Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Тема. Гласные звуки А-У-И-О-Э-Ы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Данный материал предназначен учителям-логопедам ДОУ как итоговое занятие по гласным звукам. Это занятие формирует умение чётко артикулировать гласные звуки, способствует развитию умений определять гласный звук в слове ( в начале, в середине, в конце слова), развитию зрительного и слухового восприятия, развитию мелкой моторики, памяти, мышления. Используются карточки собственного изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте (старшая группа)

Тема.  ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А-У-И-О-Э-Ы

Цель. Систематизировать знания детей о гласных звуках.

 Образовательные:

1. Закрепить навыки чёткого произношения гласных звуков

2. Закрепить понятие гласный звук

3. Упражнять в  определении гласных звуков в словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Коррекционно – развивающие:

1. Развивать фонематический слух;

2. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

3. Развивать мелкую моторику;

4. Развивать память, логическое мышление;

Воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

2. Воспитывать умение работать в коллективе;

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Схемы обозначения звуков;

2. Карточки со звуковыми песенками;

3. Карточки для определения гласных звуков ( в начале слова, в середине слова, в конце слова)

4. Картинки, которые начинаются с гласных звуков;

5. Клей

ХОД

1.Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране гласных  звуков. Хотите? Тогда приобретаем билеты.

(на столе лежат красные карточки с названием «Билет»).

Посмотрите, они красного цвета.  А почему? ( Ответы детей).

Потому, что гласные звуки мы тоже обозначаем красным цветом.

Итак, становимся друг за другом и в путь по стране гласных звуков.

(Звучит фонограмма музыки  «Паровозик из Ромашково»)

2. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом

Логопед.  Первая станция «Отгадай-ка»

Посмотрите, на доске картинки.

  1. Девочка качает куклу. Какую песенку она поёт? А-А-А.

Что происходит со ртом? (назвать артикуляцию звука)

Показ картинки звука А.

  1. Волк воет на луну. Какой звук он произносит?  У-У-У.  Что происходит с ротиком? (назвать артикуляцию звука). Показ картинки звука У.
  2. Песенка ослика. Какая? И-И-И.  Что происходит со ртом? (назвать артикуляцию звука). Показ картинки звука И.
  3. У девочки температура. Она болеет и произносит: О-О-О. Что происходит с ротиком? (назвать артикуляцию звука). Показ картинки звука О.
  4. Пароход гудит как? Ы-Ы-Ы. Что происходит с губами и языком? Показ картинки звука Ы.
  5. Девочка ругает котёнка за его проказы. Что она ему говорит? Э-Э-Э. Что происходит с губами и языком? Показ картинки звука Э.

Логопед. Давайте назовём все звуки. А-У-И-О-Ы-Э – голосом протянем мы.

А теперь поговорим о звуках,        

Ведь звуки – целая наука.

Как называются эти звуки? (Гласные). А почему? ( Их можно петь, во рту нет преграды).

Едем дальше (звучит музыка)

3. Формирование фонематического слуха, продолжительности и высоты звука

Логопед. Станция « Музыкальная»

Предлагаю поиграть в игру «Оркестр». Я – дирижёр, а вы - мои музыканты. Внимательно смотрите на мои руки.

-рука вверх – поём высоким голосом.

-рука вниз – поём низким голосом.

-руки в стороны – поём долго.

-руки рядом – поём коротко.  ( Демонстрирую рукой         продолжительность и высоту звука).

Логопед. На столах у вас карточки со звуковыми песенками. Теперь будем играть на пианино. Каждый из вас исполняет свою песенку.

(Дети как бы играют на пианино, касаясь звуковых человечков, и поют звуковые песенки). 

Замечательный у нас получился оркестр!

Едем дальше (звучит музыка)

4. Определение гласных звуков (в начале, в середине, в конце слова)

Логопед. Станция «Найди звук»

- У вас карточки. Посмотрите внимательно на картинки. Надо определить, какой гласный звук слышится в начале слова, и наклеить нужного звукового человечка.   Апельсин – звук А, ослик – звук О, утка – звук У.( Дети выполняют).

- У вас карточки. Посмотрите внимательно на картинки. Надо определить, какой гласный звук слышится в середине слова, и наклеить нужного звукового человечка.  Жук – звук У, сыр – звук Ы, зонт – звук О.( Дети выполняют).

- У вас карточки. Посмотрите внимательно на картинки. Надо определить, какой гласный звук слышится в конце слова, и наклеить нужного звукового человечка.     Труба – звук А, сапоги – звук И, цветы – звук Ы. ( Дети выполняют).

Едем дальше (звучит музыка)

5. Итог

Логопед. Станция «Гласные звуки - конечная»

Изучив все гласные,

Ты можешь без труда,

Как маг или волшебник

Произносить слова.  

Давайте ещё раз назовём гласные звуки: А-О-У-И-Ы-Э (Дети называют)

Я предлагаю вам выбрать каждому любой звуки и наклеить его на свой билет с одной стороны. ( Дети выполняют).

А теперь отобрать картинки, которые начинаются с вашего звука, и наклеить их с другой стороны билета. ( Дети выполняют).

Вот у нас с вами есть билеты и нам пора возвращаться обратно домой.

(звучит музыка)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на 2016 - 2017 учебный год

Перспективный план демонстрирует последовательность изучения звуков и букв на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР II-III уровень). Содержит цели и ...

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные:...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год I период обучения (сентябр

Разработала календарный план по фыормированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте на первый период( сентябрь-ноябрь) с указанием програмного содержания занятия и указанием использования ...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год 2 период обучения (декабрь

Для обеспечения речевого и личностного развития детей с ТНР составляется календарно-тематический план по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Подбор тем определяется сезонно...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема:" Гласный звук О, буква О"

Задачи: 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О.3) Продолжать учить дет...