"Животные наших лесов".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Сюняева Дарья Олеговна

Цель: Обобщать представления о животных наших лесов в зимнее время;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;

- закрепление знаний детей по лексической теме “Животные наших лесов”;

- закрепление умения согласовывать количественные числительные с существительными;

-совершенствование звукового анализа;

- закрепление категорий творительного падежа существительных;

-развитие умения образовывать притяжательные;

-формирование  навыка  образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;

-развитие умения образовывать сложные прилагательные;

-закрепление умения употреблять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также с суффиксом -ищ- ;

-закрепление и практическое употребление предлогов «за» и «из-за» с существительными;

-развитие связной речи;

 

Коррекционно-развивающие:

-Развитие зрительного и слухового внимания;

-Развитие координации речи с движением;

-Развитие мышления, внимания, памяти;

-Развитие диафрагмального типа дыхания;

-Развитие общей и мелкой моторики;

 

Коррекционно-воспитательные:

-воспитание бережного отношения к природе;

-формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с использованием ИКТ на тему:  «Животные наших лесов».

Учитель-логопед Новаторова Дарья Олеговна

Цель: Обобщать представления о животных наших лесов в зимнее время;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;

- закрепление знаний детей по лексической теме “Животные наших лесов”;

- закрепление умения согласовывать количественные числительные с существительными;

-совершенствование звукового анализа;

- закрепление категорий творительного падежа существительных;

-развитие умения образовывать притяжательные;

-формирование  навыка  образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;

-развитие умения образовывать сложные прилагательные;

-закрепление умения употреблять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также с суффиксом -ищ- ;

-закрепление и практическое употребление предлогов «за» и «из-за» с существительными;

-развитие связной речи;

Коррекционно-развивающие:

-Развитие зрительного и слухового внимания;

-Развитие координации речи с движением;

-Развитие мышления, внимания, памяти;

-Развитие диафрагмального типа дыхания;

-Развитие общей и мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитание бережного отношения к природе;

-формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование: проектор с презентацией; зашумленная картинка; предметные картинки диких животных; цветовые кружки для звукового анализа; разрезные картинки, мяч, музыкальное сопровождение, фланелеграф.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети заходят в зал под веселую музыку.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Собрались все дети в круг:

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу  улыбнёмся.

(Передайте улыбку по цепочки)

Присаживайтесь на стульчики. Кто мне скажет, какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? День недели? Какой вчера был день? Какая сегодня погода?

Дети: Сейчас зима, месяц декабрь, день недели- четверг, вчера была среда. Сегодня погода морозная, пасмурная, холодная, снежная.

Логопед: А если мы отправимся в лес зимой, значит в лес какой?

Дети: Зимний!

2. Введение в тему.

Л: Мне сегодня пришло письмо, лесным животным нужна помощь, у них закончилась еда. Давайте им поможем? Я предлагаю собрать посылку и отправиться в путь.

Д: Мы поможем животным!

Л: А каких диких животных вы знаете? (дети называют животных, а логопед прикрепляет картинки к фланелеграфу.)

Мы узнали, как выглядят дикие животные, а теперь нам нужно будет их найти в лесу. (детям предлагается рассмотреть зашумленную картину Михеевой И.А).

  1. Основная часть. Повторение изученного материала.

Логопед: Ребята, чтобы собрать животным посылку, нужно знать, чем они питаются.

Игра «Кто чем питается».        (слайд 1).

Логопед раскладывает муляжи фруктов, овощей, орехов, грибов, мяса, рыбы и т.д.

Л: Чем питается медведь?

 Д: рыбой и медом.

Л: Чем питаются волк и лиса?

Д: рыбой и мясом.

Л: Чем питается заяц?

Д: капустой и морковкой.

Л: Чем питается ёж?

Д: яблоками и грибами.

Л: Чем питается белка?

Д: орешками и грибочками.

Логопед: Молодцы! Но нужно поторопиться, ведь медведь и ёжик впадут в спячку! Теперь нам пора в путь, предлагаю поехать на санях. (Дети выполняют имитацию движений по кругу).

Логопед: Вот мы и приехали. Ух, как холодно! Ручки наши замерзли, нужно их разогреть.

Руки в кулачки сожмём

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмём,

Сильно на него нажмём.

Дети сжимают руки в кулачки

 

Дуют на кулачки и ладошки разжимаются

 

По - очереди нажимают на пальцы правой и левой руки

Логопед: Ребята, посмотрите, это же детеныши животных, они потерялись. Мамы зовут своих деток. (слайд 2).

Логопед: Кого зовет лисица, медведица, ежиха, волчица, лосиха, зайчика, белка.

Дети отвечают полным предложением.

Логопед: Ребята, а кем будет буду детеныши, когда вырастут? (слайд 3-8).

  • Кем будет зайчонок – зайцем/зайчихой, лисенок – лисой/лисом и т.д.

Логопед: Молодцы, ребята!

  • Игра «Кто где живет?». (слайд 9).

Л. Ребята, пока дикие животные искали своих детёнышей, они сбились с пути и не могут найти свои домики. Что делать?

Д. Нужно им помочь найти домики.

Л. Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Л. Где живет белка?

Д. Белка живёт в дупле.

Л. Значит это чье дупло?

Д. Это беличье дупло.

Л. Где живет волк?

Д. Волк живёт в логове.

Л. Значит это чье логово?

Д. Это волчье логово.

Л. Где живет лиса?

Д. Лиса живёт в норе.

Л. Значит, это чья нора?

Д. Это лисья нора. И т.д.  

Л. Молодцы, ребята!

  • Игра с мячом.

(дети встают в круг, логопед по очереди бросает детям мяч).

Л.: Если у лисы тонкие лапы, то она какая

Д. Тонколапая

Л. У зайца длинные уши

Д. Длинноухий

Л. У белки рыжий хвост

Д. Рыжехвостая

Л. У медвеля короткий хвост

Д. Короткохвостый

Л.У ежа острый нос

Д. Остроносый

Л.У зайца косые глаза

Д. Косоглазый

Л. У лося длинные ноги

Д. Длинноногий

Л. Молодцы, ребята!

  • Игра «Чей? Чья? Чьи? »  (слайд 10)

  Л. Ребята, посмотрите, кажется, на лесной полянке кто-то спрятался от нас, может животные нас боятся?

Отгадайте, чьи уши спрятались.

Д. Это уши зайца. - Это заячьи уши.

Л. А где спрятался заяц?

Д. За сугробом.

Л. Чей хвост выглядывает?

Д. Это хвост белки. - Это беличий хвост.

Л. А откуда он выглядывает?

Д. Из-за дерева.

Л. Чья спина видна?

Д. Это спина волка. - Это волчья спина.

Л. А где видна спина?

Д. За сугробом.

Л. Чья морда спряталась?

Д. Это морда лисы – Это лисья морда.

Л. А откуда она выглядывает?

Д. Из-за за дерева.

  • Игра «Посчитай животных». (слайд 11).

Логопед:

По тропинкам бродят звери,

Их так много, как узнать,

Сколько белок и зайчишек?

Нужно их всех посчитать!

(Дети считают животных, а затем проверяют правильность выполнения задания)

5 лосей, 2 белки, 3 зайца…

  • Игра «Разбери словечко».

Ах, дождёмся мы беды

Потерялись вдруг следы.

"Как найти нам их в лесу?" -

Спрашивает лось лису.

А лиса в ответ скорбя:

"Нужно нам спросить ребят".

Л: Что же делать? Как найти следы лося и лисы? (Схемы слов)

Дети находят схемы слов на фланеграфе.

Л. Встанем в кружок и немножко отдохнём.

Из книги Ирины Лопухиной “Логопедия – речь, ритм, движение”.

  • Медведь по лесу бродит, (показываем медведя, идем в вразвалочку) 
    От дуба к дубу ходит. 
    Находит в дуплах мёд 
    И в рот к себе кладёт. ("достаем" мед рукой и кладем в рот) 
    Облизывает лапу 
    Сластёна косолапый, 
    А пчёлы налетают, 
    Медведя прогоняют. («отмахиваемся» от пчел) 
    А пчёлы жалят мишку: 
    «Не ешь наш мёд, воришка». (щипаем за нос и щеки) 
    Бредёт лесной дорогой 
    Медведь к себе в берлогу. (идем в вперевалочку) 
    Ложится, засыпает 
    И пчёлок вспоминает. (ложимся, засыпаем).
  • Л: Ребята, семьи животных нас встречают. (слайд 12).

Посмотрите, какие у волчицы усы, а у волка – усищи, а у волчонка- усики;

У медведицы лапы, а у медведя…. у медвежонка

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

У лосихи рога….

У ежихи когти…

  • Логопед: Давайте каждый из вас расскажет об одном животном по схеме (слайд 13).

Каждый ребенок выбирает животное и рассказывает о нем по мнемотаблице.

Л: Ребята, доставайте наши угощения. Животные нас благодарят и дарят нам свои разрезанные фотографии, давайте их сложим.

Дети собирают разрезные картинки из 6-7 частей.

4.Итог занятия.

Л: Вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Как вы думаете, животным хорошо жить в лесу?

Д: Да.

Л: А как люди должны вести себя в лесу?

Д: В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Л: Нам пора возвращаться в сад. (дети возвращаются по музыкальной дорожке обратно в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Животные наших лесов. Загадки о животных"

Вариантов применения презентации много....

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста (по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов, их детёнышей)

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста(по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов,их детенышей)...

Перспективное планирование на неделю по теме: "Царство животных - дикие животные наших лесов"

Планирование по теме: "Царство животных - дикие животные наших лесов" на неделю в подготовительной группе...