Развитие речевого дыхания
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Приведены игры на развитие речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dykhaniya._dokument_microsoft_office_word.docx215.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речевого дыхания».

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

Так, считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легковозбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд, дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Он помогает улучшить процесс дыхания, очистить дыхательные органы и обеспечить возможность правильного вдоха. Кроме того, при плавном, спокойном, удлиненном выдохе расширяются и хорошо наполняются кровью сосуды.

Наряду с основной функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразование. Дыхание является основой внешней (произносительной) речи. От его правильности зависит чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков).

У детей с речевой патологией физиологическое дыхание имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнерёберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы.

Дошкольникам с речевыми нарушениями необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Для развития физиологического дыхания использую различные пособия, многие из них изготовлены мною самостоятельно.

Работа по развитию дыхания с применением пособий позволяет:

- обучить детей длительному, целенаправленному ротовому выдоху;

- сформировать такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность.

Игры для развития дыхания

Чтобы поддержать интерес к упражнениям на развитие правильного дыхания, применяются различные игровые упражнения.

Техника выполнения упражнений:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.

2. Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).

3. Выдох должен быть продолжительный и плавный.

4. Не поднимать плечи.

5. Не надувать щеки при выдохе (для начала их можно придерживать руками).

6. Упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз, более может привести к головокружению.

7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).

8. Проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме.

9. Помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

Работа по развитию дыхания с применением пособий позволяет:

- обучить детей длительному, целенаправленному ротовому выдоху;

- сформировать такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность.

Вертушки

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03922.JPG

Остуди чай

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03912.JPG

Задувание свечей

1. Дуем на огонь свечи резко, сильно, чтобы он сразу потух.

2. Дуем слабо, воздух выходит очень медленно. Огонь дрожит, отклоняется в сторону, но не гаснет.

При выполнении этих упражнений следить за положением губ - слегка округлены, и за тем, чтобы ребенок не надувал щеки.

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03918.JPG

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03921.JPG

«Прожорливые фрукты»

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03899.JPG

В игру можно играть индивидуально и подгруппой детей.
Дети задувают ватные шарики (кусочек бумаги, пёрышко и т.п.) в воротца «прожорливых фруктов» (кормят фрукты витаминками).  Можно дуть ртом (щёки не надувать), а можно через соломинку.

Варианты игры:
Дети рассказывают стихотворения, загадки, составляет рассказы-описания о своих фруктах. Можно использовать следующие речевые упражнения:

  • подбор слов-признаков предмета к данному фрукту (лимон кислый, овальный…)
  • подбор слов-действий (Лимон можно срывать, мыть, чистить, резать…)
  • образование относительных прилагательных (ананас – ананасовый сок…)
  • «один-много» (апельсин – апельсинов…)
  • «назови ласково» (яблоко-яблочко..)
  • сравнение двух фруктов по цвету, форме, вкусу (Лимон овальный, а апельсин круглый.)
  • составление загадок-описаний (Этот фрукт - жёлтый, овальный, кислый)
  • «четвёртый лишний» (по цвету, форме, вкусу) 

Игры «Рыбки», «Бабочки», «Собери яблоки», «Сдуй снежинку»,  «Разгони облака», и др. привлекают детей своей красочностью.

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03906.JPG 

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03907.JPG

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03908.JPG

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03909.JPG

F:\лого\возд. струя\фото\DSC03910.JPG

Упражнение  «Буря в стакане» или «Шторм в стакане» очень нравятся детям. Все, что нужно для их проведения - это стакан с водой и трубочка для коктейлей.

Возьмите два стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть.  Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

Упражнение  «Мыльные пузыри» - любимая забава малышей.  Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри. Или взрослый может выдувать пузыри, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 

Варианты игры:
"у кого больше пузырей"
"у кого самый большой пузырь"
"у кого дальше полетит"
"у кого дольше не лопнет пузырь" и т.д.
Такие игры можно проводить не только на улице летом,  но и в группе (дома) круглый год. Как правило,  дети от пузырей приходят в полный восторг независимо от возраста.

F:\лого\возд. струя\фото\DSC04031.JPG

Дыхание - одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Развивайте дыхание  ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...