Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ компенсирующего вида
рабочая программа по логопедии на тему

Спорыхина Ольга Валерьевна

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и соответствует Федеральный государственным образовательным стандартам.

Основной базой рабочей программы являются:

- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина,М., «Просвещение», 2009. Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

- Программно-методических рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» этих же авторов.

Цели программы:

1. Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

2. Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Авторы-составители: учитель-логопед высшей квалификационной категории Домнина Г.Б., учитель-логопед Стасуй Н.В., учитель-логопед Спорыхина О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logopeda.docx53.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя-логопеда

ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1901

в соответствии с ФГОС

Содержание

I  :  Целевой раздел

  1. Особенности детского сада
  2. Особенности наших воспитанников
  1. Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития  по Р.Е.Левиной и Т.Б.Филичевой)
  1. Цели программы
  2. Задачи коррекционного обучения

II : Содержательный раздел

  1. Перечень коррекционных программ и технологий
  2. Целевые ориентиры
  3. Определение способов фиксации динамики детского развития

III : организационный раздел

  1. Логопедическая коррекция в ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1901
  2. Взаимодействие специалистов ДОУ в работе по организации коррекционно-образовательной деятельности
  3. Формы взаимодействия специалистов
  4. Взаимодействие с семьями воспитанников

I  -целевой раздел-                                                                                            -1- Особенности детского сада.

ГБОУ детский сад №1901 компенсирующего вида посещают дети с проблемами в речевом и психическом развитии. Эти дети сначала проходят обследование на ОПМПК, получают соответствующие направления, на основании которых в саду формируются группы: для детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития (диагностические), для детей среднего, старшего и подготовительного возраста с общим недоразвитием речи, а также для детей с задержкой психического развития. Наполняемость групп – (14-17)детей. Ежедневная продолжительность пребывания детей в ДОУ – 12 часов. В зависимости от сложности речевой проблемы дети-логопаты занимаются с логопедом ежедневно по (10-30) минут в течение 1-2-3-4х лет. Вопрос о продолжении воспитания и обучения ребёнка в ДОУ компенсирующего вида в следующем учебном году решается консилиумом специалистов ДОУ, врачебной комиссией детской поликлиники и, главное, переводной ОПМПК.                                                Воспитанники с особыми образовательными потребностями получают в саду комплексную квалифицированную психолого-педагогическую, логопедическую и дефектологическую помощь.                                         Ежегодно детский сад выпускает в школу 30-50 ребят (из 150-160и воспитанников). По результатам ежегодного мониторинга уровня речевого развития и материалам выпускной ОПМПК более 80% наших выпускников уходят в школу с полной компенсацией речевых нарушений и прочной подготовкой к школьному обучению. Остальным 17-20% выпускникам рекомендуются массовые школы с логопунктом (под контроль школьного логопеда).  2-3%  наших будущих первоклассников направляются в школы V-го или VII-го вида. Анализ успеваемости наших выпускников-первоклассников показывает, что абсолютное большинство из них учатся на «4» и «5».

-2- Особенности наших воспитанников

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое нарушение у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую  системы языка. При этом оказываются несформированными в соответствии с возрастной нормой звукопроизношение и фонематическое восприятие,  а также словарный запас, грамматический строй языка и, как следствие, связная речь.

          Причины ОНР: - неправильные условия формирования речи в семье; недостаточность речевого общения (например, в условиях домов ребенка); неблагоприятные социальные условия, в которых находится ребёнок (асоциальная или неполная семья); нарушения здоровья ребенка вследствие соматических заболеваний; минимально выраженные неврологические нарушения; раннее поражение центральной нервной системы; наследственный фактор (в отдельных случаях); последствия таких сложных нарушений, как алалия, дизартрия, ринолалия и др.                                        Клиническая характеристика детей с недоразвитием речи неоднородна (Е.М.Мастюкова). Можно выделить три основные группы ОНР у детей.

  1. Неосложнённый вариант. Отсутствуют явно выраженные симптомы поражения ЦНС. Недоразвитие всех компонентов языка у этих детей сопровождается незначительными неврологическими нарушениями, такими как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и др.; наблюдается эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.
  2. Осложненный вариант. Речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как синдром повышенного внутречепного давления, цереброастенические и неврозоподобные синдромы, синдромы двигательной расторможенности и дефицита внимания. У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость всех психических процессов, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость.
  3. Глубокое и стойкое недоразвитие, обусловленное органическим поражением речевых зон головного мозга. Как правило, данную группу составляют дети с моторной алалией.

2.1. Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития  по Р.Е.Левиной и Т.Б.Филичевой)

Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований; в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещё не изжитыми нарушениями.        

Характеристика детей с I уровнем развития речи.

А) отсутствие общеупотребительной речи. Б) стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. В) вербальными средствами коммуникации являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Г) при воспроизведении слов преимущественно сохраняется их корневая часть, грубо нарушается  звуко-слоговая структура. Д)  многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка, активно использование паралингвистических средств общения: жестов, мимики, интонации.  Е) неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Ж) употребление, как правило, двусложных слов,  только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Характеристика детей со II уровнем развития речи.                             А) начатки общеупотребительной речи, наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. Б) нарушение способов согласования и управления слов во фразе.   В) появление в самостоятельной речи простых предлогов или их лепетных вариантов, отсутствие сложных предлогов. Г) недостаточность  словообразовательных операций разной степени сложности, грубые ошибки в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Д) существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Е) сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Ж) ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. З) Связная речь сводится к простому перечислению событий, действий или предметов.     И) звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. К) высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости

 Характеристика детей с III уровнем развития речи.                                   

А) характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.  Структура простых предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Б) существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. В) недостаточная словообразовательная деятельность:  употребление лишь простых уменьшительно-ласкательных форм существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названий некоторых профессий, приставочных глаголов… Трудности адекватного объяснения значений слов. Стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Г) неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий частей: тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых. Д) тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля… Е) специфическое своеобразие связной речи,  трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии,  заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие используемых языковых средств. Ж) трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. З) звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия: проблемы с выделением первого и последнего согласного, гласного звука в середине и конце слова, с подбором  картинок или слов с заданным звуком, с определением наличия и места звука в слове….

Характеристика детей с IV уровнем развития речи (НВ ОНР):

А) остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.      Б) затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости. В) несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция, «смазанность» речи. Г) незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем. Д) отдельные нарушения смысловой стороны речи - неточное понимание редко встречающихся слов, слабый подбор синонимических и антонимических пар. Е) специфические словообразовательные ошибки: в притяжательных прилагательных,  в сложных словах, в приставочных глаголах.... Ж) неточно понимание и употребление пословиц, слов и фраз с переносным значением.     З) Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного, нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными мужского и женского рода, единственного и множественного числа. И) сложности в конструировании предложений с придаточными: пропуски или замены союзов.
      К) В связной речи затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз, использование преимущественно коротких малоинформативных предложений.

          -3- Цели программы

  • Устранение речевого дефекта детей и предупреждение  возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
  • Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

-4- Задачи коррекционного обучения

  • Для детей с ОНР I уровня речевого развития:

- развитие понимания речи;

- развитие активной подражательной речевой деятельности;

- развитие внимания, памяти, мышления детей.

  • Для детей с ОНР II уровня речевого развития:

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной фразовой речи.

  • Для детей с ОНР III уровня речевого развития:

- развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

  • Для детей с ОНР IV уровня речевого развития (НВ ОНР):

- совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- совершенствование произносительной стороны речи

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

II -содержательный раздел-

-1- перечень коррекционных программ и технологий

 Программа: 

  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина,М., «Просвещение», 2009. Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
  • Программно-методических рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» этих же авторов.

Технологии:

1.Логопедические технологии формирования произносительной стороны речи:

• Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.:Т.Дмитриева,2012.

• Спивак Е.Н.  Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. –М.:издательство ГНОМ, 2012

• Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. –Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009

• Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –М.: Издат-школа, 1996

• Дьякова Е.А., Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003г.

• Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л 1999г.
• Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения и комплект тетрадей по закреплению произношения звуков у дошкольников. – М.:Гном и Д, 2001г.
• Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-С-П.2000.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1998
• Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.1996.
• Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
• Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1994г.
• Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.
• Резниченко Т.Б. Ларина О.Д. Говорим правильно (альбомы) – М, 2003 г.

• Жихарева-Норкина Ю.Б.Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.:.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

• Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. СПб., 1999.

2.Технологии формирования слоговой структуры слова.

• Маркова А.К. О преодолении нарушения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
• Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П.2000
• Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – Книголюб, 2005г.
• Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М.,2001.

• Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

• Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013 –.(Логопедические технологии)

•Курдвановская Н.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. М.: ТЦ Сфера ,2007

3.Технологии обогащения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи:

• Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ЗРР.- М. 1973г.
•Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.

•Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома),  - М. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008г.

•Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас: тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир» , 2011

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 2s02wfc5r0f9rouc9

•Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, Детство-Пресс, 2001г.

•Агранович З.Е. Домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР. –СПб : Детство-пресс , 2001г.

• Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
• Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М.2000.
• Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1999.
• Набор игр — занятий, разработанный педагогическим коллективом детского сада №1565.
• Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. — М.2003
• Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999.
• Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ЗРР.- М. 1973г.
• Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.

•Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990г.

•Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с PHH. СПб, 2004

4. Технологии формирования связной речи:

•Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 2s02wfc5r0f9rouc9

Арбекова, Н.Е.Развиваем связную речь у детей 4—5 лет с ОНР.  В 3 альбомах/ Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2012.

• Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М. 2002.
• Коноваленко В.В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна) -М.2001
• Коноваленко В.В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.-М.2003
• Коноваленко ВВ. Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе.-М.1998 г.
• Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения для развития речи.-М.2001.
• Ткаченко Т.А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.-М. 1981
• Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь.-С-П. 1999
• Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
• Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.-М.2000.
• Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.

5. Логопедические технологии обучения грамоте:

•Руканова СП., БетцЛ.Л. Я  учусь говорить и читать. ( В 3 альбомах для индивидуальной работы) / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.                                                                                              •Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 2bcj0r2kk50isy9p92s02wfc5r0f9rouc9

•Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Кислова Т.Р. По дороге к азбуке (пособие в 4 частях), М.: Баласс, 2003г.

•Кузнецова Е.В., Тихонова Н.А. Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 1999г.

• Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.-М.2000.
• Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
•Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. –М., 2000г.

• Ткаченко Т.А. Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2013

• Ткаченко Т.А. Первые прописи. Методика ранней грамотности. – М.: Эксмо, 2013

-2- целевые ориентиры

  • Для детей с ОНР I уровня речевого развития:

В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Дети должны научиться выражать свои желания с помощью простых просьб; отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста.  Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.

  • Для детей с ОНР II уровня речевого развития:

К концу данного этапа обучения дети должны научиться соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; узнавать по словесному описанию знакомые предметы; сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; понимать простые грамматические категории; воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; обращаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.  Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

  • Для детей с ОНР III уровня речевого развития:

К концу данного этапа обучения  дети должны научиться: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

владеть элементарными навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.

В итоге обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развёрнутая речь может иметь лексические, грамматические, фонетические неточности, ликвидация которых должна сочетаться с обучением детей сложным формам речи, что предполагается делать на следующем этапе обучения.

  • Для детей с ОНР IV уровня речевого развития (НВ ОНР):

В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа  и синтеза и элементарные навыки грамоты.

- 3- определение способов фиксации динамики детского развития

Вид диагностики –  логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка с определением таких показателей, как: состояние лексикона, уровня его грамматической компетенции, усвоения фонетико-фонологической системы родного языка, понимания и самостоятельного продуцирования и репродуцирования текста, психологической базы речи (вербальной памяти, речевого внимания, словесно-логического мышления).

Форма обследования – иллюстрированные тестовые задания с учётом возраста и речевого диагноза ребёнка.

Источник – «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова.

Способы и параметры фиксации – протоколы обследования речи детей, индивидуальные речевые карты с фиксацией симптомов речевых нарушений и чётко обоснованным логопедическим заключением, электронные сводные индивидуальные и групповые таблицы и диаграммы динамики логопедической коррекции (по методике О.А.Безруковой).

Сроки – сентябрь, январь, май.

Исполнитель – учитель-логопед.

III - организационный раздел –

-1- Логопедическая коррекция в ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1901

  • Логопеды и дефектолог учреждения работают по специальным коррекционным программам, рекомендованным для каждого возраста и каждого речевого диагноза (см. содержательный раздел программы);
  • Все группы оборудованы коррекционными кабинетами со всеми необходимыми пособиями и материалами;
  • В начале года (сентябрь) специалисты проводят детальное логопедическое и психолого-педагогическое обследование, по итогам которого составляются планы индивидуальной логопедической коррекции, перспективное и календарное планирование работы в группе. Промежуточный (январь) и итоговый (май) мониторинги речевого развития воспитанников позволяют выявить динамику коррекции, западающие разделы речевой работы (чаще всего это – формирование и развитие связной речи), индивидуальные проблемы детей, скорректировать планы логопедического воздействия, обеспечить индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку.
  • В группах ежедневно проводятся фронтальные или фронтально-подгрупповые занятия с детьми, на которых логопеды дифференцированно подходят к каждому ребёнку. Они подбирают разно-уровневые задания, создавая положительную мотивацию к овладению материалом и к преодолению дефекта (сказочно-игровые сюжеты занятий, сюрпризные моменты, красочный демонстрационный материал, частая смена задач и положений тела, физкультминутки и пальчиковые разминки, яркий эмоциональный фон…). Логопеды владеют многообразными приёмами исправления нарушений по всем речевым разделам с учётом возрастных и речевых особенностей детей. В группах ранней диагностики широко практикуются дидактические упражнения на развитие психических функций и формирование сенсорных эталонов, артикуляционные сказки о Язычке, игры со звуковыми символами (методика Т.А.Ткаченко), фонетическая ритмика Т.М.Власовой для спонтанного вызывания звуков, логосистема Т.Н.Новиковой-Иванцовой для перехода от слова к простейшей фразе...   Важным разделом логопедической коррекции в старших группах является формирование фонетико-фонологической компетенции: фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. Дети учатся выделять звуки, сравнивать, характеризовать их, определять их последовательность, строить звуковые и слоговые домики.  На занятиях по развитию фразовой и связной речи логопеды применяют самые современные  технологии: методы ТРИЗ и РТВ, рассказы цепной организации В.К.Воробьёвой, опорные схемы, картины с проблемным сюжетом, серии картин Т.А.Ткаченко…  В подготовительных к школе группах профилактика дисграфий и дислексий проводится на занятиях по обучению грамоте. Дети в игре учатся слиянию звуков в слог, слогов в слово. Они пробуют подбирать слово к слогу и к слоговой схеме, делят слова на слоги, переставляют слоги, получая новые слова. По опорным словам дети составляют фразу,  исправляют деформированное предложение, составляют графическую схему фразы или подбирают фразу к заданной схеме. При обучении чтению логопеды выбирают приёмы, наиболее подходящие данному ребёнку. Это могут быть и аналитико-синтетический метод К.Д.Ушинского, и методика скоростного обучения чтению по кубикам и таблицам Н.А.Зайцева…
  •  На индивидуальных коррекционных занятиях логопеды развивают ощущения и подвижность органов артикуляции, внимание к ним, отрабатывают артикуляционные уклады, вызывают, автоматизируют и дифференцируют звуки в различных позициях, работают над слоговой структурой слова, исправляют отдельные нарушенные грамматические категории, предлагают игры и упражнения на развитие  психических функций и формирование сенсорных эталонов на вербальном материале…). Исправляя нарушенное звукопроизношение, логопеды активно применяют стихотворные артикуляционные разминки, дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, фонетическую ритмику, приёмы логопедического массажа Е.Н.Новиковой, Е.А.Дьяковой…    
  • На всех логопедических занятиях педагоги стараются  поддерживать детскую инициативу при исправлении речевых нарушений, формировать активное отношение и интерес к звучащей речи, развивать умение размышлять и экспериментировать со словом! Для активизации позиции ребёнка в добывании информации логопеды используют такие формы подачи материала, как выбор, поиск, проверки, сравнения, замены, перестановки, проблемные вопросы и ситуации, моделирование состава слогов, слов, фраз и текстов…

-2- взаимодействие специалистов ДОУ в работе по организации коррекционно-образовательной деятельности.

Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Учитель-логопед:

  • Мониторинг уровня речевого развития детей (три раза в год);
  • Составление и корректирование перспективных планов индивидуальной логопедической коррекции, перспективное и календарное планирование логопедической работы в группе;
  • Фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия (фонетико-фонематические, лексико-грамматические, занятия по развитию фразовой и связной речи);
  • индивидуальные коррекционные занятия согласно перспективным планам индивидуальной логопедической коррекции;
  • Координация коррекционной работы всех специалистов, работающих с группой: психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника; сотрудничество с другими логопедами ДОУ;
  • Преемственность в работе логопеда и воспитателя: взаимопосещения занятий с детьми, участие логопеда в подготовке и проведении мероприятий в группе, индивидуальные задания и упражнения логопеда для вечерних занятий воспитателя с детьми, отражение в тетради взаимосвязи текущей работы логопеда и эффективности вечерних индивидуальных занятий…
  • Вовлечение родителей в процесс логопедической коррекции через детские логопедические тетради, наглядную агитацию в группе, открытые просмотры, собрания, консультации, беседы.

Воспитатель:

  • применение на фронтальных и подгрупповых занятиях по развитию речи дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
  • знание и использование в работе с детьми артикуляционных упражнений и их комплексов, грамматических упражнений, технологий развития фразовой и связной речи;
  • уточнение и обогащение детской лексики, акцентирование детского внимания на смысловой стороне слова или изречения во всех режимных моментах, сопровождение жизни детей в детском саду яркими эпитетами, образными сравнениями, метафорами, потешками, поговорками, стишками;
  • развитие просодической стороны речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы;
  • учёт индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи, развитие восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления;
  • развитие познавательных интересов детей, расширение коммуникативных контактов с окружающими, усвоение норм и ценностей общения, принятых в обществе;
  • создание доброжелательной обстановки в группе, снятие переживаний, связанных с речевой неполноценностью, укрепление веры в собственные силы, формирование интереса к звучащей речи;
  • комментирование своей и детской деятельности (проговаривание вслух последующих действий, называние явлений, предметов и их частей);
  • систематический контроль во всех режимных моментах за     поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

Музыкальный руководитель:

  • формирование музыкального слуха и внимания к неречевым звукам;
  • развитие двигательной памяти и координации;
  • включение в занятие музыкальных распевов на закрепление вызванных звуков и звукоподражаний;
  • использование музыкально-ритмических игр, логоритмических упражнений на  согласование речи с движением;
  • работа над выразительностью мимики и жестов в музыкальных этюдах; над пластикой и темпом движения в музыкальных зарисовках;
  • обучение коммуникативным навыкам в играх-драматизациях.

Педагог-психолог:

  • развитие психических процессов, являющихся психологической основой речи: восприятия и ощущения, внимания и памяти, воображения, словесно-логического мышления;
  • помощь в оречевлении своего эмоционального состояния и способов его улучшения;
  • включение в занятия психогимнастики в качестве фона для развития просодических компонентов речи;
  • формирование навыков общения в сказочных или придуманных сюжетах и инсценировках.

Специалист по ФИЗО:

  • преодоление нарушений общей моторики, координации движений;
  • формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха с помощью специальных гимнастик;
  • включение в занятия элементов фонетической ритмики на закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • широкое использование текстовых игр и упражнений на согласование речи с движением;
  •  речевое сопровождение всех спортивных заданий и движений ;
  • развитие связности высказывания путём объяснения детьми правил игры, последовательности и способа выполнения упражнений;
  • обучение пространственным ориентировкам в играх и упражнениях.

-3- формы взаимодействия специалистов.

Логопеды координируют всю коррекционную работу специалистов ДОУ:

  • совместные наблюдения, обсуждения, косилиумы, консультации, просмотры открытых занятий;
  • знакомство с результатами логопедического обследования, учёт психолого-педагогических и речевых особенностей воспитанников;
  • согласование планов своей работы с коррекционными планами и планами образовательной работы (в соответствии с проходимыми лексическими темами);
  • внесение по рекомендации логопеда  в программное содержание своих занятий задач речевой коррекции;
  • оповещение специалистов о ходе и изменениях в логопедической работе с каждым ребёнком;
  • ежедневный учёт успехов воспитанников в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя;
  • не дублирование, а взаимодополнение, взаимоподдержка, принятие согласованных решений.

-4- взаимодействие с семьями воспитанников.

  • Родительские собрания: сентябрь – ознакомление с итогами логопедического обследования, с перспективными планами подгрупповой и индивидуальной работы; январь – ознакомление с итогами промежуточного мониторинга, -рекомендации по речевому поведению в семье, необходимостью систематического контроля за произношением вызванных звуков и аграмматизмами в речи, знакомство с положительным семейным опытом участия родителей в коррекционном процессе, -выяснение логопедических затруднений родителей; май – подведение готовых итогов, рекомендации на лето.
  • Индивидуальные и подгрупповые консультации (очные и заочные по электронной почте): - рекомендации по выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений, -грамматических заданий,- исправлению нарушений слоговой структуры слова;                -преодолению психологических проблем ребёнка, - обучение работе с логопедической тетрадью дома; -ознакомление родителей с приёмами звуко-слогового анализа и синтеза; - с этапами обучения грамоте детей-логопатов; - с формированием мотивации к исправлению речи…
  • Открытые просмотры индивидуальных и подгрупповых занятий:          -родитель чётче осознаёт речевые и психологические проблемы своего ребёнка, -охотнее настраивается на сотрудничество, -вовлекается в коррекционно-образовательный процесс, -лучше усваивает игровые подходы в коррекционной работе и её необходимость, -уважительнее относится к нелёгкому труду учителя-логопеда…);
  • Пропаганда логопедических знаний среди родителей: - ширмы, папки-передвижки, -диски с рекомендациями по конкретной речевой проблеме, -логопедическая библиотечка, -детская логопедическая тетрадь (ознакомление с текущей работой логопеда и приёмами коррекции, постепенное воспитание школьных качеств…);
  • Дни открытых дверей (для родителей вновь поступающих детей)

-ознакомление с системой преодоления речевых нарушений в детском  саду на стендах и в индивидуальных беседах и экскурсиях по саду,         - предоставление информации о программе ДОУ, - консультирование по интересующим родителей вопросам…

  • Участие родителей в работе Управляющего совета ДОУ, в оценке деятельности логопедов и воспитателей..

Только совместными усилиями родителей и педагогов ДОУ кропотливая работа по преодолению речевых проблем у дошкольников станет успешной и результативной, и наши дети получат отличный старт в школьную жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...

Рабочая программа учителя логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста группы с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии со ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи....

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности № на 2017-2018 учебный год . Составлена на основе АООП.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в фи...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2023 – 2024 учебный год

Программа разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) муниципального б...

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР нашего детского сада является одним из вариантов этого документа. При необходимости в рабочую программу ...