в основном на втором году обучения. Однако, начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера. Так, на занятиях по обучению пересказыванию, можно применять следующие виды творческих заданий:

  • Игры-инсценировки на сюжет пересказываемого произведения;
  • Упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстрированного панно, фланелеграфа или наглядной схемы);
  • Рисования на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание);
  • Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:

- подстановка в текст пропущенных слов, словосочетаний

- восстановление нужной последовательности предложений

  •   Составление творческих пересказов – с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа или сказки от первого лица. Такие задания активно способствуют развитию воссоздающего и творческого воображения и монологической речи детей. Приведем для примера некоторые варианты таких заданий. Так, после пересказа сказки «Хвосты», детям предлагается составить творческий пересказ с введением в сюжетное действие новых действующих лиц (корова, петух, павлин), придумать какой-либо эпизод на основе её сюжета. Перед выполнением творческого задания проводится дополнительная беседа по содержанию текста (с уточнением ключевых моментов действия), объясняется предлагаемый способ «трансформации» сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования). Как вспомогательный прием, используется образец рассказа педагога или вопросный план (три-четыре вопроса). При затруднениях вопросы повторяются по ходу составления рассказа.

На занятиях по обучению рассказыванию по картине или серии картин, применимы задания:

  • Придумывание названия картине или серии картин;
  • Игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картин: «Кто больше увидит?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.),

 «Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины), «Кто самый внимательный?» (используя картину дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом);

  • Разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы);
  • Составление завязки или продолжения к изображенному сюжетному действию (по вопросам педагога). Для детей, более продвинутых в плане усвоения навыков связных высказываний, после составления рассказа по серии сюжетных картинок рекомендуется вводить различные творческие задания. Например, составить рассказ с заменой главного персонажа;
  • Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок;
  • Игра-упражнение «Угадай-ка» с использованием многофигурной картины («Зимние забавы», «Летом в парке») Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображенного на закрытой части картины (здесь – каток, там изображена горка– по картине «Зимние забавы»). Дети, ориентируясь на общее содержание картины высказывают догадки о возможных персонажах картины и их действиях, а педагог отмечает правильно угаданные или близкие к изображенному варианты. Затем экран убирается и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание. В другом варианте задания детям предлагается крупноформатная картина с изображением только места действия, той или иной обстановки (например, место действия к картинам «Зимние развлечения», Наш двор» и др.) без изображения соответствующих персонажей. На наборном полотне рядом с картиной помещают фигурки возможных персонажей картины, а также тех или иных предметов. Задача, стоящая перед детьми – установление действующих лиц и их взаимоотношений; требуется произвести правильный выбор персонажей и предметов и найти им нужное место на картине. После восстановления наглядного содержания картины дети переходят к её описанию.

При обучению описанию предметов возможно использование заданий:

  • Игра-упражнение «Узнай, что это?» (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
  • Составление описания предмета по собственному рисунку;
  • Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др.)

Включение творческих заданий в различные виды занятий (пересказ, рассказы по картинкам, описание предмета и др.) необходимы для подготовки детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества. Таковыми являются:

  • Составление рассказа по аналогии.

Для этого могут быть использованы произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей. В дальнейшем обучение составлению рассказов по аналогии с прослушанным текстом небольшого объема может проводиться без предварительного рассказа. При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме. Например,

В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат…) отправилась…(на дачу, рыбалку, в лес…). Папа взял с собой…, мама - …, а я захватил…. Мы ехали на/в …. Там (где?) очень красиво. Рядом есть…. Мы ходили в на… за… (что было дальше?).

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказов.

  • Придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа.

Этот вид работы рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте детям предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора её содержания дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного ее продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией. Для второго варианта задания текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним - двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа. Для занятий подбираются тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов продолжения рассказа. Например,

        Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и смотрел на птичку. Вдруг он прыгнул на дерево…

Или

        Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Ребята…

  • Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Для этого могут быть использованы следующие темы: «У Тани день рождения», «Как Вова и Миша ходили в зоопарк» и т.д.

  • Сочинение рассказа на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.

Например:  «мальчик – удочка – река». Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу. В данном случае – «на рыбалке». Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех-четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети.

  • Придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом без плана.

Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа (например: «Какая игрушка понравилась Лене в магазине», «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял»). Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

  • Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Этот вид рассказывания из-за своей сложности проводится на заключительном этапе работы. Его можно проводить под девизом «Кто придумает сказку интересней». При обучении детей с ОНР составлению рассказов на тему рекомендуется использовать следующие приемы:

                - опора на образец начала рассказа, данный педагогом;

                - вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа;

                - предваряющий вопросный план, составляемый коллективно и индивидуально, под руководством педагога; и др.

        Дальнейшая работа по формированию навыков творческого рассказывания проводится в процессе школьного обучения.

 

Отдельно следует отметить необходимость  эмоционального взаимодействия между педагогом и ребенком, создающим ситуацию доверия и внутренней свободы, которые помогают ребенку преодолеть стеснение и проявить творческую активность. Таким образом, отношения между взрослым и ребенком  на уровне эмпатии являются необходимым условием для обучения творческому рассказыванию.

Используемая литература:

- В.П.Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР»

- П.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»

- Л.А.Горбушина А.П.Николаечива «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста»

- Ф.А.Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»

- В.К.Воробьева «Методика развития Связной речи у детей с системным недоразвитием речи»

- журнал «Дошкольное воспитание» №12 2002 г.

- Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи-Творческое рассказывание по картине

Конспект НОД по развитию речи в старше-подготовительной группе.Творческое   рассказывание по картине «Детские забавы весной»  (придумывание начала и конца рассказа).Задачи:У...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Конспект по развитию речи "Творческое рассказывание Почемучки"

    В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность».     Т...

Технологическая карта по развитию речи. Творческое рассказывание «составление сказок»

Научить творчески составлять рассказыПрограммные задачи:Образовательные: Учить детей подбирать нужные слова; Учить составлять описательные рассказы; Учить говорить связно и выразительноРазвивающие: Ра...

Конспект занятия по развитию речи. (творческое рассказывание)

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Придумывания конца сказки....

Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Развитие речи» Творческое рассказывание «Сказку про Деда Мороза» (с использованием Кругов Лиллуя) Старшая группа

Цель: обучение детей составлению творческих рассказов на заданную тему, используя коллективный и индивидуальный способ составления рассказа...

Конспект ООД по развитию речи .Творческое рассказывание" Поговорим по телефону"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старше группеТема: Творческое рассказывание «Поговорим по телефону»Цель: Учить ребят особенностям диалогической...