"Формирование эмоциональной стабильности и регуляции поведения у детей"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Полякова Сусанна Сергеевна

Проблема регуляции поведения детей,   формирования эмоциональной стабильности,   для  педагогов  актуальна. Наши дети   существенно  отличаются от своих сверстников, живущих с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regul._poved.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной стабильности и регуляции поведения у детей

         Проблема регуляции поведения детей,   формирования эмоциональной стабильности,   для  педагогов  актуальна. Наши дети   существенно  отличаются от своих сверстников, живущих с родителями.

 Им свойственны:

эмоциональная импульсивность, конфликтность, доходящая до агрессии, обидчивость, раздражительность, создающие эмоциональные и поведенческие проблемы, трудности в социальной адаптации, усвоении программного материала школы.

         Проводимое комплексное логопедическое обследование вновь прибывших  детей  выявляет помимо речевых нарушений различного характера задержку психического развития, которая обусловливает недоразвитие эмоционально-волевой сферы. У воспитанников данное отклонение особенно выражено.

        Правильно организованная, целенаправленная, комплексная медико-психолого-педагогическая работа поможет избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. Работу необходимо начинать с момента поступления воспитанников в отделение социальной реабилитации. Особенности развития познавательной, личностной, эмоционально волевой сфер у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют фундаментальное значение, так как подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования.

         В содержание  занятий необходимо вводить игры и задания на формирование эмоциональной стабильности у воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.

Основные принципы взаимодействия с ребенком

         1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

        2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

        3. Меньше замечаний — больше похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».

        4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

        5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Требования к организации и методике проведения

логопедических занятий

        1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.

        2. Форма организации занятий — индивидуальная или в небольшой подгруппе.

        3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

        4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но

и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

         5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

         6. Использовать разнообразный наглядный материал.

         7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

         8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

         9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

        10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

         Игры и задания должны быть рассчитаны на групповую форму проведения, так как для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками она наиболее приемлема.

         При подборе игр и заданий на формирование эмоциональной стабильности у воспитанников наиболее эффективными я выделяю следующие направления.

Психогимнастика:

— учить передавать различные эмоции при помощи мимики и жестов, а также правильно понимать настроение других людей;

— развивать мимическую и артикуляционную моторику.

 Виды эмоциональных состояний:

— познакомить с различными видами эмоциональных состояний;

— научить различать и обозначать словами основные эмоции и чувства;

— дать представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;

— учить свободному выражению эмоциональных состояний, чувств через мимику (без слов), при помощи  цвета (раскраски разных настроений), речи;

— учить соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием.

Речь и эмоции:

— учить понимать, как речь связана с эмоциями, как слова могут влиять на настроение;

— развивать коммуникативные навыки;

— вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;

— обогащать словарный запас.

Эмоции в сказках:

— развивать связную речь;

— развивать умение анализировать прочитанное, оценивать поведение и черты поведения героев сказок.

         Приведем несколько игр и упражнений для организации коррекционной работы в рамках каждого направления.

         Психогимнастика — целостное упражнение, его элементы используются во всех играх и заданиях на формирование эмоциональной стабильности.

         Мимика — движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности подвижности мышц губ и щек.

         Важно, чтобы ребенок научился изображать при помощи мимики и жестов такие эмоциональные состояния, как боль, гнев, радость, печаль, веселье, грусть, страх, удивление, сомнение, подозрительность, равнодушие.

          На начальных этапах мимические упражнения рекомендуется выполнять детям перед зеркалом, чтобы они имели возможность зрительно контролировать свои движения. В этот период можно не только разучивать отдельные статические позы, но и демонстрировать последовательность разных выражений лица, выполняя динамические мимические упражнения. Например, я предлагаю  детям  изобразить с помощью мимики следующие ситуации: «Едим сладкий пряник. На вас лает злая собака. Получили подарок. Болит ухо. У вас праздник» и т.п. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается.

          Динамические упражнения позволяют вырабатывать такое важное качество, как переключаемость с одного движения на другое.

Упражнение «Мои достижения»

ЦЕЛИ

•  Выявлять осознание своих достижений.

• Использовать проживание позитивного эмоционального опыта.

• Развивать связную речь.

      Задание: попытайтесь вспомнить такие ситуации, когда вы испытывали гордость за свои дела и поступки. «Я горжусь собой, когда я...».

      Тебе есть за что собой гордиться?

      Нравится ли тебе это чувство?

      Что ты стремишься сделать для этого?

Игра «Эпизод из сказки»

ЦЕЛИ

• Формировать умение называть как можно больше качеств, присущих определенному сказочному герою.

• Обогащать словарный запас.

Задание: логопед показывает карточку с названием качества характера. Дети читают текст на карточке и по очереди называют не только персонаж, обладающий данным качеством, но и приводят пример, эпизод из сказки, иллюстрирующий наличие у персонажа соответствующего качества.

Упражнение

«Сказки на новый лад»

ЦЕЛИ

• Обучать умению оценивать поведение и черты характера сказочных героев.

• Развивать связную речь.

•  Обучать сочинению сказок

на новый лад.

Задание: представьте себе, что злые герои превратились в добрых, а добрые в злых. Придумайте сказки на новый лад. Какая бы получилась сказка о Колобке, если бы сам Колобок был злым? Придумайте сказку с доброй Бабой Ягой.

          С помощью игровых упражнений дети учатся различать и называть основные эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение может влиять на поведение человека; понимать, как речь, слова связаны с эмоциями. Ребята могут дать словесное определение каждому чувству. Например: «Я расстраиваюсь, если у меня не получается выполнить задание».

          Кроме того, упражнения помогли понять, что чувства не могут быть хорошими или плохими, что человек в разных жизненных ситуациях чувствует злость и радость, недовольство и страх, гордость и неуверенность, что плохими могут быть поступки, а не чувства. Работая со стихотворениями и сказками, дети научились анализировать прочитанное, оценивать поведение и черты характера героев.

          Материал и форма проведения игровых заданий были нацелены на развитие речи, мимики, коррекцию общения со сверстниками и взрослыми, учили управлять собственными эмоциями (формируя эмоциональную стабильность), что является очень важным моментом в условиях детского дома.

           Проводимые мной  игровые задания приобретают коррекционное значение по формированию эмоциональной стабильности именно как компонент целенаправленной, систематической, коррекционной учебно-воспитательной работы.

Учитель-логопед

МБДОУ №2 «Ладушки:

 Полякова С.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"

План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим.  В процессе изучения курса сем...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Занятие №2

Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Рекомендации к занятию №2

Рекомендации к занятию №2. Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

Проект по формированию эмоциональной стабильности у детей дошкольного возраста.

Цель проекта:  создание системы по формированию и развитию социально-эмоционального  аспекта личности воспитанников (формирование эмоциональной стабильности детей)....

Педсовет "Роль воспитательных воздействий на эмоциональную стабильность детей" "Создание условий для формирования эмоциональной стабильности детей"

Эмоциональная составляющая, как известно, играет важную роль в дошкольном возрасте. Проводя большую часть времени в детском саду, дети переживают в течение дня самые разные эмоциональные состояния: от...

Проект "Подвижные игры, как основной способ формирования эмоциональной стабильности личности у детей 4-5 лет"

Здоровьесберегающая и личностно-ориентированная технология.Тема проекта: «Подвижные игры, как основной способ формирования эмоциональной стабильности личности у детей 4-5 лет». Систем...