Развитие мелкой моторики
статья по логопедии по теме

Прокопенко Светлана Геннадьевна

В этой статье описывается: в чём же причина задержки речевого развития; рассматривается взаимосвязь мелкой моторики и речевых возможностей ребенка; предлагаются игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья10.1 КБ

Предварительный просмотр:


 Развитие мелкой моторики

   У детей довольно часто отмечается задержка в развитии речи, хотя у них нет нарушений слуха или органического поражения центральной нервной системы.

В чём же тогда причина? Некоторое время назад было мнение, что главное от чего зависит развитие речи — это степень речевого общения ребенка с окружающими его взрослыми. Безусловно, это неотъемлемая часть условий необходимых для того, чтобы ребенок заговорил, но необходимо учитывать еще и другие факторы. Если посмотреть на снимок головного мозга, то можно увидеть, что часть мозга, которая отвечает за движения артикуляционного аппарата расположена рядом с двигательной  областью. Можно предположить, что развитие моторной функции артикуляционного аппарата зависит от развития моторики ребенка в целом. Однако, это не так. Проведенные исследования позволяют утверждать, что одна треть всей площади двигательной зоны головного мозга — проекция кисти руки. Развитие мелких движений пальцев рук оказывает большое воздействие на развитие активной речи детей. Также есть данные, которые доказывают, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводился следующий опыт: просили детей показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Те дети, которые смогли изолированно повторить движения пальцев, уровень речевого развития высокий, соответствует возрастной норме. А те дети, которые не говорят, с низким уровнем речевого развития, сгибают и разгибают пальцы только вместе, пальцы находятся в состоянии напряжения. Можно сделать вывод, что пока движения пальцев не станут свободными, речевое развитие этих детей будет затруднено, не соответствовать возрастной норме.

   Также проводились исследования двигательной функции руки, которые установили, что детям после трех лет доступны такие, например,  позы пальцев как: гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети же пятилетнего возраста могут повторить чередование: кулак, ладонь, ребро. Если выше описанные пробы вызывают у ребенка затруднение, то наблюдаются речевые нарушения.

   Так в чем же суть связи движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе эволюции человечества неразрывно связаны с речевой функцией. Самой первой формой общения были жесты, эволюционируя они стали сочетаться с возгласами и выкриками. Прошли долгие тысячелетия пока речь приобрела ту форму, которую мы наблюдаем  сегодня при речевой норме. Движения пальцев рук тоже постепенно совершенствовались. Каждое новое поколение людей выполняет все более сложную, тонкую работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Аналогично  развивается и речь ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, то и начинается развитие речи. Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми шести-семи месяцев. Это поглаживание, сгибание, разжимание пальчиков. С десятимесячного возраста давать перебирать крупные предметы, затем уже более мелкие, например, бусы на резиночке. Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:

  •  мозаику (мелкую, крупную), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания камешков и разнообразны мелких предметов;
  • наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук);
  • наборы колец разно величины для нанизывания;
  • цветные клубочки ниток для перематывания;
  • пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
  • наборы  веревочек для развязывания и завязывания узелков различной толщины;
  • наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь);
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков;
  • пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
  • Игрушки-шнуровки;
  • Рамки и вкладыши, пазлы.

  Невозможно перечислить все многообразие всевозможных дидактических игр   и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Творите и придумывайте своё, ваше воображение безгранично! Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...