Педагогическая копилка учителя-логопеда «Домашние животные и дикие животные наших лесов» (из опыта работы)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №414 «Чебурашка»                                         учитель-логопед О. В. Мельникова

Педагогическая копилка учителя-логопеда

«Домашние животные и дикие животные наших лесов»

(из опыта работы)

  1. Планирование коррекционно-образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной логопедической группы ДОУ по лексической теме: «Домашние животные и дикие животные наших лесов»

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить:

названия домашних и диких животных и их детенышей, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят домашние животные.

Лексический материал: животные, их виды, части тела; детеныш, котенок; конура, коровник; ржать, лаять, лакать и т. д.; хищники; белка, еж, заяц, лиса, волк, медведь, лось, волчонок; берлога, логово, нора, норка, дупло; шкура и т.д.

«Кто в домике?» (усвоение названий детенышей животных. Составление предложений с предлогом с). Показывают картинки, а дети составляют предложения: В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.

Сосчитай до пяти

Косолапый медведь, хитрая лиса, глупый мышонок —...

Назови детенышей «Как зовут маму»? 

У зайчонка — ...            У волчонка —...

У лосенка —...                У медвежонка —...

«Кто кем будет?» (закрепление названий детенышей животных, развитие логического мышления, усвоение категории творительного падежа).

Щенок будет... {собакой). Котенок будет... {кошкой). Жеребенок будет... {лошадью). Ягненок будет.. {овцой). Козленок будет... {козой). Теленок будет... {коровой). Поросенок будет... {свиньей).

Какое слово не подходит?

Волк, проволока, волчонок, волчица.

Белка, белочка, белый, беличий.

Кто лишний?

Волк, лиса, собака, медведь.

Лось, волк, заяц, олень.

Сова, сорока, белка, ворона.

Угадай по действию. Какое домашнее животное:

кукарекает —...    мяукает —...   лает —...   ржет —...  мычит —...

блеет —...    хрюкает —...      квохчет —...

Измени по образцу: У кого чей хвост? У кого чьи уши?

Чей хвост у белки? — Беличий. Чьи уши у белки? — Беличьи.

У волка? —...    У медведя? —...    У зайца? —...     У лисы? — ...

У оленя? —...     У барсука? — ...     У рыси? —...

Кто как голос подает?

Волк — воет.     Медведь —     Кабан —...   Сова —...    Лиса —...

Закончи предложение

В берлоге живет....     В норе может жить ...

В дупле живет             Зимой в лесу можно встретить ....

Зимой в лесу никогда не увидишь ...

Кто где живет?

Лошади — в конюшне.  Коровы— ...   Свинья — ...  Собака —...

Телята —...      Кролики —...

Объясни словечко

Табун — много лошадей.    Стадо — много...

Отара — много...                  Свора — много ...

Беседа

Названия домашних животных; их внешний вид и повадки; в чем  польза домашних. Повадки диких животных; их внешний вид; где они живут; чем питаются; названия их детенышей.

Составление рассказа-описания «Лиса»:

«Лиса — это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной».

Когда так говорят?

Держать в ежовых рукавицах.

Медведь на ухо наступил.

Волков бояться —в лес не ходить.

Купить кота в мешке.

Составление сравнительных рассказов (употребление союза – а).

Составление рассказа по серии картин «Сабака-санитар», беседа о служебных собаках.

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога.

Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлог с, и его схематическое изображение.

Дифференциация звуков Ф – Фь.

Общая моторика:

Медвежонок -- топ-топ,

А ежонок — хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок — шмыг-шмыг,

А лосенок — брык-брык

А рысенок — прыг-прыгю

(Импровизация ритмических движений: на каждую строчку — четыре однотипных движения).

Пальчиковая гимнастика:

Котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

Лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясет бородою.

Артик. гимн.:

Упражнение для губ «Зайчик»

(верхняя губа отведена вверх, чтобы виднелись верхние зубы. Нижняя губа прижата к нижним зубам. Держать 10 сек.)

Упражнение для щёк и языка «Белочка убирает орешки в дупло»

(рот закрыт, острый язык толкается сначала в одну, затем в другую щёку).                                         

 Д\и: «Четвертый лишний»

 «Запомни ряд»,

Хитрые вопросы

У кого больше лап — у лисы или белки?

Сколько у двух зайцев ушей, хвостов, лап?

Кого (чего) больше — зайцев или заячьих ушей?

Кто больше: зайчиха или зайчонок, медвежонок или медведица, волчонок или волчица?

Что общего и чем отличаются друг от друга?

Белка и лиса.

Лиса и волк.

Лось и олень.

Собака и волк.

Корова и коза.

Вспомни русские народные сказки, где героями были:

Медведь, лиса, волк, заяц, мышь, лягушка.(Теремок)

Заяц, волк, медведь, лиса. (Колобок)

  1. Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы

Дети должны усвоить: названия домашних и диких животных и их детенышей, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят домашние животные.

Лексический материал: животные, их виды, части тела; детеныш, котенок; конура, коровник; ржать, лаять, лакать и т. д.; хищники; белка, еж, заяц, лиса, волк, медведь, лось, волчонок; берлога, логово, нора, норка, дупло; шкура и т.д.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Медвежонок -- топ-топ,

А ежонок — хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок — шмыг-шмыг,

А лосенок — брык-брык

А рысенок — прыг-прыгю

Руки на поясе, 2 раза топают.

2 раза хлопнуть в ладоши.

2 раза щёлкнуть пальцами.

Руки на поясе, ноги вместе, 2 раза прыгнуть.

Прыгнуть сначала на одной, затем на другой ноге.

2. Развитие мелкой моторики

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

Поочерёдное соединение всех пальцев с большим пальцем на левой руке.

Соединить ладони и положить под  щёку.

Поочерёдное соединение пальцев с большим пальцем  на правой руке.

Правую ладонь приставить ко лбу, «смотреть» вдаль.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ «Зайчик»

Упражнение для щёк и языка «Белочка убирает орешки в дупло»

Верхняя губа отведена вверх, чтобы виднелись верхние зубы. Нижняя губа прижата к нижним зубам. Держать 10 сек.

Рот закрыт, острый язык толкается сначала в одну, затем в другую щёку.                                        

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) «Скажем  наоборот»  Заменить твёрдый звук [Ф] на мягкий [Фь]: фа-фа-фа          фя-фя-фя и т. д.

2) «Назовём  первый звук», «Назови последний звук».  

3) Игра «Хлопай – топай»   На звук [Ф] – топать, а на звук [Фь] – хлопать.

4)  Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши:  «Ёж (1 хлопок); волк (1); за-яц (2);     ли-са (2); мед-ведь (2); лось (1); рысь (1); бар-сук (2); бел-ка (2)».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

Сосчитай до пяти: косолапый медведь, хитрая лиса, глупый мышонок —...

Назови детенышей «Как зовут маму»? 

У зайчонка — ...            У волчонка —...

У лосенка —...                У медвежонка —...

«Кто кем будет?» (закрепление названий детенышей животных, развитие логического мышления, усвоение категории творительного падежа).

Щенок будет... (собакой). Котенок будет... (кошкой). Жеребенок будет... (лошадью). Ягненок будет.. (овцой). Козленок будет... (козой). Теленок будет... (коровой). Поросенок будет... (свиньей).

Кто лишний?

Волк, лиса, собака, медведь.

Лось, волк, заяц, олень.

Сова, сорока, белка, ворона.

Угадай по действию. Какое домашнее животное:

кукарекает —...    мяукает —...   лает —...   ржет —...  мычит —...

блеет —...    хрюкает —...      квохчет —...

Кто как голос подает?

Волк — воет.     Медведь —     Кабан —...   Сова —...    Лиса —...

Закончи предложение

В берлоге живет....     В норе может жить ...

В дупле живет             Зимой в лесу можно встретить ....

Кто где живет?

Ёж – в норе. Заяц – под кустом. Лошади — в конюшне. Коровы— ... Свинья — ... Собака —... Телята —...      Кролики —...

Объясни словечко

Табун — много лошадей.    Стадо — много...

Отара — много...                  Свора — много ...

6. Развитие связной речи

Беседа. Названия домашних животных; их внешний вид и повадки; в чем  польза домашних. Повадки диких животных; их внешний вид; где они живут; чем питаются; названия их детенышей.

Составление рассказа-описания «Лиса»:

«Лиса — это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной».

Когда так говорят?

Держать в ежовых рукавицах.

Медведь на ухо наступил.

Волков бояться —в лес не ходить.

Купить кота в мешке.

Составление сравнительных рассказов (употребление союза – а).

Составление рассказа по серии картин «Сабака-санитар», беседа о служебных собаках.

7. Индивидуальная работа

Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у Лёни П. звука Р и Рь!!! У Таси – Р, Рь и Л. Отслеживать спонтанную речь Насти,  Алисы, Вани.

Работа над слоговой структурой слова (сложные слова) - Настя.

Индивидуальные занятия у зеркала с Женей ежедневно по речевому материалу (см. закладки в тетради).

  1. План-конспект

занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Звуки Ф - Фь»

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить различать мягкие и твёрдые согласные звуки с опорой на различные виды контроля; обозначать звуки Ф и Фь буквой Ф;

- формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-развивающие:

- научить правильно произносить звуки [Ф] — [Ф'],дифференцировать их на слух и в произношении;

- закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов;

- учить дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков изолированно, в слогах, словах;

- упражнять в звуковом анализе слогов, слов;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение следить за правильным произношением вновь поставленных звуков в спонтанной речи.

        Оборудование: предметные картинки, буквы, индивидуальные наборы для составления схем, индивидуальные тетради с заданием, цветные карандаши, зеркала, счётные палочки, профили артикуляции звуков.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Развитие мелкой моторики:

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

Поочерёдное соединение всех пальцев с большим пальцем на левой руке.

Соединить ладони и положить под  щёку.

Поочерёдное соединение пальцев с большим пальцем  на правой руке.

Правую ладонь приставить ко лбу, «смотреть» вдаль.

  1. Развитие дыхания и голоса.
  2. Составление предложений с заданным предлогом.
  3. Введение в тему: как фырчит кот? (ф-ф-…)
  4. Уточнение артикуляции звука Ф. Характеристика, обозначение на схеме (губно-зубной).

 «Скажи наоборот».

                «Узнай звук»: вставайте, если услышите Ф: кофта, ваза, шарф, форма, вагон, фазан, вилка.

А) «Дружные звуки». Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки.

[ф], [о], [н];

[ф], [а], [н], [т], [ы];

[к], [а], [ф], [э];

[фь], [и], [нь], [и], [к].

Б) «Дружные звуки». Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки.

[фь], [и], [ль], [и], [н];

[фь], [и], [к], [у], [с];

[фь], [и], [нь], [и], [к].

Физминутка.

Медвежонок -- топ-топ,

А ежонок — хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок — шмыг-шмыг,

А лосенок — брык-брык

А рысенок — прыг-прыгю

Руки на поясе, 2 раза топают.

2 раза хлопнуть в ладоши.

2 раза щёлкнуть пальцами.

Руки на поясе, ноги вместе, 2 раза прыгнуть.

Прыгнуть сначала на одной, затем на другой ноге.

  1. Подбор слов к схемам: сгсг, сгс.
  2. Работа в тетрадях. Связь буквы и звуков:

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу.

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

Узнай букву.

Звуковой анализ: фон, муфта.

Составление предложений. Схема предложения.

Упражнение в ориентации на листе.

8. Д\и «Мама и сынок».

9. Итог занятия.

  1. Материал для рабочей тетради воспитанников

ФОН        МУФТА

У Фаины финики.

  1. Материал для оформления стенда учителя-логопеда

На этой неделе дети будут анализировать слова с согласными звуками Ф и Фь, дифференцировать звуки Ф - Фь.

На занятиях мы будем:

- выполнять звуковой анализ слов (зажигать фонарики);

- составлять слоговые схемы, выделяя ударный слог в слове;

- составлять предложения с предлогом С и записывать их с помощью схемы;

- читать и печатать слоги и слова с буквой Ф.

Полезные игры:

«Кто больше!» (подбираем поочерёдно слова со звуками Ф и Фь);

«Сколько слогов в слове» (хлопаем или прыгаем, считаем, определяем ударный слог, называем его);

«Составь предложение» (с предлогом С).

    Тема: «Домашние и дикие животные наших лесов»   

Родителям рекомендуется:

         - рассмотреть вместе с ребёнком картинки; познакомить его с названиями домашних и диких животных нашего леса; закрепить в словаре обобщающие понятия «дикие животные» и «домашние животные»;

         - закрепить названия частей тела животных (туловище, голова, хвост, рога, копыта и т.д.);

        - рассказать ребёнку о том, чем питаются домашние и дикие животные наших лесов, где живут (в конуре, норе, берлоге, логове, дупле и т.д.).

Полезные игры:

   «Угадай-ка». Дополнить предложения:

        Ноги, копыта, рога – у … (лося).

        Кисточки на ушах – у …(белки, рыси).

        Иголки на теле – у … (ежа).

        «Подбирай, называй, запоминай». Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий):

  • Медведь (какой?) – бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.

Лиса (какая?) - …     Собака (какая?)- ….    Заяц (какой?)- …и т. д.

  • Медведь (что делает?) – переваливается, ревёт, спит и т.д.

Лиса …          Кошка …      Заяц ….       Корова … и т. д.

       «Подскажи словечко». Ответить на вопросы:

        Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? …(Ежиную)

        Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор?...

        Лосю вылечил ногу. Чью ногу вылечил доктор? …

        Медведю вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор? …

        Лисе вылечил голову. Чью голову вылечил доктор? …

        Белке вылечил ухо. Чьё ухо вылечил доктор? …

        Зайцу вылечил глаз. Чей глаз вылечил доктор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Дикие животные наших лесов"

Педагогический проект "Дикие животные наших лесов"...

Педагогический проект " Дикие животные нашего леса"

https://наше-подмосковье.рф/projects/35881/Знакомство с окружающим миром на примере макетирования объектов природы, очень показательно, как создание специальных элементов предметной среды для развития...

Педагогический проект Дикие животные нашего леса

Педагогический проект Дикие животные нашего леса...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....

Еженедельное планирование. Тема недели: "Домашние животные и дикие животные наших лесов"

Еженедельное планирование «Домашние животные и дикие животные наших лесов»План работы на неделю с 17 января по 21 января 2022Тема недели: «Домашние животные и дикие животные наших ле...