Игры и игровые упражнения
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ёжикова Надежда Анатольевна

Использование игр и игровых упражнений для коррекции фонематического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovye_uprazhneniya.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игры и игровых  упражнения для  коррекции фонематического строя речи  у  старших  дошкольников  с ОНР.

Ёжикова  Н. А. -  учитель -  логопед

Главной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школьному обучению.   Несформированность  фонематической стороны речи в дошкольном возрасте оказывает отрицательное влияние на дальнейшее обучение ребёнка грамоте. Выраженное нарушение фонематического слуха определяет комплекс проблем при обучении письму и чтению.  Многие ошибки письма и чтения в школе обусловлены именно речевыми факторами, в частности недоразвитием фонематического восприятия  и                   несформированностью навыков фонематического анализа и синтеза.. В  связи  с этим  у дошкольников необходимо сформировать , как можно  раньше:        

  • Фонематическое восприятие
  • Навыки фонематического анализа  и  синтеза
  • Первоначальные навыки чтения

Фонематическое восприятие ребёнка с речевой патологией, как правило,  неустойчиво – эта неустойчивость и влечёт за собой трудность установления соответствия между звуком и буквой.     Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития.                                                                                                                                      Письменная речь-это зрительная форма существования устной речи   ( Р.И..Лалаева)            Учёными ( Ананьева Б. Г, Левина Р .Е.,  Спирова Л .Ф. ) доказано, что если у ребёнка не сформированы фонематические представления, то и  представление о графеме не сформируется. Буква будет  правильно и успешно усвоена,  если ребёнок дифференцирует звуки речи, может разложить  слово  на составляющие его фонемы и соотнести определённое сочетание фонем со смыслом.  У ребёнка с нарушениями речи  развитие  фонематических процессов запаздывает  и поэтому такой ребёнок имеет повышенный  риск возникновения  в школе  дисграфии. Одним из условий  успешного овладения грамотой является не устранение уже сформировавшейся  дисграфии, а её профилактика до начала школьного  обучения:                                                                                                                                           Одна из основных задач   профилактики  дисграфии   в детском саду  научить ребёнка  осознавать звуковую сторону слова  до начала обучения грамоте.                                                        В дошкольных учреждениях с нарушением   речи  формированию   фонематической                                     системы языка и навыков языкового анализа и синтеза  отводится особое место.

Работа  проводится  систематически  и  включает два  этапа:

Первый этап- это  работа  отдельно над каждым из звуков:                                                  Уточнение артикуляции звука с опорой на  зрительное, тактильное, слуховое  восприятие Выделение звука на фоне слога  и формирование  умения определять наличие звука в слове.

Второй этап   -  работа над дифференциацией смешиваемых звуков:                                 Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Многие дети могут правильно  повторять ряды слогов с фонетически далёкими звуками, а при повторении ряда слогов со сходными акустически  звуками будут  наблюдаться замены и перестановки звуков. Дифференцировки фонем могут быть затруднены у каждого ребёнка индивидуально.  Наиболее трудной является дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Частыми ошибками письменной речи являются замены гласных, особенно акустически сходных    ( о – у ;  и – е  ),  поэтому работа проводится  и по дифференциации гласных.                                  

Большое значение для профилактики акустической  дисграфии  имеет работа со словами –квазиомонимами ( лук – люк, чёлка – щёлка ).

В работе, на данном этапе  использую  рифмовки собственного сочинения:

На деревьях весной  распустились Почки.  поливали грядки из железной Бочки.          

Бабушка и дедушка пришли к внуку   в   Гости,,  Тузику и Бобику положили Кости   

Вышивала Танечка, уронила  Пяльцы,  уколола Танечка иголкой Пальцы.                                   Шёл за дедом хмурый  Вол,  на базар его дед  Вёл                                                                              Мышка в норке сыр грызёт,  Мишка  в берлоге лапу сосёт.                                                               Шла старушка несла  Лук,  уронила сумку в Люк.  _        

За то, что клоун корчил Рожи,  ему дарили  эти Розы.                                                                             В  настольной лампе яркий Свет,  в горшочке на окошке  Цвет.

 В логопедической работе по дифференциации фонем необходимо  учитывать, что совершенствование  слухопроизносительных  дифференцировок осуществляется более успешно, если проводится в тесной связи с развитием  фонематического анализа  и синтеза.

Даются такие задания:

  • Выбрать предметные картинки , в названиях которых определённое  количество звуков.
  • Из предложения выбрать слова с определённым количеством звуков.
  • Подобрать слова с определённым количеством звуков по сюжетной картинке.
  • Придумать слова с определённым количеством звуков.
  • Придумать слова, где заданный звук был бы на первом, втором и, третьем месте.
  • Подобрать слова, где заданный звук был бы в начале, середине или конце слова.
  • Составить слова из звуков данных в беспорядке .(Х У А М- муха).
  • Вставить в данные слова пропущенные звуки.
  • Добавить один, два звука к слогу так, чтобы получились разные слова (  ма – мак,  маки )
  • Подобрать слова  на каждый - звук исходного слова (Ромашка -   каша, мак, Маша.)
  • Преобразовать слова, добавляя звук в начале  слова (рот-крот. утка – шутка)
  • Преобразовать  слова,   добавляя звук в конце слова  (пол – полк),
  • Преобразовать слова изменяя один звук (сам-сом-сок –ток ..)
  • Преобразовать слова переставляя звуки ( мир - Рим, кот-ток;  рыбка- рыбак)         .Находить  место звука ( работа  с использованием схем)                                                       .Сосчитать звуки (определение количества звуков в слове)

В педагогике не существует более  интенсивных методов и приёмов, чем  игровые.   В игре реализуются возможности детей преодолевать  существующие трудности.  На каждом этапе логопедического воздействия применяются различные игры, при отборе которых принимается во внимание индивидуальные и психологические особенности  детей.  Вот некоторые  игры, часто применяемые  автором.

«Крайние звуки»   Дети придумывают слова,  звучание  которых начинается или заканчивается на заданный логопедом звук (например: лексическая тема  «Одежда  П – платье, пальто;   «Животные»  СЬ – лось, рысь.

Дежурный звук  Логопед  произносит звук, дети слова с этим звуком на первом месте     .(Кто повторил уже сказанное слово другими, тот проиграл

 «Разложи в портфеле» [Л]  -пенаЛ,  Ластик  [ЛЬ] –линейка, альбом.                                                                     [Р] - ручка, Краски ,каРандаш, тетРадь,

«Звук заблудился»  *от,     *оза,  *ыба  [Р] ;   *уна,    *ук,  [Л]…

«Живые звуки»  Ком –Том- Дом-Лом  2 вариат:  коТ- коМ- коЛ…

«Незнайкины ошибки»

1 вариант  «Угадай конец»   Маша кукле шар ( шарф) вязала – ей Наташа помогала .                                                                              Серый вол ( волк) голодный злой – ходит по лесу зимой .                                                                              

2 вариант  «Лишние звуки»    В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (кошки)                                                                  Славик видит слон (сон), что летит в ракете он.

3 вариант  «Недостающие  звуки»       Землю роет серый  кот ( крот) – разоряет огород                                                                         Написал письмо я  Знайке, но забыл приклеить  арки (марки )

Существенную помощь в нашей работе  оказывают небольшие четверостишья типа:

  • В слове на «С» повсюду свист – собака, слон, сосулька, лист.
  • В словах на «ш» шум слышен – камыш, решаем, пишем.
  • Комар звенит в словах –звонок, змея и зайка.
  • Пчела жужжит в словах –ежи, ужи, лужайка.        

В  своей работе часто применяем  авторские  игровые  упражнения – загадки.

  • В воздухе зимнем кружились,        

С  горки зимою катились  (санки, снежинки ).

  • С  жёлтенькими грудками на дерево садились,

Лучики его на землю опустились ( солнце, синицы).

  • В лесу  ползла,  змеилась  ,за осенью следом явилась (зима, змея),).
  • От дождика нас укрывает,  двери крепко запирает ( зонтик , замок).
  • В поле и в саду цветут. Зёрнышки в земле клюют  (цыплята , цветы)
  • От ветра улетаю ? ( шарик)  Из меха я бываю? (шуба)
  • Я -- игра в меня играют) ,  меня солдаты надевают  (шинель, шашки).
  •   По дереву ползёт  (жук)  в болоте живёт  (жаба)
  • Весною прилетают,  их   под дубом собирают (жёлуди журавли) .                                                  Вечно пятится назад  ,  буквы пишет вам в тетрадь ( ручка, рак).                                                           В нём и книги и тетради, дарят тётям в праздник дяди  ( ранец, розы).

Эффективными являются упражнения на различение близких по звуковому составу слов (логопед предлагает ребёнку прослушать рифмовку, найти в   ней неправильное слово и заменить его похожим по звучанию):

  • С  очень длинными усами проплывает под мостом -  Дом
  • Барсик наш совсем не глуп, очень любит рыбный  - Дуб.
  • Много снега на дворе, едут - Танки  по горе.
  • У Ванюшкиной сестрички с -  Фантиками две косички.

Практика показывает, такие формы работы формируют стойкий навык различения звуков ,  ускоряя процесс  готовности к  усвоению грамоты ;

помогают одновременно  с  речевыми задачами решать и  задачи психического и умственного развития .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...

Игры и игровые упражнения с использованием игровой деятельности с водой для детей младшего дошкольного возраста

Упражнение «Здравствуй водичка»Цель: создание позитивного настроения.-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. ...

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Расширять представления об окружающей действительности, развивать речь, совершенствовать психические процессы и игровые навыки ребенка. Приступая к занятиям со своим ребенком, помните, что игровые дей...

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения

Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...