Дифференциация звуков "с"- "ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ирина Васильевна Сизова

Закрепление знаний о механизме образования звуков "с"-"Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема:               «Дифференциация звуков «с» -«ш».

Цели занятия

Образовательные: Закрепление понятий о звуке, слоге, слове и предложении; закрепление знаний о механизме образования звуков [с] и [ш] и их артикуляционных особенностях.

Коррекционные: Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков . Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах . Совершенствовать навыки проведения звукового анализа . Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

Воспитательные: Воспитание положительных черт, умение выслушивать товарищей до конца, не перебивать говоривших.

Оборудование: зеркала по кол-ву детей, картинки,  дидактическая игрушка .

Ход занятия

  1. Организационный момент  Хоровое проговаривание детьми:

 Мы будем проговаривать всё правильно и внятно,

 мы будем выговаривать, чтоб было все понятно.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт мне речевые звуки.

– А теперь назовите мне слова, которые обозначают: признаки, предметы, или действия.

– Придумайте мне предложения.

– Молодцы! Сегодня на занятие к нам  пришла старушка Шапокляк с крысой Лариской. Им надоело шалить, и хотят позаниматься с вами. Давайте их научим правильно разговаривать. Возьмите зеркала. (Последовательное выполнение упражнений: “Забор” и “Окошечко”.) Они большие сладкоежки, очень любят блины с горячим молоком. (Последовательное выполнение упражнений “Лопата” и “Чашечка”). Чтобы не обжечься, подули на блины и на молоко (Поочерёдное задувание на язычок в положении “Лопата” и “Чашечка”). А еще потрудимся  (Упражнение “Чистим нижнее зубки, чистим верхние зубки”.) Молодцы все упражнения выполнили чётко и правильно. А кто помнит, для каких звуков нужны эти упражнения  (На прошлом занятии дежурными были звуки [с] и [ш].)

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Правильно. И сегодня на занятии мы будем, продолжать учится правильно произносить звуки [с] и [ш]. Шапокляк  хочет послушать, как вы научились давать характеристику этим звукам, а Лариска  хочет с вами поиграть.

3. Актуализация имеющихся знаний у детей

 Ребята послушайте внимательно, какие слова я вам назову. Какой звук слышится первым во всех этих слова.     Шкаф, шапка, шуба, Шарф, шайба.

- Во всех словах первым слышится звук [ш].

Шапокляк. Говорят, вы уже умеете давать характеристику звука. Я хочу послушать характеристику звука [ш].

- Звук [ш] согласный, всегда твёрдый, глухой, потому что горлышко не работает.

 Молодцы. А какой звук слышится во всех этих словах. Сова, касса, оса, собака, кокос, санки.

- Во всех этих словах слышится согласный, твёрдый, глухой звук [с].

 Ребята, давайте, расскажем, чем отличаются эти звуки, и чем они похожи.

- Эти звуки согласные, глухие, твёрдые. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Но произносятся они по-разному. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздух – холодный. При произнесении звука [ш], наши губы вытягиваются в “трубочку”, зубы сближены, язык поднят “чашечкой” к нёбу. Воздушная струя – тёплая.

Динамическая пауза  

  Логопед: А сейчас мы отдохнем.. Я буду читать стихи, а вы – выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи.

И смешные лягушки.

Смешные медведи.

Смешные олени.

Смешные моржи.

Смешные тюлени.

        

4. Основная часть

Логопед.. Садимся ровно, спинка прямая. Приготовили ушки, внимательно слушаем задания. Подскажите, как надо отвечать на вопросы.

- Надо отвечать полным предложением, чётко проговаривая слова.

 Игра “Звуковые часы”. Это упражнение развивает фонематический слух и формирует навык акустического различения звуков.

- Слово крыша одинаково звучит со словом крыса. Они отличаются одним звуком. В слове крыша – согл. звук [ш], а в слове крыса согласный звук – с-.

А кто вспомнит, какие слова были в задании , назовите мне пары этих слов.

Дети называют пары слов на память.

Логопед:  Есть еще игра для вас. Сели правильно, и внимательно слушаем задание.

 Игра “ Четвёртый лишний”.

 Найти лишнюю картинку, в которой не слышится заданный звук : звук [с] или звук [ш]. И объяснить, почему именно эта картинка лишняя.

- Здесь лишняя картинка – рубашка, потому что, в слове рубашка – слышится звук [ш], а во всех остальных звук [с].

Логопед хвалит детей, чьи ответы были полными и грамматически правильно построены. Обращает внимание остальных детей на красивые ответы товарищей.

Логопед: И с этим заданием вы справились. Молодцы.  А теперь закрыли глаза. Представили, что вы отдыхаете на пляже. Ласковое солнце светит, вы улыбаетесь. Открыли глазки. Мы немножко отдохнули и готовы выполнить последнее задание.

Игра “Составь слово из трёх букв”.  Логопед озвучивает задания для детей, выбирая только необходимые слова: сок, шар.

5. Итог занятия     Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие.

 Ребята, мне хотелось бы услышать, что на занятии вам понравилось. Кто, по вашему мнению, сегодня отвечал больше всех, и отвечал правильно, полными ответами.

Дети: Мне понравилось отвечать на  вопросы.

– А мне понравилось  выбирать лишнюю картинку.

– Мне понравилось, что все хорошо отвечали и нас хвалили.

Логопед: Да ребята, вы все молодцы. Занятие законченно. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Презентация "Дифференциация звуков К-Г"

В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....

дифференциация звуков Л-ЛЬ

презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...

"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...

Дифференциация звуков "с"- "ш"

Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...