Профилактика нарушений речи
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции помогает вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений

               Ваш ребёнок пришёл в этот мир, чтобы быть здоровым, счастливым и успешным.  Задумывались ли вы, почему ваш ребёнок становится сразу неуспешным, как только начинается обучение в школе или подготовка к ней?

             Правильная речь формируется в детском возрасте: от 0 до 4-5 лет, в дальнейшем идет лишь расширение словаря и грамматических конструкций, освоение норм письма родного языка.                      Звукопроизносительная же сторона речи должна быть сформирована уже к 5 годам. Тем не менее, 40% российских детей в возрасте 5 лет по-прежнему неверно произносят звуки родного языка, причем число таких дошкольников постоянно растет. Увеличивается также число детей, у которых к школьному возрасту выявляется задержка речевого развития.

              Многие родители спокойно относятся к речевым недостаткам своих детей, считая, что все само собой образуется - это заблуждение. Неправильное произношение часто является серьёзным препятствием в овладении чтением и письмом, кроме того "нечистая" речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт.

                Двигательное развитие ребёнка в младенчестве должно проходить в определённой последовательности.  Если его этапы пройдены правильно, то запускается ряд важнейших механизмов работы мозга.

                В настоящее время большинство детей демонстрирует задержку и искажение двигательного развития.  Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно предполагать какие проблемы ждут его дальше.   Конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки.   С рождения до достижения ребёнком одного года происходит интенсивное двигательное развитие.

                До периода ползания ребенок должен пройти важный этап подготовки всех групп мышц к этой сложной деятельности. Он должен научиться не только держать голову и удерживать её в равновесии во множестве разных положений тела, но и переворачиваться с живота на спину и обратно, опираться на руки.

             В 2–3 месяца ребёнок в норме удерживает голову. Причем не только поднимает ее в положении лежа на животе, но и подтягивает ее к своей груди, когда находится на руках у матери. Это один из первых произвольных навыков, необходимых для начала формирования вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего). Одновременно начинает формироваться опора на руки. В положении на животе ребёнок до двух–трёх  месячного возраста должен опираться на локти, а к 3–4 месяцам – и на раскрытые ладони. Этот навык необходим для освобождения рук – они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.

             Далее ребёнок учится переворачиваться со спины на живот и с живота на спину и активно крутиться в положении лежа. Обычно это происходит в 4–5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец–то дотянуться до интересной игрушки.

            Затем ребёнок начинает вертеться в положении на животе.  Навык нужен для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на животе  малыш может одновременно поднимать руки и ноги «самолетиком». Эти навыки, приобретаемые в 5–6 месяцев, говорят о дальнейшем правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.

       Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга.    В это же самое время малыш начинает произносить звуки, гулить, лепетать для того, чтобы общаться, пробуя свои способности управления языком.  Благодаря ползанию совершенствуется зрительное восприятие, развивается тактильная чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций: пространственно–временных, причинно–следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

             Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме. У него будет грязь в тетрадях, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.

             Если ребёнок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.   Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует.    У ребёнка при этом имеется гипертонус (повышенный тонус) или гипотонус (пониженный тонус). Врачи часто ставят диагноз «мышечная дистония», а мамы могут жаловаться, что ребёнок ходит на пальцах ног, не опираясь на всю стопу.    Проблемы с тонусом могут сохраняться у него  до 5, 8 и даже до 10 лет, а в некоторых случаях и до более позднего возраста, поэтому  ребёнок моторно неловок, неуклюж, очень травматичен.  Такому ребенку необходима консультация нейропсихолога.    Далее возникает целый ряд феноменов.

Если искажается двигательная сфера – искажается и речевое развитие. Ребёнок может не говорить до 3–4 лет, или говорит односложные слова, у него нет фразовой речи, возникает проблема с произношением звуков («каша во рту»). Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое.

                Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. Если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения с родителями, учителями и со сверстниками. А если ребёнок физически слабый, быстро устаёт, часто болеет, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и иногда ребёнок может стать капризным, не соблюдать социальные нормы поведения. Проблемы будут нарастать, и уже к 9–10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

               Многие особенности развития ребёнка можно скоррегировать с помощью коррекционно-развивающих   и формирующих занятий по «методу замещающего онтогенеза», пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированное обучение позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по профилактике нарушений речи

Консультация для родителей логопедической группы...

"Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста"

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.  Особенно продуктив...

Профилактика нарушений речи

Введение Глава 1  Теоретический анализ литературных источников по вопросам профилактики речевых нарушений. 1.2 Основные виды и формы речевых нарушений 1.2 Причины и  факторы р...

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Презентация на тему: Использование артикуляционных и мимических упражнений для профилактики нарушений речи у детей-дизартриков с нарушениями ОДА

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики в детском саду с логопедом и дома с родителями является не только основой корре...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...